Библиографическое описание:

Диденко С. Ю., Загоруйко Т. В., Лактионова Е. Е., Потапова С. В. Общее понятие о технологиях в обучении [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 1-3.



В настоящее время в педагогике все чаще используются термины «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения». Появление данных понятий вызвано тем, что стремительный переход общества от индустриальной формации к информационной поставил перед педагогической наукой задачу воспитать человека «с новым типом мышления», умеющего анализировать увиденное и услышанное, планировать, прогнозировать и контролировать развитие событий [3, с.13].

Модернизация образования привела к акцентированию внимания на системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые прежняя методика уже не может реализовать.

Одним из новых для педагогики является понятие «технология». Разнообразные определения данного понятия свидетельствуют о недостаточной степени его сформированности. Однако при всем разнообразии определений технологии она всегда понимается как процесс планирования деятельности педагога в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов. Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании.

Рассмотрим более подробно, как трактуется понятие «технология» в научной и методической литературе.

Так, словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского «an educational technology» — «образовательная технология». Но в последнее время под названием «педагогическая технология» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим многие исследователи указывают на необходимость разделения терминов «педагогическая технология» и «технология обучения». Следует также разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения».

А. В. Хуторской считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии [4, с.48].

Т. М. Давыденко выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики — это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса [1, с.35].

Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология обучения, характерная для тех методов и средств, которыми учитель пользуется при организации и проведении учебного процесса. «Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обучения — это наука о способах воздействия педагога на ученика в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств» [5, с.46].

В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение данному понятию: «технология — совокупность методов и процессов в определенной сфере, а также научное описание этих способов» [2, с.426].

В дальнейшем прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.

В структуру технологии обучения входят:

‒ концептуальная основа;

‒ содержательная часть (цели, содержание обучения);

‒ процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя — управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

Таким образом, в понятии «технология обучения» следует выделить два слоя: наука или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение.

Следовательно, технология обучения — это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности учащегося [5, с.98].

Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации этого проекта делает учителя высокопрофессиональным специалистом, выступает альтернативой формального образования, значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества.

Классификацию технологий обучения можно осуществлять по разным признакам и корням. В настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации, поэтому мы приведем точки зрения различных исследователей. Так, Г. К. Селевко выделяет следующие группы технологий:

‒ по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;

‒ по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии;

‒ по характеру содержания и структуры — технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и др. [5, c.108].

Основным качеством любой технологии обучения должна быть подвижность, мобильность, способность к быстрым изменениям.

Особую роль в развитии информационных технологий сыграли компьютеры, различные электронные средства аудиовидеотехники и систем коммуникации. Именно с этими средствами связано понятие новых информационных технологий обучения.

Внедрение новых информационных технологий обучения не отрицает традиционных технологий, так как производство информации на бумажных и других твердых носителях продолжает расти быстрыми темпами, не уступающими производству информации на электронных носителях. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационными продукцией. В настоящее время одной из самых серьезных проблем является проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в новой информационной среде.

Основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию).

При этом необходимо обеспечить индивиду право на выбор собственной образовательной траектории, наиболее соответствующей его индивидуальным способностям. Это означает введение достаточно ранней дифференциации и индивидуализации обучения, связанной с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам.

В этом случае новые технологии становятся главнейшим средством доступа к различным источникам информации и формирования мотивации к самостоятельному поиску, обработке, восприятию и использованию этой информации.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что технологии обучения играют огромную роль в обучении, так как:

1) повышает производительность труда учителя;

2) контроль результатов обучения учеников и системаобратной связи позволяет учитывать возможности и склад характера каждого ученика;

3) перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате чего он больше времени уделит вопросам личностного и индивидуального развития своих учеников;

4) снижается роль субъективного фактора при проведении контроля.

Литература:

  1. Давыденко Т. М. Проектирование учебного занятия: учеб. пособие/ Т.М.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2009. — 630 с.
  3. Панфилова А. П. Инновационные технологии: активное обучение: учеб.пособ. для студ./ А. П. Панфилова. — М.: «Академия», 2009. — 192 с.
  4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалиф.пед.кадров/ Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 272 с.
  5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1.М.: НИИ школьных технологий,2006. — 485 c.
Основные термины (генерируются автоматически): учебного процесса, «технология обучения», «педагогическая технология», технология обучения, технологий обучения, информационных технологий обучения, процесса обучения, технологии обучения, понятие «технология», новых информационных технологий, технологии обучения должна, традиционного процесса обучения, проектирования процесса обучения, «образовательная технология», информационные технологии, традиционная технология обучения, Классификацию технологий обучения, проведении учебного процесса, будущего учебного процесса, диагностика учебного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle