Библиографическое описание:

Атаев Ш. Совершенствование планирования потребности дизельного топлива // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1053-1055.



Совершенствование планирования потребности дизельного топлива

The offered method of definition of fuel consumption in plant growing will specify planning of requirement for diesel fuel, will simplify calculations, will lower work expenses thus, will raise of quality performance of technological operations by machine operators and will allow to receive the planned crop.

Keywords:plant growing, oil products, planning, technological maps.

Для эксплуатации сельскохозяйственной техники в растениеводстве ежегодно требуются десятки миллионов тонн нефтепродуктов. При таком значительном потреблении особенно важно рационально и экономно использовать нефтепродукты. На практике значительной экономии нефтепродуктов добиваются в результате правильного их хранения, транспортирования, применения. Однако мало обращается внимания на необоснованные более существенные потери, связанные с неправильным планированием его потребности для сельскохозяйственного производства, которое вызывает ослабление требований в использовании — заправке, учета, контроля, отчетности и др. Применяемые в настоящее время методы планирования потребности хозяйств в дизельном топливе по уровню потребления в расчете на условный эталонный гектар (у.э.га) не стали отвечать реальным требованиям.

Одним из основных элементов повышения эффективности общественного производства, расширения масштабов экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, является повсеместный переход на нормативный метод планирования народного хозяйства. Проведенные нами расчеты по перспективной технологической карте показали, что на один условный эталонный гектар, при подсчете по норме, расход топлива ниже 10 кг/у.э.га ни по одной операции не опускается. Кроме того, по той же технологической карте на один физический гектар расход топлива составляет более 900 кг дизельного топлива, при норме 403 кг. Это доказательство того, что системы показателей нормирования и планирования дизельного топлива еще не совершенны.

Существующий метод планирования в определенной степени удовлетворял бы планирование расхода топлива для полевых тракторных работ при условии соблюдения требований выполнения у. э.га, т. е. установления для каждого вида работы и типа агрегата самостоятельного коэффициента перевода в у. э.га. Однако, как показала практика, из-за большой сложности установления и использования таких коэффициентов они утратили свою силу.

Объем работы в у. э.га стали определять по количеству выполненных нормо-смен Н(нормо-часов), применяемому в основном для оплаты труда и эталонной наработки используемой марки трактора, принятой равной по величине единице эталонноготрактора. Следует также отметить, что по физическому смыслу условный эталонный гектар и эталонный трактор являются показателями неоднозначными и совершенно отличными друг от друга.

Единица условного эталонного гектара (у.э.га) при переводе ее на механическую работу (при hср =21 см, Кпл = 50 кН/М) составляет 105000 кНм или 105000 кДж. Принимая ее округленно,энергоемкость работы одного у. э.га будет

Qт.э. га = 105 кНм/у.э.га ≈ 105 кДж/у.э.га ≈ 29,4 кВтч/у.э.га ≈ 40 л.с.ч/у.э.га

или принимая КПД трактора для эталонных условий ƞт= 0,65...0,80 (нижний предел относится к колесным тракторам), определяется необходимая затрата эффективной мощности двигателя — эффективная энергоемкость работы.

αе э.га = (37...45) кВт ч/у.э.га = (50…60) э.л.с.-ч/у.э.га

При номинальном удельном расходе топлива ge= 180..185 г/э.л.с.ч или ge = 240...250 г/э.кВт.ч с учетом 5...8 % затрат на холостые повороты и переезды, остановки, расход топлива на 1 у.э.га составляет 9...11 кг/э.кВт.ч, где верхний предел для колесного трактора (с учетом скольжения). В случае уменьшения удельного расхода топлива до предусмотренного для перспективных тракторов, изменение составит не более 5...6 %,

Приведенный расход топлива 9...11 кг на тяговые энергозатраты трактора в 29,4 кВт-ч или 40 л.с.-ч. справедливы при условии использования трактора в эталонных или близких к ним условиях, обеспечивающих загрузку трактора по номинальной тяговой мощности не менее чем 85...95 % и 80...90 % использования сменного времени для полезной работы за календарный период.

Вышеприведенное показывает, что принятая единица измерения в эталонных тракторах (э.т.) с соответствующим коэффициентом перевода на него каждой марки трактора (λ э.т.) количественно оценивает возможную часовую наработку при их использовании в эталонных условиях. Этот коэффициент характеризует лишь только энергоспособность каждой марки трактора и при полной и рациональной реализации энергетических возможностей может отразить объем выполненной работы в условных эталонных гектарах (у.э.га). Но используются ли энергоспособности тракторов в пределах норм, предусмотренных эталонными условиями? —этот вопрос остался вне внимания.

Такая единица измерения, как λ э.т., весьма важна для оценки энергетических ресурсов и анализа уровня использования энергетического парка машин, но не для планирования расхода топлива.

В эксплуатационных условиях тракторы используются с неполной загрузкой по мощности двигателя и времени для полезной работы. Это происходит из-за сложности рационального комплектования агрегата, работы агрегата на ограниченном скоростном режиме по качеству выполнения технологических операций, больших простоев тракторных агрегатов и т. п. Несмотря на это в хозяйствах оформляются наряды на механизированные работы по времени нахождения на работе агрегата и вместе с ними выполнению машино-смен (нормо-смен), которые в конечном итоге являются припиской. При этом к нормо-смене приписываются различные формы утечки нефтепропуктов, израсходованных и по назначению и не по назначению, или не использованных из-за простоев и др.

Следовательно, установленная и используемая в настоящее время единица объема механических работ в у. э.га фактически утратила физический смысл из-за искаженных результатов и невозможности ее использования. Другими словами, данная единица измерения в у. э.га, равная по величине затратам энергии в нынешнем виде становится не пригодной для планирования расхода топлива, т. к. она весьма искажена и не отвечает реальным значениями величины расхода.

Планирование потребности горючего по условным эталонным гектарам, в нынешнем вида применения, сопряжено и с большими сложностями, связанными с необходимостью введения поправок к эталонному расходу для каждой марки трактора, для каждого вида работы и по каждой зоне и др. Еще большие сложности создает процесс сбора, анализа и систематизации статистических материалов из отчетных данных хозяйств.

Необходимо отметить и неполноту в учете механизированных работ в у. э.га — ими можно измерить только тракторные работы, хотя в настоящее время почти 40 % всех работ выполняется самоходнымимашинами, комбайнами, стационарными агрегатами, учет объема работы которых ведется в физических единицах (га, т, ч. и др.). Кроме того, более 20 % механизированных работ выполняется на фермах, в строительной мелиорации.

Из изложенного можно судить, что планирование нефтепродуктов, в частности, дизельного топлива, на объем механизированных работ в у. э.га в ныне применяемой форме основано на весьма условных показателях. Такая несовершенная система планирования вместо экономного использования топлива приводит к бесхозяйственности.

Наиболее реальным и простым по структуре методом планирования потребности топлива является установление норм расхода на физический гектар посевной площади по видам культур.

Благодаря разработанным в хозяйствах типовым и оперативным технологическим картам стало, в настоящий период, возможным предусмотреть все виды (полный перечень) и объем работ, выполняемых операций по каждой сельскохозяйственной культуре, а также по мелиоративным и культуро-техническим работам. Для основной части работ разработаны и технически обоснованы нормы производительности и расхода топлива, которые только требуют повсеместного внедрения с внесением соответствующих корректировок.

Предлагаемая методика предполагает определение, пользуясь объемом работы, нормами производительности и расхода топлива по каждой операции, суммарного расхода топлива, приходящегося на 1 га посева сельскохозяйственных культур. Эту операцию и так выполняют в каждом хозяйстве при составлении технологических карт по возделыванию соответствующих культур для выведения технико-экономических показателей.

Норматив потребности топлива по видам сельскохозяйственных культур можно установить на примере типичных хозяйств и для средней урожайности по каждой зоне. С изменением урожайности от среднего доля потребности в горючем, связанная с уборкой и транспортировкой, будет не слишком велика, и ее можно учитывать резервным лимитом.

Предлагаемый метод определения расхода топлива в растениеводстве уточнит планирование потребности в дизельном топливе, упростит расчеты, снизит затраты труда при этом, повысит качество выполнения технологических операций механизаторами и позволит получать запланированный урожай.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle