Автор: Распуткина Татьяна Сергеевна

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 28.05.2014

Статья просмотрена: 1275 раз

Библиографическое описание:

Распуткина Т. С. Принцип индивидуализации в физическом воспитании школьников // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 395-397.

На сегодняшний день, занятия физической культуры в школе являются немаловажной частью укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподаватели физической культуры используют различные формы, методы и средства для того, чтобы занятия были интереснее и интереснее. Но зачастую они сталкиваются с некоторыми проблемами, которые могут приводить к разным осложнениям в ходе образовательного процесса.

Зачастую школьники не желают посещать уроки физкультуры. Многие дети систематически прогуливают урок физкультуры.

Чем же вызвано это массовое явление?

Дело в том, что в процессе физического воспитания, многие педагоги пренебрегают принципами обучения. В частности принципом индивидуализации. Они по какой- то причине не думают, даже не хотят думать о том, что в классе могут быть самые разные дети с самыми разными способностями и особенностями. Педагоги ставят на одну планку возможности всех учащихся, не задумываясь о том, что не все могут заниматься на одном уровне. А ведь эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям ученика, то есть, при соблюдении такого важного принципа обучения, как принцип индивидуализации [2].

В самом общем определении индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями учеников [2].

Индивидуализация в физическом воспитании предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей ребенка. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка [2].

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие [1].

Учитель обязан знать учебные возможности школьников усвоить содержание образования преподаваемой дисциплины, мог своевременно определить показатели физического развития, двигательной подготовленности и познавательных качеств, отклонения от установленных закономерностей, характерных для пола детей и подростков. С учетом выявленных особенностей учитель дифференцирует учебно-воспитательный процесс. Решению этой задачи способствуют углубленный медицинский осмотр учащихся, прогностические контрольные испытания по показателям двигательной подготовленности в начале учебного года, семестра, четверти, педагогические наблюдения на уроках [3].

Индивидуализация — процесс активный. Она предусматривает не только учет особенностей ребенка, но и совершенствование в процессе обучения его форм и функций.

Принцип индивидуализации требует учета уровня развития современного ребенка. Поэтому неправомерно оценивать, например, степень его физической подготовленности по стандартам, разработанным для сверстников, обучавшихся десятилетия назад. Однако и современные дети неодинаково проявляют себя в той или иной деятельности. В связи с этим принцип индивидуализации требует учета характера индивидуальных различий детей. Эти различия многообразны и выражаются:

1)      в неодинаковом уровне здоровья детей (отсюда деление школьников на медицинские группы);

2)      в различном уровне физической подготовленности (включая физическое развитие) даже внутри одной и той же медицинской группы (например, одни дети основной медицинской группы могут иметь спортивные разряды, а другие — нет; тип телосложения может определять выбор не только спортивной специализации, но и способ исполнения двигательного действия);

3)      в неодинаковом возрасте детей в пределах одной учебной группы при условии обучения по единой программе (кстати, наибольшая возрастная вариативность наблюдается, как правило, в средних классах);

4)      в наличии учеников обоего пола в одной и той же учебной группе (именно поэтому школьные программы предусматривают соответствующую дифференциацию содержания и нормативных требований);

5)      в различном объеме знаний и двигательных умений детей при прочих равных их характеристиках (например, два мальчика могут иметь одинаковый возраст, равную спортивную подготовленность, но разные полноту, глубину и действенность специальных знаний);

6)      в неодинаковом характере протекания мыслительных процессов (гибкость ума либо его стереотипность в подходах к изучению каждого двигательного действия; быстрота либо замедленность в освоении новых движений; наличие либо отсутствие критического подхода к учебному материалу и т. п.);

7)      в различной физической работоспособности детей (возможность совершать объемную работу при необходимой ее интенсивности, сосредоточиваться либо легко отвлекаться и т. п.);

8)      в неодинаковом уровне познавательной и практической самостоятельности, творческой активности (стремление к самостоятельному овладению специальными знаниями и физическими упражнениями);

9)      в разном темпе продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению;

10)  в неравноценном отношении к учению (положительном, безразличном, отрицательном);

11)  в различном уровне волевого проявления (высоком, среднем, низком) [2].

Необходимость учета перечисленных индивидуальных различий детей связана с рядом трудностей в организации учебно-воспитательного процесса. По способу преодоления этих трудностей индивидуализация обучения может осуществляться двумя путями: типовой индивидуализацией и персональной [2].

Типовая индивидуализация обучения основана на возможности организации обучения детей, обладающих некоторыми схожими характеристиками: уровнями здоровья и физической подготовленности, возрастом и полом [2]. Подобная индивидуализация—это самое грубое приближение к учету возможностей детей, это необходимость, рожденная потребностями группового обучения. Организационные основы типовой индивидуализации закреплены в соответствующих методических указаниях по комплектованию медицинских групп, учебных классов, учебных групп в спортивных секциях и пр.

Персональная индивидуализация обучения предусматривает учет тех характеристик, которые присущи конкретной личности, но чрезвычайно многообразны и трудно поддаются определению в процессе практической работы (характер протекания психических процессов, уровень работоспособности и т. п.). В условиях персональной индивидуализации одинаковый программный материал осваивается учениками разными методами, с различным распределением нагрузок и отдыха и т. п. Например, для учеников с сильной нервной системой наиболее эффективным оказывается соревновательный метод, улиц со слабой нервной системой этот метод создает излишнее нервно-эмоциональное напряжение (Н. С. Уткина и др.). Сложность персональной индивидуализации возрастает с увеличением количества одновременно занимающихся учеников у одного педагога. Поэтому одним из существенных показателей мастерства учителя является умение построить обучение с учетом особенностей как можно большего количества учеников [2].

Основное правило сочетания путей индивидуализации предусматривает опору на четкую типовую индивидуализацию с установкой на более широкую персональную, что кратко выражается формулой: «персональная индивидуализация внутри типовой». Оба пути индивидуализации необходимы при решении любых задач физического воспитания, но с разным соотношением [1]. Например, при общем физическом воспитании, осуществляемом в обязательном порядке в школах и СПТУ по единым государственным программам, наибольший удельный вес занимает типовая индивидуализация. Внутри нее в меру возможного осуществляется персональная индивидуализация методов обучения и некоторых дополнительных средств (предположим, подводящих упражнений). При спортивной специализации, особенно на ее высоких уровнях, персональная индивидуализация приобретет значение, охватывая не только методы обучения, но и все содержание. Типовая индивидуализация остается необходимостью при групповых тренировках на начальных этапах спортивной подготовки.

В конечном итоге типовая и персональная индивидуализации обучения создают условия, позволяющие сочетать в пределах единой системы обязательные занятия с добровольными, групповые с индивидуальными, стимулировать интересы одних учеников и доводить других до уровня, определяемого учебной программой.

Действительно, принцип индивидуализации — один из важнейших принципов обучения. Ведь оттого, соблюдается данный принцип педагогом или нет, будет зависеть результат его работы с детьми. От педагога требуется лишь понять то, что каждый ребенок- отдельная личность, со своими достоинствами и достатками. У каждого свой уровень физической подготовки. У ребятишек разные способности, разные особенности. И вообще, не каждый ребенок способен заниматься в той мере, которую требуют от него на уроке.

Литература:

1.      Ашмарин, Б. А. Теорияиметодики физического воспитания / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—287 с.

2.      Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

3.      Сулейманов, И. И. Общее физкультурное образование / И. И. Сулейманов и др. — Омск: СибГАФК, 1999. — 268 с.

4.      Ашмарина Б. А.  Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вятки­на и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—287 с: ил.— 15ВЫ 5-09-001807-3.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуализация обучения, Принцип индивидуализации, физическом воспитании, принцип индивидуализации, персональной индивидуализации, Типовая индивидуализация, индивидуализации в физическом воспитании, и персональная индивидуализации обучения, Типовая индивидуализация обучения, определении индивидуализация обучения, персональная индивидуализация, В частности принципом индивидуализации, персональной индивидуализации одинаковый, трудностей индивидуализация обучения, Персональная индивидуализация обучения, индивидуализация методов обучения, основы типовой индивидуализации, Сложность персональной индивидуализации, пути индивидуализации необходимы, физического воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос