Библиографическое описание:

Рахматова М. У., Эргашев Х. А. Управление качеством эксплуатации энергетического оборудования // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 270-271.



В статье рассмотрены проблемы надежности и эксплуатационной безопасности, особенно на современном этапе ее модернизации, большое значение уделены таким факторам как «качество продукции», «удовлетворенность заинтересованных сторон», «конкурентоспособность».

Ключевые слова: энергия, эксплуатация оборудования, качество электроэнергии, производство энергии.

Вопросы оценки качества, квалиметрии и собственно системы управления качеством применительно к задачам энерготехнологической, теплотехнической и электроэнергетической отраслей промышленности рассмотрены недостаточно полно ни в прикладной области, если не считать некоторых нормативных документов, ни тем более в научных исследованиях. В тоже время продукция указанных отраслей не только общественно востребована, но и весьма специфична по своему характеру — это производство тепло и энергоносителей в виде высокопотенциальных потоков горячей и холодной воды, технологического пара и конденсата, электроэнергии, сжатых и сжиженных воздуха, природного и прочих газов. Таким образом, в энергетической отрасли можно говорить о потребности разработки системы оценки и управления качеством не только продукции, но и технологических процессов как самого производства, так и его функционирования. Что на практике означает необходимость формирования основ концепции качества эксплуатации. При этом вопросы менеджмента качества собственно продукции и технологических процессов, включая безопасность и охрану труда, как непосредственно взаимосвязанные производственным циклом необходимо рассматривать совместно в виде «внутренней» задачи этой системы. А вопросы качества эксплуатации, «внешнего» воздействия проявляющихся при этом должны составлять задачу экологического менеджмента. Совместное решение указанных задач с учетом нормативных документов в единой интегрированной системе позволит разработать для энерготехнологических комплексов эффективные подходы к проблемам повышения качества не только их продукции, но и всего производственного цикла.

При исследовании влияния на качество продукции промышленных установок технологических процессов, факторов и управляющих воздействий применяются различные методы теоретического анализа, процессного подхода, статистического прогнозирования, диагностирования. Для конкретного определения потенциально влияющих параметров могут быть использованы различные инструменты качественного анализа взаимосвязи, которые обладают индивидуальными особенностями и возможностями в зависимости от поставленной цели изучения.

Каждый этап в развитии энерготехнологической системы определяет некоторый уровень организации менеджмента качества, на котором появляется необходимость управленческого воздействия на производство с целью его совершенствования. При этом установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, монтаже и испытании, эксплуатации, модернизации, реконструкции или утилизации, осуществляемые путем систематического контроля качества, в совокупности представляют непрерывный процесс функционирования системы, подпадая под общие принципы процессного подхода при оценке качества изделия [1].

Такой подход к рассмотрению характеристик энерготехнологической комплекса, во-первых, дает возможность учитывать особенности генерирования энергоносителей, во-вторых, объединяет проблемы повышения показателей качества продукции, эксплуатации и экологического менеджмента в решение комплексной задачи, в-третьих, позволяет оптимизировать по факторам влияния исследуемые рабочие процессы. Для этих целей могут быть использованы методы обобщенных переменных, целевых функций, нечетких множеств, причем, как в абсолютных значениях параметров, так и в их относительных величинах — безразмерных комплексах (критериях). Последнее обстоятельство существенно расширяет область практического использования результатов качественного анализа, позволяя сделать подобный подход к оценке эффективности работы энерготехнологических систем, фактически, универсальным [2].

Таким образом, система управления качеством становится стержневым элементом, координирующим инженерно-экономические, конструкторско-технологические, экологические, медико- биологические и другие решения в вопросах «за» и «против» на всех этапах жизненного цикла энергетического производства: разработка проектирование, изготовление испытание, эксплуатация постоянное улучшение (инновация, модернизация, реконструкция). Схема принятия решений на отдельных этапах и стадиях жизненного цикла одинакова, конкретное же наполнение некоторых блоков, то есть методы получения и оценки информации, подходы к согласованию и выработке рекомендаций и т. п., могут быть различными. Для комплексов энерготехнологического производства, которым свойственны непрерывность и цикличность технологических процессов, можно предложить следующую схему оценки и управления качеством на различных стадиях от разработки до реконструкции (утилизации):

на стадии разработки изделия необходимый уровень качества обеспечивается при проектировании и составлении технологии его изготовления, заданием, например, требуемого уровня стандартизации и патентной чистоты выпускаемой продукции;

на стадии испытаний создаются система контроля, а также соответствующая подсистема управления производством, где определяются некоторые оценочные показатели качества продукции;

на стадии эксплуатации можно получить информацию для корректировки системы управления качеством на первых двух стадиях и определить достоверные показатели;

стадия внедрения инноваций необходима для определения комплексных показателей качества, выявления различного рода несоответствий и устранения их причин, обоснования реконструкции и дальнейшей эксплуатации для улучшения качества выпускаемой продукции и всего производственного процесса.

Последовательное применение на практике четырех функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль) и, главное, обратная связь функции контроля с функцией планирования создают основу для постоянного улучшения производственной системы управления качеством. Использование современных информационных технологий в работе с базами данных и знаний, программных комплексов в виде экспертных систем, элементов искусственного интеллекта существенно расширяет возможности качественного анализа, повышает оперативность принятия конкретных инженерных решений. Это значительно улучшает в целом динамику согласования режимов работы энергосистемы с нагрузками потребителей, что особо важно для энергетических установок, т. к. способствует повышению качества их продукции и эксплуатационной надежности.

Литература:

  1. Горленко, О. А. Процессный подход к менеджменту качества / О. А. Горленко, И.Г. Манкевич; под ред. О. А. Горленко. Брянск: БГТУ, 2008. 168 с.
  2. Тотай, А. В. Процессный подход при оценке качества эксплуатации энерготехнологического оборудования / А. В. Тотай, В. С. Казаков, Т. В. Клименко // Менеджмент качества продукции и услуг: материалы 3й Междунар. науч. техн. конф.: в 2 т.; под ред. О. А. Горленко. Брянск: БГТУ, 2010. Т.2. С. 259 264.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle