Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономической эффективности | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 19.01.2016

Статья просмотрена: 1495 раз

Библиографическое описание:

Водин Д. В. Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из факторов экономической эффективности [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9516/ (дата обращения: 18.10.2018).



 

Проанализировано понятие, сущность, основные стадии и методы продления жизненного цикла машиностроительной продукции и их влияние на экономическую эффективность.

Ключевые слова: жизненный цикл, машиностроительная продукция, экономическая эффективность, основные стадии жизненного цикла, конкуренция.

 

Главным для машиностроительной продукции является её жизненный цикл. Это путь, который начинается с момента проектирования и производства, а заканчивается утилизацией. От длительности стадий жизненного цикла изделия зависит его экономическая эффективность. Главным для этого будет уменьшение сроков научно-технической подготовки производства и выполнения отдельных этапов. Анализирование этапов жизненного цикла способствует уменьшению издержек на доработку изделия и увеличению экономической эффективности.

Жизненный цикл машиностроительной продукции — это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации данного продукта. Жизненный цикл машиностроительной продукции— это период, в течение которого происходит производство этой продукции до момента ее замены, т. е. до начала выпуска новой модифицированной продукции. Жизненный цикл указывается в количестве полных лет. Когда продукция не подвергалась изменениям или модификации, указывается общая продолжительность с начала ее выпуска до отчетного периода. Машиностроительная продукция и её жизненный цикл играют важную роль в конкурентной борьбе предприятия за выживание на рынке. Жизненный цикл в природе и жизненный цикл в экономике различаются, хотя идут параллельно. Для любой продукта и машиностроительной продукции в целом характерны определенные стадии жизненного цикла. Анализ жизненного цикла продукта, является главным элементом выработки стратегии предприятия относительно производимой продукции [1]. Для отдельных видов продукции характерны различные по общей продолжительности и по соотношению фаз жизненные циклы. Выделяют следующие их основные характеристики:

          любой продукт или продукция имеет ограниченное время жизни на рынке;

          жизненный цикл продукта или продукция состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определенном порядке;

          каждая фаза жизненного цикла продукции играет огромную роль в жизни и развитии предприятия.

Жизненный цикл промышленных изделий включает ряд этапов, начиная от зарождения идеи нового продукта до утилизации по окончании срока его использования.

К основным стадиям жизненного цикла относятся этапы проектирования, технологической подготовки производства (ТПП), собственно производства, реализации продукции, эксплуатации, ремонта и утилизации (в число этапов жизненного цикла могут также входить маркетинг, закупки материалов и комплектующих, предоставление услуг, упаковка и хранение, монтаж и ввод в эксплуатацию) [2].

На этапе проектирования выполняются проектные процедуры — формирование принципиального решения, разработка геометрических моделей и чертежей, расчеты, моделирование процессов, оптимизация и т. п. На этапе подготовки производства разрабатываются маршрутная и операционная технологии изготовления деталей, реализуемые в программах для станков ЧПУ; технология сборки и монтажа изделий; технология контроля и испытаний. На этапе производства осуществляются: календарное и оперативное планирование; приобретение материалов и комплектующих с их входным контролем; механообработки и другие требуемые виды обработки; контроль результатов обработки; сборка; испытания и итоговый контроль [3]. После производства выполняются следующие операции: консервация, упаковка, транспортировка, монтаж, эксплуатация, обслуживание, ремонт и утилизация. Выделяют следующие фазы жизненного цикла:

        выход продукции на рынок;

        рост;

        зрелость;

        уход с рынка.

Первая фаза выхода продукции на рынок характеризуется тем, что продукт новый и для него создается рынок и на это требуются большие затраты [4]. Нужно прикладывать усилия, чтобы бы продукция была воспринята на рынке и чтобы была достигнута точка безубыточности. На второй фазе жизненного цикла продукции осуществляется быстрое её расширение на рынке. Покупатель принимает продукцию, расширяются продажи, и появляется возможность получения прибыли для предприятия. На второй фазе спрос на продукт резко возрастает и у предприятия не должно возникать вопросов: делай прибыль, окупая затраты. Однако на этой фазе возникает ряд трудностей, которые связанны с тем, что конкуренты предлагают аналогичный продукт. Поэтому текущей задачей является привлечение интереса к продукции своей марки. На второй фазе идет конкурентная борьба за захват покупателей и борьба за долю предприятия на рынке [5].

Третья фаза жизненного цикла продукции называется фазой зрелости, которая характеризуется насыщением рынка данной продукции и стабилизация и снижение прибыли от реализации. Для данной фазы характерно усиление ценовой конкуренции, медленное снижение цен, способствующее снижению прибыльности продукции в конце фазы [6]. Четвертая фаза жизненного цикла продукции называется фазой ухода с рынка продукции. Спрос на продукцию падает и это приводит к падению её прибыльности. Предприятие сосредоточенно на том чтобы как наиболее выгодно или с наименьшими потерями снять продукцию с производства и увести с рынка [7]. Жизненный цикл продукции характеризуется периодом активных продаж от первого до последнего покупателя. Международная организация по стандартизации выделяет одиннадцать этапов жизненного цикла продукции:

1)     маркетинг, поиск и изучение рынка;

2)     разработка технических требований и разработка продукции;

3)     материально-техническое снабжение;

4)     подготовка и разработка производственных процессов;

5)     производство;

6)     контроль, проведение испытаний;

7)     упаковка и хранение;

8)     реализация продукции;

9)     монтаж и эксплуатация;

10)обслуживание и эксплуатация;

11)утилизация.

Основные методы, способствующие продлению жизненного цикла продукции:

1)      эффективный маркетинг и красивая, качественная упаковка, выступающая в роли «немого продавца»;

2)      объем вложений инвестиций в развитие и продвижение продукции на рынке;

3)      наличие конкурентов и конкуренции на рынке: чем их меньше и они менее агрессивны на рынке, тем длиннее жизненный цикл;

4)      качество маркетинговых исследований;

5)      новизна и применение новейших технологий.

На кафедре «Компьютерно-интегрированные системы в машиностроении» ФГБОУ ВПО «ТГТУ» активно развивается следующее направление научной деятельности: получение и обработка композиционных материалов, выбор и создание новых интеллектуальных САПР-ТП, адаптация систем автоматизированного проектирования технологических процессов механической обработки и сборки.

 

Литература:

 

  1.      Водин, Д.В, Соколов, М.В., Однолько, В. Г. Снижение затрат на режущий инструмент как фактор повышения эффективности отрасли «машиностроение». Процессы глобальной экономики. Globaleconomicprocesses: сб.науч. тр.  Всеросийской науч.-практ. конф. с междунар. участием.СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2015331 с.;
  2.      Еленева, Ю. А. Экономика машиностроительного производства: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю. А. Еленева.  3-е изд., перераб.  М.: Издательский центр «Академия», 2010. 256с.;
  3.      Экономика машиностроения: учеб. пособие / В. Д. Жариков, Р. В. Жариков, Е. Б. Попова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 80 с.;
  4.      postref.ru/document_89a4779d3836ea432f7ea074e522a17e.html20 %;
  5.      fan.ru/wievjob.php?id=22400;
  6.      Пестрецов, С. И. Применение систем автоматизированного проектирования процессов резания при создании управляющих программ для станков с числовым программным управлением / С. И. Пестрецов, А. М. Муравьев, М. В. Соколов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2014. — Вып. 1(50). — С. 146–152;
  7.      Алтунин, К. А. Концепция создания информационного обеспечения интеллектуальной системы автоматизированного проектирования процессов резания в технологии машиностроения: монография /К. А. Алтунин, М. В. Соколов — Тамбов: Студия печати Павла Золотова, 2015. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жизненный цикл, машиностроительная продукция, жизненный цикл продукции, экономическая эффективность, продукция, рынок, фаза, общая продолжительность, жизненный цикл продукта, реализация продукции.

Ключевые слова

экономическая эффективность, жизненный цикл, конкуренция., машиностроительная продукция, основные стадии жизненного цикла

Похожие статьи

Примеры ценообразования на разных этапах жизненного цикла...

Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из... Жизненный цикл промышленных изделий включает ряд этапов, начиная от зарождения идеи нового продукта до утилизации по окончании срока его использования. К основным стадиям жизненного цикла...

жизненный цикл, машиностроительная продукция, жизненный...

...продукция, жизненный цикл продукции, экономическая эффективность, продукция, рынок, фаза, общая продолжительность, жизненный цикл продукта, реализация продукции.

Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из...

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО «РУСАЛ»

То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.[4].

Спад. Ограничение выпуска продукции, прибыль падает.

Роль и значение жизненных циклов предприятия

жизненный цикл продукта или продукция состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определенном порядке;  каждая фаза жизненного цикла продукции играет огромную роль в жизни и развитии

Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из...

Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из...

Ключевые слова: жизненный цикл, машиностроительная продукция, экономическая эффективность, основные стадии жизненного цикла, конкуренция.

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность». Его стадиями являются: рождение, стабилизация, спад и ликвидация (возрождение).

Маркетинговые стратегии предприятия на разных этапах...

жизненный цикл, российский рынок, компания, стратегия ценообразования, Анализ конкурентов, внутренняя возможность компании, целевой сегмент, недобросовестная конкуренция, маркетинговая стратегия...

затрата, себестоимость продукции, производство...

Жизненный цикл запасов в производственной организации идет от закупа сырья и материалов до реализации готовой продукции. На каждой стадии цикла происходит оценка материально-производственных запасов.

Маркетинг на этапах жизненного цикла товара

Библиографическое описание: Решетько Н. И., Попова И. М., Шелкова В. А. Маркетинг на этапах жизненного цикла товара // Молодой ученый.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Примеры ценообразования на разных этапах жизненного цикла...

Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из... Жизненный цикл промышленных изделий включает ряд этапов, начиная от зарождения идеи нового продукта до утилизации по окончании срока его использования. К основным стадиям жизненного цикла...

жизненный цикл, машиностроительная продукция, жизненный...

...продукция, жизненный цикл продукции, экономическая эффективность, продукция, рынок, фаза, общая продолжительность, жизненный цикл продукта, реализация продукции.

Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из...

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО «РУСАЛ»

То есть жизненный цикл организации отражает ее эволюцию от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности.[4].

Спад. Ограничение выпуска продукции, прибыль падает.

Роль и значение жизненных циклов предприятия

жизненный цикл продукта или продукция состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определенном порядке;  каждая фаза жизненного цикла продукции играет огромную роль в жизни и развитии

Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из...

Жизненный цикл машиностроительной продукции как один из...

Ключевые слова: жизненный цикл, машиностроительная продукция, экономическая эффективность, основные стадии жизненного цикла, конкуренция.

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность». Его стадиями являются: рождение, стабилизация, спад и ликвидация (возрождение).

Маркетинговые стратегии предприятия на разных этапах...

жизненный цикл, российский рынок, компания, стратегия ценообразования, Анализ конкурентов, внутренняя возможность компании, целевой сегмент, недобросовестная конкуренция, маркетинговая стратегия...

затрата, себестоимость продукции, производство...

Жизненный цикл запасов в производственной организации идет от закупа сырья и материалов до реализации готовой продукции. На каждой стадии цикла происходит оценка материально-производственных запасов.

Маркетинг на этапах жизненного цикла товара

Библиографическое описание: Решетько Н. И., Попова И. М., Шелкова В. А. Маркетинг на этапах жизненного цикла товара // Молодой ученый.

Задать вопрос