Педагогические технологии в образовательной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 6512 раз

Библиографическое описание:

Караматова, З. Ф. Педагогические технологии в образовательной практике / З. Ф. Караматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 964-966. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28342/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова:методы обучения, системность, эффективность, воспроизводимость, корректирование, воодушевление, педагогический лексикон, системы образования, структура, образование.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление — педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в данное время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Анализируя имеющуюся картину состояния научного статуса педагогической технологии, следует отметить, что:

 некоторые авторы рассматривают технологию обучения между наукой и искусством;

 другие авторы связывают технологию обучения с дидактической функцией проектирования;

 известны и подходы, когда технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения;

 в самом общем виде технологию обучения определяют как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения.

Как мы знаем, в ряде случаев наблюдается стремление интегрировать эти подходы, тогда за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность преподавателя, которая должна строиться на научных принципах.

Создавшееся положение в науке не помогает практике. На сегодняшний день мы имеем технологии в виде методик преподавания, слабость которых состоит в одностороннем — предметном обосновании, при этом отсутствуют психологическое и обще дидактическое обоснования. Эффектом этих методик являются предметные знания, которые плохо сочетаются с логическими действиями их выведения, обобщения и систематизации.

Еще одно негативное последствие состоит в том, что предметные методики не формируют умения учащихся переводить знания в действия. Именно такое положение вещей имеет место при так называемых традиционных технологиях профессиональной подготовки учителя, когда молодой учитель слабо владеет технологиями в силу их теоретической неосознанности. А если к этому добавить и недостаточность оперирования диагностическими приемами и умением трансформировать имеющиеся технологии в условиях обучения, то профессиональная деятельность приобретает исключительно репродуктивные характеристики.

Технология обучения отражает теорию обучения, является стратегией и тактикой действий преподавателя в зависимости от того, какой технологический уровень она моделирует. Технология обучения связана с методами, но их зависимость может определяться по-разному в связи с различной трактовкой метода обучения.

На сегодняшний день в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути образования, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частно-методический (предметный) уровень: частно-предметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). Различают еще технологические микроструктуры: приёмы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).

Технологическая схема — условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними. Технологическая карта — описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

В литературе и практике работы школ термин педагогическая технология часто применяется как синоним система понятия педагогическая. Как уже отмечалось выше, понятие системы шире, чем технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов и объектов деятельности. Понятие педагогической технологии часто предметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый преподаватель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда, наоборот, те или иные технологии — в состав методик обучения.

Основные качества современных педагогических технологий, структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом — деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения;

в) процессуальная часть — технологический процесс;

Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Что же касаемо технологии и содержания образования, можно сказать, что в настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразования целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга.

Литература:

  1. Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика. — 1996. — № 2.
  2. Афанасьев ВТ. Системность и общество. — М., 1980.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.
  4. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  5. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, технология обучения, критерий технологичности, методика, педагогический лексикон, процессуальная часть, содержание образования, средство, технологический процесс, учебный процесс.


Похожие статьи

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Признаками технологичности образовательного процесса являются: - детальное описание образовательных целей

М.: Национальное образование, 2012, c.173. 2. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография.

Общее понятие о технологиях в обучении | Статья в сборнике...

процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя — управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса). Таким образом, в понятии «технология обучения» следует...

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Так, по преобладающим способам, методам и средствам обучения технологии делятся на репродуктивные

Учебный процесс при этом осуществляется по технологической карте, в которой структурируются задачи, учебные действия, контроль и оценка.

К вопросу о педагогических технологиях | Статья в журнале...

педагогическая технология, педагогический процесс, образование, педагогическая практика, средство, технологический подход.

Технологический и процессуальный подходы обучения на...

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения.

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале...

Применение современных педагогических технологий в среднем...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Современные педагогические технологии в образовательном...

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения...

Аналитическая дефиниция понятия «педагогическая технология»

Ключевые слова: модернизация образования, технология, педагогическая технология.

Это связано с развитием технических средств обучения.

Многообразие взглядов на содержание понятия «педагогическая технология». Автор.

Похожие статьи

Понятие «технология обучения» в современной педагогике

педагогическая технология, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая система, педагогический процесс, метод обучения, совокупность целей, процесс, средство.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

Признаками технологичности образовательного процесса являются: - детальное описание образовательных целей

М.: Национальное образование, 2012, c.173. 2. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий. Монография.

Общее понятие о технологиях в обучении | Статья в сборнике...

процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя — управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса). Таким образом, в понятии «технология обучения» следует...

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

Так, по преобладающим способам, методам и средствам обучения технологии делятся на репродуктивные

Учебный процесс при этом осуществляется по технологической карте, в которой структурируются задачи, учебные действия, контроль и оценка.

К вопросу о педагогических технологиях | Статья в журнале...

педагогическая технология, педагогический процесс, образование, педагогическая практика, средство, технологический подход.

Технологический и процессуальный подходы обучения на...

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения.

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале...

Применение современных педагогических технологий в среднем...

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод обучения, педагогическая технология, учебный материал, преподаватель, познавательная деятельность, современный урок, высокий уровень.

Современные педагогические технологии в образовательном...

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения...

Аналитическая дефиниция понятия «педагогическая технология»

Ключевые слова: модернизация образования, технология, педагогическая технология.

Это связано с развитием технических средств обучения.

Многообразие взглядов на содержание понятия «педагогическая технология». Автор.

Задать вопрос