Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 20.09.2015

Статья просмотрена: 605 раз

Библиографическое описание:

Прокопьев С. В., Ульянов Р. С. Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 165-168. — URL https://moluch.ru/archive/99/22138/ (дата обращения: 19.11.2018).

Жизненный цикл автоматизированных систем (ЖЦ АС) носит итерационный характер, в процессе его развития для минимизации накопления ошибок необходимо своевременно актуализировать информационную модель объекта в соответствии с фактической обстановкой. Одним из механизмов решения указанной задачи является применение систем автоматизации управления жизненным циклом систем, в том числе и автоматизированных. В статье рассмотрена модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем. В качестве модели для разработки указанных систем были приняты решения, апробированные на крупных объектах транспортной и нефтегазовой отрасли. Рассмотрены основные преимущества внедрения PLM-систем при разработки и эксплуатации сложных автоматизированных систем диспетчерского управления, дано заключение о потенциальной востребованности указанного решения.

Ключевые слова: модель управления, модель автоматизации, жизненный цикл, автоматизированные системы диспетчерского управления, PLM.

 

Многолетняя практика внедрения и функционирования автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ) показала, что различные формы и методы организации работ на различных ее стадиях создания и эксплуатации жизненного цикла (ЖЦ), широкая номенклатура этих работ и большое количество их участников, а также разнообразие видов используемой при этом технической документации привели к необходимости построения эффективной модели управления данными этапами. Эти элементы ЖЦ с точки зрения управления и автоматизации (поскольку многие эти этапы не обладают достаточной четкостью и однозначностью), слабо определены соответствующими стандартами (например, такими как ГОСТ 34.601–90 «Автоматизированные системы. Стадии создания» [1], Р 50–605–80–93 «Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения» [2], «Руководство к Своду знаний по управлению проектами» [3]) и допускают различные толкования.

Актуальность работы. Основной задачей моделирования жизненного цикла АСДУ является непосредственная разработка инфраструктуры и управления проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла. Так как ЖЦ АС носит итерационный характер (результаты очередного этапа часто вызывают изменения в проектных решениях, выработанных на более ранних этапах), то целью внедрения PLM-систем при моделировании ЖЦ АС является обеспечение максимального контролируемости процессов разработки и сопровождения АСДУ, с минимизацией ресурсоемкости управления на всех этапах ЖЦ.

Применение PLM-систем является одним из инструментов, направленных на решение задачи построения функциональной модели ЖЦ [4]. В функциональной модели PLM-системы обеспечивают информационную поддержку [5].

Концепция моделирования ЖЦ АСДУ при помощи PLM-систем. Раннее (в статьях [6] и [7]) коллективом авторов была рассмотрена концепция моделирования ЖЦ для АС, используемые в энергетике, транспорте, строительстве, включая их сочетания. ЖЦ современных крупных АСДУ характеризуются следующими особенностями [8]:

-          сложность архитектуры (большое количество функций, элементов, данных);

-          ограниченная возможность применения «тиражируемых» типовых проектных решений;

-          участие в жизненном цикле различного как программно-аппаратного обеспечения, так и проектного и эксплуатирующего персонала.

Коллективом авторов статьи предложена модель управления и автоматизации ЖЦ на основе PLM-систем, позволяющая смоделировать и эффективно управлять выполнением работ в рамках ЖЦ создания АСДУ.

Разрабатываемая модель ЖЦ АСДУ имеет следующие преимущества:

-          охватывает полный ЖЦ;

-          позволять работать с ней одновременно нескольким рабочим группам;

-          возможность автоматического выпуска сопроводительной технической документации на АСДУ;

-          имеется поддержка средствами, обеспечивающих автоматизацию процессов, выполняемых на всех стадиях ЖЦ.

Характерная особенность разрабатываемой модели на основе PLM-систем (структурная схема которой представлена на рисунке 1) является обеспечение взаимодействия на различных ее этапах как средств автоматизации разных производителей, так и различных АСУП. Таким образом, PLM-система выступает в качестве интегрирующего информационного пространства, в котором функционируют САПР, PDM, ERP, CRM, MES и SCADA предприятия-заказчика.

Рис. 1. Структура модели управления и автоматизации ЖЦ АСДУ

 

В качестве основы модели управления и автоматизации разработки и эксплуатации АСДУ крупных предприятий предлагается использовать программное обеспечение «Вектор-М» разработки ООО «ПрограмПарк», которое успешно внедрено на предприятиях транспортной

(ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД») и нефтегазовой (АО «АК «Транснефтепродукт») отрасли. Данная система позволяет реализовать основные функции управления и автоматизации следующим путем:

-          комплексное и интегрированное решение задач диспетчеризации производственных процессов и паспортизации объекта;

-          построение единого информационного пространства на основе внутренних объектов системы и объектов подключаемых подсистем любого типа и количества от АСУ ТП и до информационных подсистем как на одном сервере базы данных, так и в распределенном варианте произвольной топологии;

-          настройка автоматической реакции системы на события по четко заданным логическим решающим правилам на базе построенного единого информационного пространства;

-          решение задач программирования технологического процесса любого уровня сложности с мониторингом и визуализацией хода исполнения;

-          развитый инструментарий готовых решений и компонент для создания интерфейсов рабочих мест самого широкого спектра назначений без дополнительного программирования;

-          четкая и формализованная технология внедрения от обследования до сопровождения, отлаженная для данного инструментария (позволяет получать требуемый результат в планируемые сроки и при полном контроле со стороны заказчика).

Универсальность заложенных при проектировании платформы подходов обеспечивает возможность автоматизации как основных, так и вспомогательных видов деятельности предприятия. Основным применением платформы является автоматизация производственных процессов (MES-уровень), включая процессы планирования выполнения процессов (ERP-уровень), с возможностью пообъектного мониторинга выполнения процессов, а также управления и контроля состояния технологических объектов и их окружения (SCADA-уровень). Платформа обеспечивает возможность автоматизации анализа ключевых показателей работы как отдельных подразделений (MES-уровень), так и предприятия в целом (ERP-уровень).

Заключение. Внедрение эффективной модели управления и автоматизации на каждом этапе ЖЦ полностью не обеспечивает решения всех проблем в разработке и внедрении АСДУ в целом, поскольку ни одна из них, естественно, не может учесть полного состава воздействующих факторов на систему. Однако, данное моделирование открывает широкие перспективы для более четкого планирования, оперативного контроля и управления деятельностью коллектива разработчиков и оперативного персонала, минимизации ресурсных потерь при создании и эксплуатации крупных и не имеющих аналогов АСДУ.

 

Литература:

 

1.               ГОСТ 34.601–90 Автоматизированные системы. Стадии создания.

2.               Р 50–605–80–93 Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения.

3.               Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) 5-е изд. Pennsylvania: Project Management Institute — 2008–463с.

4.               Волков А. А. Функциональная модель жизненного цикла корпоративного информационного пространства строительных организаций / А. А. Волков, Д. В. Аникин // ВЕСТНИК МГСУ — 2013. — № 11. — С. 226–233

5.               Волков А. А. Информационная поддержка жизненного цикла объектов строительства/ А. А. Волков, Ю. Г. Лосев, К. Ю. Лосев // ВЕСТНИК МГСУ. — 2012. — № 11. — С. 253–258

6.               Ульянов Р. С., Романова Е. С., Прокопьев С. В. Концепция моделирования жизненного цикла создания автоматизированных систем. // Молодой ученый. — 2015. — № 11 — С. 458–461.

7.               Ульянов Р. С., Прокопьев С. В., Делибатов В. В. Моделирование технических систем в среде UNITY 3D. // Молодой ученый. — 2015. — № 11 — С. 452–455.

8.               Тихонов А. Ф., Побат С. В., Смеляков С. В. Диспетчеризация инженерных систем ЖКХ. // Механизация строительства — 2015. — № 1(847) — С. 40–43.

Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл, диспетчерское управление, система, основа PLM-систем, модель управления, CRM, итерационный характер, MES, ERP, эффективная модель управления.


Ключевые слова

жизненный цикл, модель управления, модель автоматизации, автоматизированные системы диспетчерского управления, PLM.

Похожие статьи

CRM система как необходимый компонент успешного бизнеса

CRM-система управления сбытом включает три компоненты (рисунок 3). Рис. 3. Виды CRM-систем управления сбытовой деятельностью. Таким образом, CRM-система не является специализированной программой по управлению сбытом предприятия.

Эффективность применения CRM-системы | Статья в журнале...

Оставшуюся часть обработки данных берёт на себя Customer Relationships Management, в дословном переводе «управление взаимоотношениями с клиентами» (далее — CRM). CRM — деловая стратегия привлечения и управления клиентами. Это система, которая на входе...

Программы внедрения систем СРМ (управление...)

Corporate Performance Management (CPM) — система управления эффективностью предприятия.

Компании внедряют СРМ-решения для развития возможностей ранее внедренных транзакционных систем оперативного управления, таких как ERP, CRM, SCM и др.

К вопросу о развитии современных ERP-систем

Enterprise Resource Planningпланирование ресурсов предприятия) для оперативного управления и оптимизации всех процессов предприятия или организации. Концепция ERP-систем строится на идеологии систем классов MRP и MRP-II. Система класса MRP (англ.

Анализ АСУ ТП дожимной насосной станции в рамках процесса...

Уровень 4 — системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning); Уровень 3 — системы исполнения производства MES (Manufacturing Execution Systems); Уровень 2 — диспетчерское управление

Проблема реализации и внедрения MRP-систем на современном...

MRP система — это логистическая система управления на предприятии, обеспечивающая разработку и адаптацию планов, с целью оптимизации процесса планирования

– внедрение MRP систем имеет комплексный характер изменений, т. е. необходимо участие всех...

Сравнительная характеристика ERP-систем SAP и Oracle

Компания Oracle предоставляет широкий спектр программных продуктов, которые используют различные технологии, такие как: СУБД, Средства разработки приложений, ERP, BI, CRM, PLMУправление жизненным циклом изделия, Data Mining, OLAP, EAM...

Концепция моделирования жизненного цикла создания...

Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем. Развитие автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ).

Главные тезисы о CRM системах | Статья в журнале...

С помощью системы CRM (системы управления взаимоотношения с клиентами), можно не просто быть в курсе событий, а и вывести компанию на новый уровень.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

CRM система как необходимый компонент успешного бизнеса

CRM-система управления сбытом включает три компоненты (рисунок 3). Рис. 3. Виды CRM-систем управления сбытовой деятельностью. Таким образом, CRM-система не является специализированной программой по управлению сбытом предприятия.

Эффективность применения CRM-системы | Статья в журнале...

Оставшуюся часть обработки данных берёт на себя Customer Relationships Management, в дословном переводе «управление взаимоотношениями с клиентами» (далее — CRM). CRM — деловая стратегия привлечения и управления клиентами. Это система, которая на входе...

Программы внедрения систем СРМ (управление...)

Corporate Performance Management (CPM) — система управления эффективностью предприятия.

Компании внедряют СРМ-решения для развития возможностей ранее внедренных транзакционных систем оперативного управления, таких как ERP, CRM, SCM и др.

К вопросу о развитии современных ERP-систем

Enterprise Resource Planningпланирование ресурсов предприятия) для оперативного управления и оптимизации всех процессов предприятия или организации. Концепция ERP-систем строится на идеологии систем классов MRP и MRP-II. Система класса MRP (англ.

Анализ АСУ ТП дожимной насосной станции в рамках процесса...

Уровень 4 — системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning); Уровень 3 — системы исполнения производства MES (Manufacturing Execution Systems); Уровень 2 — диспетчерское управление

Проблема реализации и внедрения MRP-систем на современном...

MRP система — это логистическая система управления на предприятии, обеспечивающая разработку и адаптацию планов, с целью оптимизации процесса планирования

– внедрение MRP систем имеет комплексный характер изменений, т. е. необходимо участие всех...

Сравнительная характеристика ERP-систем SAP и Oracle

Компания Oracle предоставляет широкий спектр программных продуктов, которые используют различные технологии, такие как: СУБД, Средства разработки приложений, ERP, BI, CRM, PLMУправление жизненным циклом изделия, Data Mining, OLAP, EAM...

Концепция моделирования жизненного цикла создания...

Модель управления и автоматизации этапов жизненного цикла автоматизированных систем диспетчерского управления на основе PLM-систем. Развитие автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ).

Главные тезисы о CRM системах | Статья в журнале...

С помощью системы CRM (системы управления взаимоотношения с клиентами), можно не просто быть в курсе событий, а и вывести компанию на новый уровень.

Задать вопрос