Автор: Казаков Озод Раджапович

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.11.2016

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Казаков О. Р. Место и применение тактических действий в спринтерском беге // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 972-974.



В настоящее время очень высокий уровень технической, физической и волевой подготовки легкоатлетов разных стран никого не удивляет. Поэтому в большинстве случаев решающим фактором достижения успеха на международных соревнованиях различного уровня становится уровень владения искусством тактики.

Тактическая подготовка состоит не только из овладения знаниями в данной области, применении их в соответствии с конкретным видом легкой атлетики. В специальную тактическую подготовку входит разработка соответствующих приемов и способов соревнования, изучение и учет возможностей конкретных будущих соперников, составление планов, графиков, вариантов. В общем, тактическое мастерство основывается на богатстве знаний, умений и навыков, обеспечивающих точное выполнение намеченного плана, оперативную оценку ситуации при неудаче и принятия оптимального решения.

Задачами тактической подготовки являются:

1) изучение общих правил тактики;

2) изучение сущности и закономерностей спортивных соревнований, и особенно вида легкой атлетики, на которой специализируется спортсмен;

3) изучение тактических ходов, средств и возможностей в том виде легкой атлетики, в которой специализируется спортсмен;

4) изучение тактического опыта сильных спортсменов;

5) изучение практического применения тактических элементов, приемов, путей и вариантов на занятиях, тренировках и соревнованиях («тактические учения»);

6) изучение силы соперников, их тактической, физической и волевой подготовки, тактические приемы, варианты и системы соревнований с учетом ситуации и иных внешних условий.

После изучения всего этого спортсмен с учетом конкретного своего соперника должен разработать тактику на предстоящие соревнования, (выбрать наиболее целесообразную схему соревнования, варианты решения определенных задач, найти их решение, составить график и т. п.). также необходимо проанализировать прошлые соревнования, тактику и эффективность элементов, вариантов, их составляющих, сделать соответствующие выводы. Знания в области тактики формируются путем изучения специальной литературы, слушания лекций, бесед, наблюдения за соревнованиями, а также в процессе практических занятий и анализа.

Основное средство обучения тактике — повторное выполнение упражнения или действия по намеченному плану (с изменением скорости бега, тактической схемы, применением в “сложившейся” ситуации одного из выработанных вариантов и пр.).

Тактическое мастерство тесно связано с развитием физических и волевых качеств. Недостаточность скорости и выносливости часто препятствует повышению тактического мастерства. Например, несмотря на то, что с тактической точки зрения бег с изменяющимся темпом достаточно эффективен, спортсмен не может вынести ускорение несколько раз за 400 метров и поэтому применение такого бега нецелесообразно.

Зачастую перед попыткой реализации намеченной тактической комбинации приходится повысить функциональные возможности спортсмена.

Тактику изучают в учебных сборах, тренировках, непосредственно в ходе соревнований. Особенно в последние этапы подготовки изучение тактики должно осуществляться одновременно с физической и волевой подготовкой. Обучение тактике при выполнении упражнения (вида) в полную силу — важное условие успеха. На «тактических занятиях», т. е. на занятиях по специальному виду спорта особое внимание уделяется выполнению действий в условиях, максимально приближенных к соревнованиям. Основными методами обучения и совершенствования тактической подготовки являются:

обучение тактическим элементам и действиям по отдельности или связывая их между собой, целостное выполнение, словесное объяснение, анализ действий (своих и соперника), повторение элементов, связок, действий, разработка вариантов тактических действий, выполнение творческих заданий в ходе занятий и соревнований, тактические занятия.

Для совершенствования распределения спортсменом своих сил в ходе соревнований применяют следующие систематические методы:

  1. Выполнение запланированных на занятиях разделов, точное выполнение намеченных систем взаимодействия с введением отрицательных факторов.
  2. Повторное выполнение межфинишных упражнений.
  3. Отведение финиша на определенное расстояние.
  4. Последовательное упражнение с отдохнувшими партнерами (соперниками).
  5. Неоднократное выполнение упражнений с уменьшением нагрузки, расслаблением, в условиях, максимально приближенных к соревновательным.

Для развития навыков легкого перехода спортсмена от одной системы тактических действий к другой применяют следующие методы:

  1. Переход спортсменов по ранее оговоренному сигналу с одной тактической комбинации и приемов к другим.
  2. Неожиданное создание меняющихся условий, требующих от спортсмена быстрого и творческого мышления.
  3. Проведение товарищеских соревнований с соперниками, заметно отличающимися стилем ведения тактической борьбы.

С помощью приведенных ниже методов формируются навыки, связанные с правильным выбором и применением конкретного тактического приема из своего арсенала в связи с изменившимися условиями:

  1. Выполнение упражнений с усложнением тактических приемов, вызванных необходимостью правильного их выбора.
  2. Введение элементов преодоления противостояния соперника, конкретных тактических задач, требующих творческого, самостоятельного мышления.

Непосредственное наблюдение за соревнованиями может преследовать цели: уяснить определенные моменты, оценку действий и особенностей соперника, разработку своих тактических действий.

Как было сказано выше, при равных показателях физической и волевой подготовки нередко успех гарантирует высокий уровень тактической подготовки. Осознанное и умелое применение на научной, психолого-педагогической основе описанных выше методов и средств тактической подготовки, выработка соответствующих умений и навыков является важнейшей задачей педагогов-тренеров.

Основные термины (генерируются автоматически): тактических действий, тактической подготовки, тактической комбинации, волевой подготовки, легкой атлетики, применение тактических действий, Задачами тактической подготовки, вариантов тактических действий, совершенствования тактической подготовки, изучение тактических ходов, уровень тактической подготовки, точное выполнение, средств тактической подготовки, ходе соревнований, усложнением тактических приемов, системы тактических действий, тактической точки зрения, применения тактических элементов, стилем ведения тактической, тактической схемы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос