Библиографическое описание:

Зухов А. С., Волков П. Ю. Срочный тренировочный эффект беговых нагрузок субмаксимальной интенсивности, выполняемых в облегченных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 967-970.



В статье представлен способ выполнения беговых нагрузок, осуществляемых в субмаксимальном режиме работы, с использованием дополнительной помощи при преодолении дистанции, а также описан срочный тренировочный эффект, полученный от применения данных нагрузок, который проявляется в улучшении времени прохождения дистанции 1000 м после выполнения бега, осуществляемого в облегченных условиях.

Ключевые слова: срочный тренировочный эффект, субмаксимальная интенсивность, бег на средние дистанции

Выполнение беговых нагрузок в облегченных условиях показало свою эффективность при развитии скоростных способностей. Это объясняется тем, что использование облегченных условий в тренировочном процессе помогает спортсмену повысить свою максимальную скорость и в многократных повторениях «запомнить ее» [12,с.13]. Обзор научных исследований, сделанных Н.Романовой показывает, что в тренировке спринтеров применяются в основном следующие средства, позволяющие превышать максимальную скорость бега за счет создания искусственных условий при выполнении движений: бег по наклонной дорожке, бег с принудительной тягой, бег по бегущей дорожке («инерционная дорожка») и бег с использованием системы облегчающего лидирования (СОЛ) [10,с.3]. При этом, наиболее широко применяемыми средствами, позволяющими превышать максимальную скорость бега в тренировочном процессе, являются бег с принудительной тягой и бег по наклонной дорожке. При использовании данных средств необходимо придерживаться определенных правил. При выполнении упражнений на наклонной дорожке угол ее наклона не должен превышать 3градусов. Кроме того, бег под уклон должен чередоваться с пробежками в обычных и затрудненных условиях (бег в гору). При использовании принудительной тяги наиболее эффективной будет тренировка, в которой спортсмен будет пробегать дистанцию 50м с принудительной тягой на 0,5 с лучше, чем в обычных условиях [10,с.3].

Следует уточнить, что перечисленные средства развития скоростных способностей относятся к нетрадиционным средствам подготовки, это подтверждается тем обстоятельством, что ни в одной анализируемой нами тренировочной программе, представленной в специальной литературе, не предусматривается выполнение беговой нагрузки с использованием внешней дополнительной помощи спортсмену [4, 5, 6, 8 и др.]. Таким образом, с одной стороны всем известна эффективность применения средств, облегчающих условия выполнения упражнений, а с другой стороны их использование при развитии скоростных способностей не получило широкого распространения в реальном тренировочном процессе.

В подготовке бегунов на средние дистанции применение внешней дополнительной помощи при выполнении беговых нагрузок практически не используется в тренировочном процессе. Анализ литературных данных позволил нам найти лишь одну публикацию, в которой рекомендуется использовать буксировочное устройство с дозированной силой тяги, на дистанциях от 200м до 3000м с околопредельной и сверхпредельной скоростью. Такую нагрузку рекомендуется выполнять 2 − 3раза в неделю, пробегая 1 − 2отрезка за тренировку. В результате чего, по заверению авторов исследования, спортивные результаты спортсменов уже через 4 − 5недель существенно улучшаются [1,с.18]. Однако, использование данного буксировочного устройства в условиях легкоатлетического манежа и стадиона не представляется возможным в связи с тем, что необходимо использовать мотоцикл для реализации данной идеи. В тоже время данные полученные в проведенном исследовании свидетельствуют о целесообразности применения средств, облегчающих условия выполнения беговых нагрузок в субмаксимальном режиме работы для улучшения результатов в беге на средние дистанции.

В данном исследовании нами предложен способ выполнения беговых нагрузок с использованием дополнительной помощи спортсмену, который может быть реализован при выполнении упражнений в условиях легкоатлетического манежа, а также описан срочный тренировочный эффект от применение данных упражнений.

Организация исследования. Висследовании приняли участие 1студент и 1студентка Алтайского государственного технического университета. В тренировочном занятии, проведенном в легкоатлетическом манеже 1октября 2016 г. спортсмен сдавал контрольный норматив бег 1000м с фиксированием времени пробегания дистанции. В занятии, проведенном 2октября студент выполнял уже 2контрольных бега на дистанции 1000м, при этом в первом случае он осуществлял бег с внешней дополнительной помощью в виде тяги его на резиновом амортизаторе другими студентами, а повторный бег выполнялся с установкой на достижение максимально высокого результата после отдыха, определяемого самим спортсменом. Студентка выполняла идентичную нагрузку в период с 21 по 22октября.

Результаты исследования иих обсуждение. Результаты исследования (рис. 1) свидетельствуют о том, что у юноши и у девушки после выполнения бега, осуществляемого в виде тяги на резиновом амортизаторе, при преодолении дистанции 1000 м проявляется срочный тренировочный эффект в улучшении результатов, показанных при повторном пробегании дистанции в обычных условиях. Так, юноша показал результат в беге на 1000 м 1 октября 2016 г. 3,16 мин, а 2 октября после преодоления дистанции 1000 м с внешней дополнительной помощью показал результат 3,05мин. Очевидно, что за один день спортсмен не мог стать лучше подготовлен на столько, чтобы преодолеть дистанцию 1000м на 11сек быстрее, это позволяет нам связать данные улучшения с проявлением срочного тренировочного эффекта от выполнения бега, осуществляемого с внешней помощью. Отметим, что время, показанное в беге на дистанции 1000 м при выполнении его с тягой на резиновом амортизаторе, составило 2,54 мин. Таким образом, спортсмен при использовании внешней помощи пробежал дистанцию 1000 м на 22 сек быстрее своих возможностей, при этом не составляет большого труда добиться и больших улучшений результата. Так, девушка, которая принимала участие в нашем исследовании, пробежала дистанцию 1000 м с внешней дополнительной помощью за 3,20 мин, имея лучший результат до этого момента 4,20 мин. Таким образом, студентка преодолела дистанцию 1000 м на 60 сек быстрее своих максимальных возможностей, при этом она смогла пробежать дистанцию после 15 минутного отдыха за 4,10 мин, превысив свое личное достижение на 10 сек.

Рис. 1 Срочный тренировочный эффект, полученный от выполнения беговой нагрузки, при преодолении дистанции 1000 м с внешней дополнительной помощью

Основные затруднения при реализации предложенного в данном исследовании способа выполнения беговых нагрузок субмакимальной мощности с использованием дополнительной помощи связаны с тем, что необходимо наличие людей, способных поддерживать заданную скорость передвижения на необходимой дистанции. В нашем случае задача была решена при помощи спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, для которых не составляет большого труда преодолеть дистанцию 200 м за 35 сек (в случае выполнения бега юношей) и быстрее. При этом после преодоления одного круга, составляющего 200 м, лидер, осуществляющий внешнюю дополнительную помощь при преодолении дистанции 1000 м, менялся. Таким образом, чем длиннее будет дистанция, тем большее количество помощников будет необходимо. Кроме того, необходимо стремиться, чтобы скорость передвижения была равномерной, то есть без ускорений и замедлений при преодолении дистанции. Чтобы не нарушать технику бега при пробегании виражей, длина резинового амортизатора была небольшой и составляла около 5 метров.

Для повышения результативности бега, выполняемого в субмаксимальном режиме работы, в частности, при выполнении бега на 1000 м, рекомендуются различные средства и методы. Если ориентироваться на данные В. Н. Селуянова, то необходимо осуществлять подбор средств и методов таким образом, чтобы от их применения происходило увеличение максимальной алактатной мощности (МАМ) и скорости бега на пороге анаэробного обмена (ПАНО) [11, с. 27]. Так для повышения МАМ можно воспользоваться программой, разработанной С. И. Вовк [3, с. 15], либо любой другой программой, направленной на повышение скорости бега. Средства и методы повышения скорости бега на ПАНО описаны достаточно широко [7, 13, 14 и др.]. В тоже время Ю. В. Верхошанский предлагает использовать разработанную им принципиальную модель системы тренировки в беге на выносливость, в которой подробно описаны применяемые средства и методы, а также последовательность их применения в годичном цикле [2]. При этом, ни в одной из представленных публикаций нет рекомендаций, которые бы относились к выполнению бега с использованием внешней дополнительной помощи при выполнении беговых упражнений. В основном же рекомендуются к использованию дистанционные методы тренировки и бег в усложненных условиях (бег, выполняемый с «тормозом», либо бег в гору). Однако это не означает, что лишь данными средствами нужно ограничиваться в подготовке бегунов на средние дистанции. Необходимо также осуществлять поиск нетрадиционных средств и методов подготовки, выявлять их эффективность и разрабатывать технологию их применения в тренировочном процессе. Если этого не делать, то мы вернемся к ситуации, когда большинство исследователей будут обосновывать уже используемые практикой средства, о чем писал И. П. Ратов еще в 1977 году [9].

Литература:

  1. Буксировочное устройство / Ж.Холодов, А.Хломенок, П.Хломенок, А. Якимов // Легкая атлетика. — 1982. — № 6. — С. 18.
  2. Верхошанский, Ю. В. Физические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю. В. Верхошанский. — М.: Советский спорт, 2014. –80 с.
  3. Вовк, С. И. Специфика адаптации к нагрузкам алактатно-анаэробной направленности / С. И. Вовк // Научный атлетический вестник. — 1999. — № 1. — С. 14–18.
  4. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Примерные программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. — М.: Советский спорт, 2005. — 116 с.
  5. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 597 с.
  6. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
  7. Мякинченко, Е. Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклически видах спорта / Е. Б. Мякинченко, В. Н. Селуянов. — М.: ТВТ Дивизион, 2009. — 360 с.
  8. Озолин, Э. С. Спринтерский бег / Э. С. Озолин. — М.: Человек, 2010. — 176 с.
  9. Ратов, И. П. Рационализация системы подготовки спортсменов / И. П. Ратов // Научно-спортивный вестник. — 1977. — № 6. — С. 3–7.
  10. Романова, Н. Спринт: нетрадиционные средства тренировки. Обзор научных исследований / Н.Романова // Легкая атлетика. — 1983. — № 12. — С. 3–4.
  11. Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В. Н. Селуянов. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 104 с.
  12. Спринт: теория и практика: эффект «динамического срыва» / Н.Лавриненко, И.Кравцев, З.Петрова // Легкая атлетика. — 1988. − № 10. — С. 13–14.
  13. Фитзингер, П. Бег по шоссе для серьезных бегунов пер. с англ. / П.Фитзингер, С.Дуглас. — Мурманск: Тулома, 2007. — 192 с.
  14. Янсен, П. ЧСС лактат и тренировки на выносливость: пер. с англ. / П.Янсен. — Мурманск: Тулома, 2006. — 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle