О проблеме реализации двигательного потенциала в легкоатлетическом спринте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (9) сентябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Губин, Е. С. О проблеме реализации двигательного потенциала в легкоатлетическом спринте / Е. С. Губин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/9/477/ (дата обращения: 20.04.2024).

В последнее время наметилась устойчивая тенденция отставания российских спринтеров на мировой спортивной арене, что в  соответствии с современной концепцией индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов, основанной на методологии системного подхода, приводит к необходимость пересмотра отдельных положений построения тренировочного процесса и качественного совершенствования подготовки отечественных спринтеров.

Практическое решение данной проблемы большинство тренеров связывают с интегральной подготовкой легкоатлетов, увеличивая объёмы использования соревновательного и адекватных специальных упражнений.

Анализ выполнения тренировочных нагрузок спринтерами высокой квалификации  за последние 30 лет, а также этапы развития спорта в целом показывают, что в период 70-80-х гг. наблюдалась тенденция к ежегодному увеличению средств подготовки на 6-8%.

С середины 80-х гг. до начала 90-х гг. объёмы годовой нагрузки снизились на 12-13%, а показатели интенсивности основных средств подготовки повысились на 3-5%.

С середины 90-х гг. по настоящее время сохранилась тенденция увеличения интенсивности тренировочного процесса в среднем на 1,5-2,5% в год за счёт уменьшения объёма нагрузок на отдельных этапах годичного цикла на 3,1-3,8%.

В разные годы специалисты были убеждены, что такая вариативность динамики тренировочных нагрузок, в конечном счете, приведёт функциональное состояние организма спринтеров к повышению уровня специальной работоспособности и достижению планируемых результатов.

Данное направление в ряде видов спорта сохраняется и сегодня, поскольку является, по мнению отдельных тренеров, мощным рычагом, оптимизирующим специальную подготовку.

 Однако, значительное увеличение доли специализированных средств, интенсивности их применения в спортивной подготовке в отечественной лёгкой атлетике привели к обострению целого ряда проблем:

- повышение доли специализированных средств в подготовке спринтеров часто не обеспечивает эффективной оптимизации двигательных возможностей и планируемого роста результатов из-за недостаточной оперативности и объективности выявления и устранения лимитирующих факторов и педагогических ошибок;

- коренное противоречие между постоянно возрастающими требованиями к организму спортсменов, диктуемыми тенденцией к росту мировых достижений, обострением конкуренции в крупнейших соревнованиях и природными возможностями человека;

- повышение уровня физической подготовленности приводит к задержке роста технического мастерства, в результате спортсмен не может более эффективно использовать свой двигательный потенциал;

 Сложность рассматриваемой проблемы становится более очевидной, если разработка и построение тренировочных программ имеет в виду не столько выполнение каких-то параметров задаваемых нагрузок (чаще всего параметры задаваемой нагрузки ориентированы на максимальное значение), сколько получение запрограммированных срочных, отставленных и долговременных тренировочных эффектов, двигательных действий, а также как  можно более эффективную реализацию спортсменом своего двигательного потенциала.

Всё выше сказанное приводит к выводу о том, что построение процесса подготовки, а, следовательно, и тренировочных программ должно быть направлено на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности и оптимизацию двигательных возможностей спортсмена.

В отечественной теории и методики лёгкой атлетики есть довольно много работ, посвященных  подготовке спринтеров, развитию тех или иных физических качеств у бегунов, а также  организации педагогического контроля в беге на короткие дистанции [1,2,3,4,9 и др.], однако,  вопросы оценки структуры специальной подготовленности спортсменов до настоящего времени разработаны недостаточно. Прежде всего, это определяется недостатками разработки вопросов оценки степени реализации двигательного потенциала в условиях соревновательного упражнения.

Формирование рациональной структуры движений легкоатлетов в соревновательном упражнении во многом определяется объективностью управления процессами использования в тренировке специальных упражнений.

Эффективность применения специальных упражнений зависит от многих факторов и, в первую очередь, от успешного решения таких вопросов как: подбор упражнений, соответствующих по биомеханической структуре соревновательному, интенсивность их выполнения, количество их выполнений при оптимальных формах и паузах отдыха.

Среди учёных и практиков [5,6,7,8,10,11] усиливается тенденция учёта информации о параметрах структуры соревновательных упражнений легкоатлетов в качестве наиболее важных методологических и методических предпосылок, обеспечивающих решение проблемы реализации двигательного потенциала и оптимизации двигательных возможностей, что в свою очередь может значительно повысить специальную подготовленность спринтеров.

Изменяются аспекты управления тренировочным процессом. Всё чаще его объективными компонентами выступают кинематические и динамические параметры структуры движений спортсменов при выполнении соревновательного упражнения. На их основе определяется уровень спортивной подготовленности легкоатлетов, планируется содержание и построение тренировочного процесса, включая выбор тренировочных упражнений, определение величины нагрузки и оперативную коррекцию.

Результаты научных исследований [12,13,14 и др.] свидетельствуют о том, что в технологии управления совершенствованием спортивного мастерства с возрастом и квалификацией спортсменов снижается информативность показателей, характеризующих уровень развития отдельных физических качеств. Вместе с тем существенно возрастает информативность показателей, отражающих специфику реализации двигательных возможностей в условиях соревновательного упражнения. Однако система оценки степени реализации двигательного потенциала бегунов в условиях, максимально приближенных к соревновательным, до настоящего времени разработаны недостаточно. В результате этого большинство показателей, используемых специалистами, отражают в лучшем случае лишь преимущественное развитие того или иного качества и далеко не всегда в необходимой степени полно раскрывают целостную структуру специальной подготовленности квалифицированных спринтеров, затрудняя выявление факторов, лимитирующих дальнейший рост результатов. Возникающие в связи с этим научно-практические проблемы приобретают, таким образом, актуальное и, во многом решающее значение для   дальнейшего прогресса спортивных результатов в этом виде легкой атлетики.

 Существенная оптимизация двигательных возможностей во многом связана с  системным представлением, исследованием и практическим построением спортивной тренировки.

Системное представление сводится не только к регистрации и ориентации на следственные характеристики тренировочного процесса (соревновательная результативность, структура соревновательной деятельности, структура подготовленности), но и на установление причинных характеристик в виде тренировочных и соревновательных нагрузок, условий их выполнения, обеспечивающих соответствующее единство и взаимосвязь соревновательной результативности, структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

Преодоление усиливающегося противоречия между значительным увеличением доли специализированных средств подготовки и оптимизацией двигательных возможностей, что в свою очередь приведёт к более полной реализации двигательного потенциала может быть успешна решена путём научной разработки и реализации концепции управления параметрами структуры соревновательного упражнения, обеспечивающего интегральное развитие и совершенствование двигательных и функциональных возможностей спортсменов.

Список литературы

1.                              Алабин, А. В. Основные направления и результаты решения проблемы индивидуализации скоростно-силовой подготовки девушек-легкоатлеток. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. В. Алабин. – М.: ГЦОЛИФК, 1982. – 22 с.

2.                              Арзуманов, Г.Г. Влияние тренировочных режимов на изменение показателей структурных компонентов техники бега и специальной работоспособности спринтеров. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Г. Г. Арзуманов. - М., 1982. - 25 с.

3.                              Бондаренко, В. П. Упражнения скоростно-силовой направленности в контроле за низким стартом и стартовым разгоном спринтеров-юношей на начальном этапе спортивного совершенствования / В. П. Бондаренко, А. И. Мацко, А. А. Зузик // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Тр. НИИ пробл. физ. культуры и спорта КубГАФК. - Краснодар, 2000. - Т. 3. - с. 13-16.

4.                              Булкин, В. А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью. Автореф. дис. … доктора пед.наук: 13.00.04 / В. А. Булкин. – М.: 1987. – 44 с.

5.                              Власов, В. Н. Инновационные технологии: методология, обучение и совершенствование рациональной системы двигательных действий в спринтерском беге / В. Н. Власов // Теория и практика физической культуры. – 2002. - № 9. – С. 16-18.

6.                              Джалилов, А. А. Визуальная оценка двигательных действий в связи с совершенствованием профессиональных навыков специалистов по лёгкой атлетике (на примере бега с максимальной скоростью). Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / А. А. Джалилов. – ГЦОЛИФК – М., 1993. – 22с.

7.                              Добровольский, С. С. Оптимизация интенсивной технологии совершенствования двигательных действий бегунов-спринтеров с использованием технических средств / С. С. Добровольский // Теория и практика физической культуры. – 1993. - № 3.- С. 23-28.

8.                              Квасникова, Н. А. Тактика бега на 400м на основе оптимизации продолжительности участков дистанции. Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. А. Квасникова. – М.; ВНИИФК, 2005. – 21с.

 

9.                              Ковальчук, Г. И. Прогнозирование двигательных способностей бегунов на короткие дистанции / Г. И. Ковальчук // Теория и практика физ. культуры : Тренер : Журнал в журнале. - 2003. - N 9. - С. 31-34.

10.                          Логинов, А. А. Методические приемы оптимизации ритмо-скоростных характеристик структуры движений квалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А. А. Логинов. - М., 1982. - 24 с.

11.                          Мирзоев, О. М. Индивидуальная соревновательная деятельность высококвалифицированных легкоатлетов. Спринтерский и барьерный бег : метод. пособие / О. М. Мирзоев, В. М. Маслаков, Е. П. Врублевский ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Всерос. федерация легкой атлетики. - М., 2005. - 77 с.: табл.

12.                          Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические основы: Монография / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, А. И. Фёдоров, М. Н. Ахметзянов. – Челябинск, 2003. – 480с.

13.                          Фискалов, В. Д. Основы спортивной подготовки / В. Д. Фискалов, В. П. Черкашин // Учебное пособие: Волгоград. – ВГАФК.- 2002. – 141 с.

14.                          Шульгатый, Л. П. Управление параметрами специализированных средств подготовки легкоатлетов в беге и прыжках. Автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.04 / Л. П. Шульгатый. – Кубанский ГАФК. – Краснодар, 2002. – 50с.

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): двигательный потенциал, соревновательное упражнение, тренировочный процесс, легкая атлетика, соревновательная деятельность, спортивная подготовка, физическая культура, значительное увеличение доли, системное представление, соревновательная результативность.


Похожие статьи

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков и влияние ее на результативность соревновательной деятельности. Автор: Бабинцева Маргарита Александровна. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

При планировании тренировочного процесса необходимо значительное время уделять технико-тактической подготовке, так как спортсмен должен владеть

Основными методами тренировки являются: повторный, круговой, переменный, игровой, соревновательный.

Взаимосвязь познавательных психических процессов...

Ключевые слова: соревновательная деятельность, познавательные психические процессы, мини-футбол.

На этапах спортивной подготовки успешность обучения спортсменов и результативность их соревновательной деятельности во многом зависят от их...

Анализ различных факторов эффективности соревновательной...

Ключевые слова: соревновательная деятельность, мини-футбол, факторы эффективности, технико-тактическая, физическая, психологическая подготовка. Актуальность исследования.

Методика совершенствования специальных физических качеств...

Устойчивость двигательных навыков — необходимое условие достижения высокого результата в условия действия сбивающих факторов, из которых наиболее мощным является утомление, прогрессирующее в процессе соревновательной деятельности.

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

комплексная оценка, соревновательная деятельность, спортивная подготовленность студентов, спортивная подготовленность, балл, психологическое состояние, техническая подготовленность, тренировочный процесс, оценка...

Проблемы анализа соревновательной деятельности боксера

соревновательная деятельность, тренировочный процесс, соревновательная деятельность боксера, анализ, последний раунд, действие, защита, боксер, атака, физическое качество боксера.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

Необходимо разнообразить уроки — ввести, например, для девочек аэробику, а для мальчиков усилить соревновательную борьбу» [12].

Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В. К. Боген М. М...

Управление соревновательной деятельностью студентов...

Управление соревновательной деятельностью студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Управление соревновательной деятельностью — многогранный процесс включающий в себя следующее

Похожие статьи

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков и влияние ее на результативность соревновательной деятельности. Автор: Бабинцева Маргарита Александровна. Рубрика: Физическая культура и спорт.

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

При планировании тренировочного процесса необходимо значительное время уделять технико-тактической подготовке, так как спортсмен должен владеть

Основными методами тренировки являются: повторный, круговой, переменный, игровой, соревновательный.

Взаимосвязь познавательных психических процессов...

Ключевые слова: соревновательная деятельность, познавательные психические процессы, мини-футбол.

На этапах спортивной подготовки успешность обучения спортсменов и результативность их соревновательной деятельности во многом зависят от их...

Анализ различных факторов эффективности соревновательной...

Ключевые слова: соревновательная деятельность, мини-футбол, факторы эффективности, технико-тактическая, физическая, психологическая подготовка. Актуальность исследования.

Методика совершенствования специальных физических качеств...

Устойчивость двигательных навыков — необходимое условие достижения высокого результата в условия действия сбивающих факторов, из которых наиболее мощным является утомление, прогрессирующее в процессе соревновательной деятельности.

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов...

комплексная оценка, соревновательная деятельность, спортивная подготовленность студентов, спортивная подготовленность, балл, психологическое состояние, техническая подготовленность, тренировочный процесс, оценка...

Проблемы анализа соревновательной деятельности боксера

соревновательная деятельность, тренировочный процесс, соревновательная деятельность боксера, анализ, последний раунд, действие, защита, боксер, атака, физическое качество боксера.

Спортизация физического воспитания как фактор формирования...

Необходимо разнообразить уроки — ввести, например, для девочек аэробику, а для мальчиков усилить соревновательную борьбу» [12].

Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В. К. Боген М. М...

Управление соревновательной деятельностью студентов...

Управление соревновательной деятельностью студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Управление соревновательной деятельностью — многогранный процесс включающий в себя следующее

Задать вопрос