Библиографическое описание:

Каримов А. Х. Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 633-634.



Современные представления биологии человека, теоретической медицины и психологии сводятся к тому, что для оптимизации состояния человека необходим индивидуальный подход. Аналогичные выводы делаются в последнее время и многими специалистами, занимающимися проблемами оздоровительной физической культуры [1,3].

Использование индивидуального подхода, в том числе в физическом воспитании студентов, является безусловным требованием реализации принципов и положений Национальной программы по подготовке кадров и повлечет за собой пересмотр традиционных моделей вузовского педагогического процесса в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций [2].

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности индивидуализации двигательной деятельности студентов на занятиях по физическому воспитанию в вузе.

Нами предполагалось, что учет индивидуальных психофизических показателей студентов, применение инструментальных средств регистрации физической нагрузки и ее оперативное регулирование в процессе занятий позволит успешно реализовать принцип индивидуализации на занятиях по физической культуре в вузе и окажет положительное влияние на физическое развитие и подготовленность занимающихся, а также на их предстоящую профессиональную компетентность.

Для решения поставленной проблемы была разработана и экспериментально обоснована программа эффективной реализации индивидуального подхода на занятиях по физической культуре в вузе, исследована структура учебной деятельности, двигательной активности и мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельности студентов, выявлена динамика индивидуальных психофизических показателей студентов при применении различной физической нагрузки и подготовлены методические рекомендации по использованию различных форм и методов индивидуального подхода в процессе преподавания физической культуры.

По мнению исследователей, индивидуальный подход является реализацией идеи гуманизации физического воспитания и оздоровительной физической культуры на основе ориентации на индивидуальную норму, позволяя определить для каждого студента его индивидуально-оптимальное физическое состояние и найти адекватный способ его достижения средствами физических упражнений, предотвращая негативные последствия психологических стрессов и больших объемов учебных нагрузок.

На наш взгляд, использование индивидуального подхода в процессе физического воспитания позволит решить основную цель педагогического процесса по физической культуре — формирование личности, выработку таких мировоззренческих позиций, установок в отношении обучения предстоящей профессии, как активность, самостоятельность, инициативность, которые обеспечат способность и готовность выпускника вуза к дальнейшей жизнедеятельности. Главным показателем достижения этой цели педагогического процесса в вузе служит самостоятельность учения.

Значительная часть учебной нагрузки студентов вузов составляет самостоятельная внеаудиторная работа (самоподготовка), особенно на первых курсах. Однако в настоящее время отсутствуют научно обоснованные нормативы заданий для самостоятельной работы и не уделяется достаточно внимания разработке методов организации индивидуальной работы студентов с акцентом на повышение ценностного потенциала физической культуры который, в свою очередь, можно условно разделить на составляющие его интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового образа жизни. К ценностям двигательного характера можно отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный физический потенциал. Под ценностями технологии формирования физической культуры рассматриваются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки — все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Целевая направленность образования в сфере физической культуры с идеальной (всестороннее и гармоничное развитие личности) изменяется на конкретно педагогически ориентированную — формирование физической культуры личности студента. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры студента, как важнейшая, качественная динамичная характеристика его личностного развития. Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения». Именно здесь подразумевается выбор индивидом форм и средств организации собственной физической активности при наличии условий для индивидуализации и дифференциации, способствующих проявлению и развитию способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, вариативность содержания и многообразие форм позволяют организовать физическую активность человека сообразно с его ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры. В физическом воспитании принцип индивидуализации относится к общеметодическим и подразумевает использование таких средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним, и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей.

Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач (формирование знаний, умений и навыков, воспитание физических и духовных качеств). Он выражается в дифференциации соответственно индивидуальным особенностям занимающихся учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия. Но индивидуальный подход в принципе нельзя противопоставлять общим линиям педагогического процесса. Подлинная индивидуализация педагогических воздействий возможна лишь на основе соблюдения общих закономерностей обучения и воспитания

Таким образом, физическая культура должна занимать особое место в системе образования специалиста. Осознание важности физической культуры в процессе подготовки специалистов, формировании здоровья, развитии физических качеств, профессиональных умений и навыков позволит реализовать индивидуально каждому студенту, а в будущем и специалисту свое «Я», стать личностью.

Литература:

1 Кожбахтиев Э. Учебник по валеологии //Ташкент, 2005г

2 Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. А. Национальная модель и программа по подготовке кадров — достижение и результат независимости Узбекистана.//Т.:Маърифат-мададкор,2001

3 Шарипова Д. Д. Здоровье будущего поколения — в ваших руках. Учебное пособие. Fan va texnologiya, 2011–112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle