Пути совершенствования практикоорентированных занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образовательных организаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Айол А. А., Сторожук Н. В., Дзюбас И. В. Пути совершенствования практикоорентированных занятий с должностными лицами и работниками гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций образовательных организаций [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 80-85. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14230/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС.

Ключевые слова: обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, должностные лица и работники гражданской обороны и РСЧС.

В условиях развития современного технологического обществ, а также с учетом сложной международной обстановки, вопросы организации защиты мирных граждан принимают первостепенное значение. События военных конфликтов по всему миру наглядно показывают, какой урон приходится на мирное население, проживающее на территории, оказавшейся в зоне военного конфликта.

Американские и иракские специалисты впервые подсчитали, сколько иракцев погибло за все время Иракской войны — почти полмиллиона смертей было прямо или косвенно связано с военными действиями, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Medicine. Иракская война длилась с 20 марта 2003 года по 15 декабря 2011 года. Оказалось, что всего за время войны погибли примерно 460 тысяч людей в возрасте от 15 до 60 лет, из них 132 тысячи — непосредственно в результате военных действий: так, более половины были застрелены, причиной гибели 12 % стали заложенные в машины бомбы [6].

По данным Института востоковедения РАН, общая цифра погибших сирийцев — 105 тысяч человек. Потери правительственной армии САР и ополченцев — 45 тысяч человек, боевиков террористических организаций из числа местных жителей — 24 тысячи человек, гражданского населения — 36 тысяч человек. При этом большая часть гражданских погибла от рук джихадистов и так называемой «умеренной оппозиции». Около 18 тысяч погибших в Сирии были иностранными наемниками террористических группировок (граждане более 80 стран мира) [7].

Аналогично развивается ситуация и на востоке Украины. С начала вооруженного конфликта на Донбассе по сегодняшний день погибли по меньшей мере 9 тысяч 940 человек, еще 23 тысячи 455 получили ранения. Об этом говорится в отчете управления Верховного комиссара ООН по правам человека о ситуации с правами человека в Украине. «В целом, за период с середины апреля 2014 года до 12 марта 2017 года, погибли по меньшей мере 9940 человек и еще 23455 были ранены», — говорится в сообщении. «Более 2000 — это гражданские лица, погибшие в ходе боевых действий. Количество гражданских лиц, которые были ранены в результате конфликта, оценивается на уровне от 7000 до 9000 человек», — сказано в сообщении.

Исходя из прогнозирования возможных последствий современного военного конфликта одной из задачей, возложенной на гражданскую оборону Российской Федерации, позволяющей в том числе минимизировать потери среди мирного населения является «…подготовка населения в области гражданской обороны» [1]. Для решения указанной задачи разработан целый комплекс мероприятий, реализуемый на различных уровнях функционирования гражданской обороны. В частности, для решения указанной задачи в масштабах организации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС) определило выполнение следующих мероприятий:

«… — разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

— осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;

— создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

— пропаганда знаний в области гражданской обороны…» [8]

На кого же возлагается на сегодняшний день решение этой задачи в масштабах организации. Ответ на этот вопрос дает нам приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций». В данном документе указывается, что основной задачей структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов являются в том числе «…Организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера…» [2].

Но для того, чтобы эффективно решать возложенные на них задачи, должностные лица и работники гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) организаций должны сами являться высоко подготовленными специалистами в указанной области.

Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2018 год, утвержденные решением Коллегии МЧС России от 06.12.2017 № 21/III «О дополнительных мерах по повышению уровня подготовки органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определили, что необходимо:

‒ активизировать работы по переработке и внедрению новых программ и методов обучения должностных лиц и работников в области гражданской обороны, в том числе с использованием компьютерных технологий;

‒ осуществлять подготовку органов управления и сил гражданской обороны с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ, а также работ, связанных с решением других задач гражданской обороны.

Помимо этого необходимо осуществлять обязательное обучение должностных лиц органов управления гражданской обороны в учебно-методических центрах по ГО и ЧС и других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, а также на курсах гражданской обороны [3].

Подготовка должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС организаций осуществляется на основании примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС.

Целью курсового обучения является привитие должностным лицам и работникам гражданской обороны и РСЧС знаний и навыков по организации и выполнению мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также выработка у них готовности и способности к использованию полученных знаний и навыков в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

Одной из задач курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС по данной Примерной программе являются отработка приемов и способов выполнения функциональных обязанностей по предназначению [4].

Реализация данной задачи в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» (далее — СПб ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС») осуществляется в ходе проведения практических занятий различной направленности.

Примером одного из таких занятий является практическое занятия по теме 2.17 «Действия работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), по выполнению мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении гражданской обороны в готовность».

Данное занятие проводится с целью научить должностных лиц и работников гражданской обороны организовывать проведение мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении гражданской обороны в готовность, а также для закрепления и углубления знаний по организации работы органа управления гражданской обороны и РСЧС.

Одним из наиболее сложных этапов управленческой деятельности органа управления гражданской обороны является перевод гражданской обороны с мирного на военное положение. Для того чтобы упростить работу органа управления гражданской обороны при проведении первоочередных мероприятий 1, 2 и 3 очереди, заранее работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, разрабатываются формализованные документы.

Особенностью организации и проведения занятия является различный объем работы обучающихся, представляющих организации, отнесенные в установленном порядке к категории по гражданской обороне и не категорированные организации.

Для отработки каждого учебного вопроса разрабатывается комплект учебно-методических материалов в электронном виде, в том числе формализованные документы, позволяющие обучающимся получить представление об отрабатываемом документе. Кроме того, наличие формализованных бланков сокращает время на их отработку и позволяет слушателям сосредоточиться непосредственно на содержании документа. Для каждого обучающегося формируется папка «Задание», которая содержит следующие документы:

‒ общая и частная обстановка;

‒ справочные данные по организации;

‒ задание на практическое занятие;

‒ бланки формализованных документов, которые необходимо заполнить.

Помимо этого в папку «Задание» вкладывается отдельная папка «Литература», в которой размещены нормативные документы, необходимые обучающимся для выполнения практического задания.

Занятие проводится в аудиториях, оборудованных автоматизированными рабочими местами (персональными компьютерами). При условии, что в учебной группе обучаются более 20 человек, для проведения занятия привлекаются два преподавателя.

Общая и частная обстановка, а также справочные данные по организации выдаются обучающимся заблаговременно, как минимум в день, предшествующий проведению занятия.

В ходе данного практического занятия обучающиеся отрабатывают два учебных вопроса:

  1. Алгоритм действий работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от ЧС по выполнению мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении в готовность.
  2. Практическая отработка порядка оповещения при приведении гражданской обороны в готовность.

Для категории «Руководители и работники структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны образовательных организаций» подготовлены:

  1. Общая обстановка — при назначении на должность работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, ответственным лицом установлено, что в организации не разработан алгоритм действий работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, по выполнению мероприятий гражданской обороны при проведении мероприятий 1,2,3 очереди. Руководитель образовательного учреждения поручил Вам, исходя из особенностей Вашей организации и требований нормативно правовых документов, разработать алгоритм действий работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, по выполнению мероприятий гражданской обороны при проведении мероприятий 1,2,3 очереди.
  2. Частная обстановка — В 8 часов 00 минут «__» __________ _______ на всей территории страны Президентом РФ введено военное положение.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ руководителем учреждения получено распоряжение о проведении мероприятий по гражданской обороне 1 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ завершено выполнение мероприятий по гражданской обороне 1 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ руководителем учреждения получено распоряжение о проведении мероприятий по гражданской обороне 2 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ завершено выполнение мероприятий по гражданской обороне 2 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ руководителем учреждения получено распоряжение о проведении мероприятий по гражданской обороне 3 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ завершено выполнение мероприятий по гражданской обороне 3 очереди.

  1. Справочные данные — организация продолжает работать в военное время, отнесена в установленном порядке к категории по гражданской обороне. Находится в зоне возможных слабых разрушений, возможного радиоактивного заражения (загрязнения). В организации созданы нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее — НФГО):

‒ Группа охраны общественного порядка — 16 человек

‒ Звено по обслуживанию защитного сооружения — 9 человек

‒ Санитарный пост — 4 человека

‒ Пост радиационного и химического наблюдения (стационарный) — 3 человека

НФГО оснащены согласно норм положенности. Руководители НФГО и личный состав прошли обучение. Имеет защитное сооружение гражданской обороне — убежище на 700 чел., что позволяет защитить наибольшую работающую смену (далее — НРС) учреждения. Сотрудники организации обеспечены на 100 % респираторами Р-2У (хранение организовано на складе гражданской обороне). Повседневный пункт управления оборудован в кабинете руководителя и оснащен средствами связи. Запасной пункт управления оборудован в убежище и оснащен средствами связи. На обучении в учебно-методическом центре по гражданской обороне находится замдиректора — председатель объектовой эвакуационной комиссии. Объектовая система оповещения находится в постоянной готовности к применению.

При выполнении задания по первому учебному вопросу обучающиеся, опираясь на требования руководящих документов разрабатывают алгоритм действий работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, по выполнению мероприятий гражданской обороны при проведении мероприятий 1, 2, 3 очереди. Для выполнения задания обучающиеся обеспечиваются приложением № 13 к приказу МЧС от 16 февраля 2012 г. № 70 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» и формализованным документом, представляющим собой календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне.

После разработки и представления алгоритма работы преподавателю, обучающиеся, в соответствие с требованиями Методических рекомендаций по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны от 17 июня 2016 года № 2–4-71–34–11 составляют донесения в установленной форме (ПМ 1/1,1/2, 2/1.2/2, 3/1, 3/2) [5].

Для категории обучающихся «Неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций образовательных организаций» в связи с отсутствием практических навыков организации проведения первоочередных мероприятия по гражданской обороне, перед разработкой алгоритма отрабатывается задание по подготовке предложений для руководителя гражданской обороны образовательной организации о проведении мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очереди. Обсудив и проанализировав под руководством преподавателя подготовленные предложения, обучающиеся также осуществляют разработку алгоритма действий.

Для данной категории также подготовлены:

  1. Общая обстановка — при назначении на должность работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, ответственным лицом установлено, что в организации не разработан порядок выполнения мероприятий при планомерном приведении ГО в готовность. Руководитель образовательного учреждения поручил Вам, исходя из особенностей Вашей организации и требований нормативно правовых документов, разработать порядок выполнения мероприятий при планомерном приведении ГО в готовность.
  2. Частная обстановка — В 8 часов 00 минут «__» __________ _______ на всей территории страны Президентом РФ введено военное положение.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ руководителем учреждения получено распоряжение о проведении мероприятий по гражданской обороне 1 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ завершено выполнение мероприятий по гражданской обороне 1 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ руководителем учреждения получено распоряжение о проведении мероприятий по гражданской обороне 2 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ завершено выполнение мероприятий по гражданской обороне 2 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ руководителем учреждения получено распоряжение о проведении мероприятий по гражданской обороне 3 очереди.

В 10 часов 00 минут «__» __________ _______ завершено выполнение мероприятий по гражданской обороне 3 очереди.

  1. Справочные данные — Организация продолжает работать в военное время, не отнесена в установленном порядке к категории по гражданской обороне. Находится в зоне возможных разрушений, возможного радиоактивного заражения (загрязнения). Спасательные службы не создавались. Имеет защитное сооружение гражданской обороне — противорадиационное укрытие на 500 чел., что позволяет защитить наибольшую работающую смену (далее — НРС) учреждения. Сотрудники образовательной организации обеспечены на 100 % респираторами Р-2У (хранение организовано на складе гражданской обороне). Повседневный пункт управления оборудован в кабинете руководителя и оснащен средствами связи. На обучении в учебно-методическом центре по гражданской обороне находится замдиректора — председатель объектовой эвакуационной комиссии. Объектовая система оповещения находится в постоянной готовности к применению.

Для выполнения задания обучающиеся обеспечиваются приложением № 13 к приказу МЧС от 16 февраля 2012 г. № 70 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» и формализованным документом, представляющим собой таблицу для размещения мероприятий и временных показателей их выполнения.

В ходе отработки второго учебного вопроса обучающиеся и одной и другой категории разрабатывают схемы оповещения руководящего состава своих организации при приведении гражданской обороны в готовность в нерабочее время.

Организация и проведение данного практического занятия существенно повышает понимание должностными лицами и работниками гражданской обороны и РСЧС своих функциональных обязанностей, способствует совершенствованию управленческих навыков, а также позволяет уже на этапе обучения разработать основу планирующих и распорядительных документов своих образовательных организаций по вопросам гражданской обороны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  2. Приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»;
  3. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2018 год;
  4. Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  5. Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны МЧС РФ 17 июня 2016 года № 2–4-71–34–11.
  6. РИА Новости https://ria.ru/science/20131016/970309958.html;
  7. РИА Новости https://ria.ru/analytics/20161028/1480221269.html;
  8. Приказ МЧС РФ от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

Ключевые слова

обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, долж-ностные лица и работники гражданской обороны и РСЧС

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос