Библиографическое описание:

Сторожук Н. В., Айол А. А. Современная система гражданской обороны в Российской Федерации. Состояние, перспективы развития // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 81-85.



В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её национальной безопасности. Глобальный экономический кризис, распространение международного терроризма, энергетические конфликты, угроза изменения климата и другие глобальные проблемы современности непосредственно затрагивают жизненно важные интересы России.

Всё чаще стали возникать ситуации, требующие участия государства в обеспечении безопасности личности, общества и его самого, что определяет необходимость комплексного укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации. Вооружённые конфликты в Южной Осетии, а также в Украине, свидетельствуют, что в настоящее время очаги региональной нестабильности и конфликтов располагаются в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации и напрямую затрагивают интересы её национальной безопасности. Расширяющийся спектр угроз безопасности и их глобальный, трансграничный характер предопределяет необходимость выработки и реализации, дополнительных мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе в области гражданской обороны.

В сложившейся ситуации одной из важнейших задач МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гражданской обороны, является существенное реформирование гражданской обороны.

При этом основными факторами, определяющими новые подходы к развитию гражданской обороны, являются:

- изменение геополитической ситуации в современном мире;

- снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т.ч. ядерного оружия;

- совершенствование современных средств поражения;

- сложившиеся в России новые социально-экономические условия;

- создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства;

- совершенствование системы государственного управления нашей страной;

- возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;

- возрастание угрозы терроризма. [10]

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. [1]

(Военная доктрина Российской Федерации (от 25.12.2014 г.) определила, что под военным конфликтом понимают форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы)

Принципами организации и ведения гражданской обороны являются:

1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.[1]

Яркими примерами поражения мирного населения, а также объектов экономики, не являющихся объектами поражения, стали военные конфликты на территории Югославии, Ирака, Сирии.

При ведении военных конфликтов на современном этапе объектами поражения в первую очередь выбираются критически важные объекты экономики [6], потенциально опасные объекты [6], пункты управления и объекты жизнеобеспечения населения. Для уничтожения данных объектов используются современные высокоточные средства поражения (крылатые ракеты, управляемые авиационные бомбы, лазерное оружие, кинетическое оружие, радиочастотное (СВЧ) оружие). Кроме этого в современных военных конфликтах возникают вторичные поражающие факторы применения современного оружия (техногенные пожары и взрывы, химическое заражение и радиоактивное загрязнение местности, катастрофическое затопление отдельных территорий).

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве наиболее вероятного сценария ведения военных действий на территории Российской Федерации рассматривает применение вероятным противником по объектам тыла только обычных, специальных и высокоточных неядерных боеприпасов.

Основными принципами развития гражданской обороны нашей страны на современном этапе должны являться [10]:

- заблаговременность подготовки государства к ведению гражданской обороны в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения;

- необходимая (разумная) достаточность при организации и выполнении мероприятий по гражданской обороне;

- обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны к действиям, как в условиях военного времени, так и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени, их стратегическая мобильность;

- реформирование гражданской обороны в рамках общей стратегии развития военной организации государства, направленной на повышение обороноспособности страны, мобилизационной готовности, эффективности защиты населения и территорий;

- использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;

- финансирование гражданской обороны, как со стороны государства, так и со стороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики, продолжающих работать в военное время;

- рациональное расходование средств на основе критерия «затраты — эффективность»;

- повышение социальной значимости гражданской обороны, оказание помощи населению в кризисных ситуациях.

Ведение гражданской обороны осуществляется:

в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.[2]

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации - комплекс государственных документов, в которых на основе оценки как военной обстановки, так и обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях определяется порядок мобилизационного развёртывания средств управления и сил ГО, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших мероприятий ГО в масштабах страны или отдельных её регионах при различных вариантах складывающейся обстановки. Проект плана разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО (МЧС России) с участием федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов РФ. При разработке проект плана увязывается по срокам, намеченным мероприятиям, объёмам материалов и финансового обеспечения с планами мобилизационного развёртывания экономики и ВС РФ. Утверждается Президентом РФ.[11]

В основу плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации заложены базовые сценарии ведения войн и военных конфликтов, согласованные с Генеральным штабом Российской Федерации.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Этот порядок был утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)».

Впервые в практике планирования оценка возможной обстановки была возложена на территориальные органы МЧС России. Грамотно выбрать объекты, разрушение которых окажет существенное влияние на условия жизнеобеспечения региона и устойчивость его функционирования, можно только зная реальную обстановку на конкретной территории.

Исходя из данного порядка планирования мероприятий гражданской обороны (изложен в приказе МЧС России от 16.02.2012 № 70 в редакции приказа МЧС России от 04.06.2013 № 362) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) [1].

Основным принципом построения гражданской обороны всегда должна стать защита конкретного человека в конкретном месте от конкретной угрозы.

Для реализации этого принципа в последние годы были внесены существенные изменения основных понятий в целый ряд нормативных правовых документов. В частности:

  1. Убежища создаются:

для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Укрытия создаются:

для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;

для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала».[4]

  1. Заглубленные помещения, подлежащие инвентаризации, подразделяются на следующие группы:

1 группа - подвалы и цокольные этажи зданий;

2 группа - гаражи, складские и другие помещения, расположенные в отдельно стоящих и подвальных этажах зданий и сооружениях, в том числе в торговых и развлекательных центрах;

3 группа - транспортные сооружения городской инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные (трамвайные) подземные тоннели, подземные переходы и т.п.);

4 группа - подвалы и цокольные этажи зданий и сооружений, включая частный жилой сектор, не отвечающие требованиям;

5 группа - естественные укрытия (пещеры, горные выработки, овраги и т.п.), простейшие укрытия (щели открытые и перекрытые, приспособленные погреба, подполья и т.п.).[9]

  1. Предусматривается планирование и организация многовариантных способов эвакуации населения в безопасные районы:

- определены возможности использования личного транспорта граждан при эвакуации;

- уточнены предъявляемые требования к безопасным районам.

- разработаны и внедряются новые подходов к организации и проведению эвакуационных мероприятий. Эвакуация не будет носить массовый характер.

Особое внимание будет уделено проблеме миграции населения при гуманитарных катастрофах и его жизнеобеспечения в местах временного пребывания.[3]

  1. Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

- организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою производственную деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне;

- подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

- разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

- создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.[7]

  1. Обеспечению средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) органов дыхания подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

- защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

- возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно - и химически опасных объектов.[8]

Гражданская оборона должна развиваться (реформироваться) по следующим инновационным направлениям:[10]

- разработка и внедрение нового поколения информационных технологий и технических средств управления гражданской обороной, а также оповещения населения об опасностях;

- разработка и внедрение новых методов и способов инженерной защиты населения, в т.ч. с использованием защитных сооружений;

- оптимизация и дифференциация эвакуационных мероприятий;

- разработка высокопроизводительных методов и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, технологий пожаротушения;

- совершенствование методов и технологий мониторинга и прогнозирования различного рода опасностей;

- разработка малогабаритных и универсальных средств индивидуальной защиты;

- производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения; оптимизация группировки сил гражданской обороны;

- совершенствование способов и технологий повышения защищенности объектов экономики при воздействии поражающих факторов различной природы;

- разработка мер, направленных на повышение устойчивости функционирования систем управления и жизнеобеспечения населения;

- разработка информационно-коммуникационных технологий работы с населением в очагах поражения.

Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны.[5]

Основными направлениями формирования нового облика сил гражданской обороны будут являться:

- наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил;

- техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, аэромобильными средствами спасения, современными приборами и оборудованием на основе использования нанотехнологий, микроэлектроники и других достижений научно-технического прогресса;

- разработка профессиональных стандартов и на их основе уточнение федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области гражданской обороны;

- оборудование высокотехнологичной учебной и полигонной базы для практического обучения личного состава органов управления и сил гражданской обороны.

Важнейшим условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации является дальнейшее развитие ресурсно-экономической основы гражданской обороны с использованием механизмов прогнозирования, программирования и программно-целевого планирования.

Основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2020 года являются: [12]

- развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;

- совершенствование системы управления гражданской обороны;

- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- развитие сил гражданской обороны;

- сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;

- развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

В настоящее время в МЧС России проводится активная целенаправленная работа по формированию новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе. Указанные подходы, учитывающие современные военно-политические и социально-экономические условия, направлены, с одной стороны, на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших, избыточных требований в области гражданской обороны, а, с другой стороны, на повышение эффективности мероприятий гражданской обороны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  2. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы»;
  4. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;
  5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
  6. Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 N 1314-р «Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов»;
  7. Приказ МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;
  8. Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
  9. «Методические рекомендации по проведению комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства для укрытия населения» (утв. МЧС России 07.08.2014 № 2-4-87-18-35);
  10. Электронный ресурс: http://www.mchs.gov.ru/document/2522333;
  11. Электронный ресурс: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86163;
  12. Электронный ресурс: http://central.mchs.ru/news/item/539596
Основные термины (генерируются автоматически): гражданской обороны, Российской Федерации, области гражданской обороны, защиты населения, гражданской обороне, МЧС России, сил гражданской обороны, планов гражданской обороны, территории Российской Федерации, реформирование гражданской обороны, ведению гражданской обороны, развитию гражданской обороны, делам гражданской обороны, мероприятий гражданской обороны, планы гражданской обороны, национальной безопасности Российской, населения Российской Федерации, военных конфликтов, утверждения планов гражданской, безопасности Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle