Библиографическое описание:

Каримов А. Х. Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 633-634.



Современные представления биологии человека, теоретической медицины и психологии сводятся к тому, что для оптимизации состояния человека необходим индивидуальный подход. Аналогичные выводы делаются в последнее время и многими специалистами, занимающимися проблемами оздоровительной физической культуры [1,3].

Использование индивидуального подхода, в том числе в физическом воспитании студентов, является безусловным требованием реализации принципов и положений Национальной программы по подготовке кадров и повлечет за собой пересмотр традиционных моделей вузовского педагогического процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций [2].

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности индивидуализации двигательной деятельности студентов на занятиях по физическому воспитанию в вузе.

Нами предполагалось, что учет индивидуальных психофизических показателей студентов, применение инструментальных средств регистрации физической нагрузки и ее оперативное регулирование в процессе занятий позволит успешно реализовать принцип индивидуализации на занятиях по физической культуре в вузе и окажет положительное влияние на физическое развитие и подготовленность занимающихся, а также на их предстоящую профессиональную компетентность.

Для решения поставленной проблемы была разработана и экспериментально обоснована программа эффективной реализации индивидуального подхода на занятиях по физической культуре в вузе, исследована структура учебной деятельности, двигательной активности и мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельности студентов, выявлена динамика индивидуальных психофизических показателей студентов при применении различной физической нагрузки и подготовлены методические рекомендации по использованию различных форм и методов индивидуального подхода в процессе преподавания физической культуры.

По мнению исследователей, индивидуальный подход является реализацией идеи гуманизации физического воспитания и оздоровительной физической культуры на основе ориентации на индивидуальную норму, позволяя определить для каждого студента его индивидуально-оптимальное физическое состояние и найти адекватный способ его достижения средствами физических упражнений, предотвращая негативные последствия психологических стрессов и больших объемов учебных нагрузок.

На наш взгляд, использование индивидуального подхода в процессе физического воспитания позволит решить основную цель педагогического процесса по физической культуре — формирование личности, выработку таких мировоззренческих позиций, установок в отношении обучения предстоящей профессии, как активность, самостоятельность, инициативность, которые обеспечат способность и готовность выпускника вуза к дальнейшей жизнедеятельности. Главным показателем достижения этой цели педагогического процесса в вузе служит самостоятельность учения.

Значительная часть учебной нагрузки студентов вузов составляет самостоятельная внеаудиторная работа (самоподготовка), особенно на первых курсах. Однако в настоящее время отсутствуют научно обоснованные нормативы заданий для самостоятельной работы и не уделяется достаточно внимания разработке методов организации индивидуальной работы студентов с акцентом на повышение ценностного потенциала физической культуры который, в свою очередь, можно условно разделить на составляющие его интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового образа жизни. К ценностям двигательного характера можно отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный физический потенциал. Под ценностями технологии формирования физической культуры рассматриваются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки — все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Целевая направленность образования в сфере физической культуры с идеальной (всестороннее и гармоничное развитие личности) изменяется на конкретно педагогически ориентированную — формирование физической культуры личности студента. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры студента, как важнейшая, качественная динамичная характеристика его личностного развития. Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения». Именно здесь подразумевается выбор индивидом форм и средств организации собственной физической активности при наличии условий для индивидуализации и дифференциации, способствующих проявлению и развитию способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, вариативность содержания и многообразие форм позволяют организовать физическую активность человека сообразно с его ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры. В физическом воспитании принцип индивидуализации относится к общеметодическим и подразумевает использование таких средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним, и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей.

Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач (формирование знаний, умений и навыков, воспитание физических и духовных качеств). Он выражается в дифференциации соответственно индивидуальным особенностям занимающихся учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия. Но индивидуальный подход в принципе нельзя противопоставлять общим линиям педагогического процесса. Подлинная индивидуализация педагогических воздействий возможна лишь на основе соблюдения общих закономерностей обучения и воспитания

Таким образом, физическая культура должна занимать особое место в системе образования специалиста. Осознание важности физической культуры в процессе подготовки специалистов, формировании здоровья, развитии физических качеств, профессиональных умений и навыков позволит реализовать индивидуально каждому студенту, а в будущем и специалисту свое «Я», стать личностью.

Литература:

1 Кожбахтиев Э. Учебник по валеологии //Ташкент, 2005г

2 Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. А. Национальная модель и программа по подготовке кадров — достижение и результат независимости Узбекистана.//Т.:Маърифат-мададкор,2001

3 Шарипова Д. Д. Здоровье будущего поколения — в ваших руках. Учебное пособие. Fan va texnologiya, 2011–112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, физической культуре, оздоровительной физической культуры, педагогического процесса, сфере физической культуры, физического воспитания, индивидуальный подход, индивидуального подхода, физической нагрузки, физической активности, процессе физического воспитания, физической культуры личности, преподавания физической культуры, потенциала физической культуры, формирования физической культуры, важности физической культуры, проблемами оздоровительной физической, различной физической нагрузки, регистрации физической нагрузки, психофизических показателей студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle