Библиографическое описание:

Жиганов К. В., Данилов П. В., Дашевский А. Р., Костылев Д. Н. Гражданская оборона в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 508-511.



За последние годы произошли существенные изменения в военно-политической и социально-экономической обстановке в мире. В результате распада СССР и социалистического лагеря, а вместе с ними и военного блока стран Варшавского Договора исчезла идеологическая конфронтация России с зарубежными странами, уменьшилось военное противостояние.

Принятые решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия снизили возможность, прежде всего, массированного применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах.

В связи с этим появились даже высказывания, что внешней военной опасности для России больше не существует. Однако такое утверждение не соответствует реалиям. В результате смягчения международной обстановки непосредственная угроза прямой агрессии против Российской Федерации, действительно, уменьшилась, но военная опасность для нее продолжает сохраняться, а при определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности.

В современных войнах и вооруженных конфликтах проблема защиты населения и территорий от опасностей в современной жизни, возникающих при военных действиях и вследствие их, будет весьма актуальной.

Следовательно, гражданская оборона в современных условиях, призванная обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени, была, есть и в обозримом будущем будет важной государственной функцией:

В полном объеме роль и место гражданской обороны в современных условиях определяются решаемыми ею задачами, содержание и способы, выполнения которых могут меняться в зависимости от конкретных условий обстановки.

К основным задачам гражданской обороны с позиций сегодняшнего дня можно отнести [1]:

‒ оповещение и информирование населения об угрозе и действиях в складывающейся обстановке;

‒ эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей;

‒ инженерную, радиационную, химическую, медико-биологическую и противопожарную защиту населения;

‒ защиту водоисточников (систем водоснабжения), продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений;

‒ повышение устойчивости функционирования объектов;

‒ проведение мероприятий по комплексной маскировке;

‒ проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

‒ первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

‒ восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;

‒ срочное захоронение трупов; всеобщее обучение населения;

‒ обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны;

‒ организацию управления мероприятиями гражданской обороны;

‒ участие сил гражданской обороны в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

иную деятельность, необходимую для осуществления задач гражданской обороны, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.

Анализ перечисленных задач позволяет констатировать, что гражданская оборона в современных условиях является одним из элементов системы обеспечения национальной безопасности России, составной частью оборонной функции государства.

Гражданская оборона в современных условиях решает проблемы сохранения людских ресурсов и экономического потенциала страны. Обеспечивает защиту и жизнедеятельность населения в военное время, спасая и оказывая помощь пораженным и пострадавшим, гражданская оборона в современных условиях монопольно решает важнейшую часть социальных функций государства. Повышает устойчивость функционирования объектов экономики, защищая материальные и культурные ценности, снижая опасность образования вторичных очагов поражения в условиях войны, а в конечном итоге — наносимый противником ущерб, гражданская оборона в современных условиях осуществляет значительный объем экономических функций государства.

Сегодня, в начале нового тысячелетия, можно констатировать, все более нарастающий процесс обострения проблем обеспечения безопасности, как отдельной личности, так и всего человечества в целом.

Новый век несет в себе возрастание угроз техногенного характера, увеличение рисков возникновения экологических, климатических, социальных, экономических и многих других катастроф и стихийных бедствий.

Актуальность проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий не снижается.

В последнее десятилетие произошел решительный поворот военных теоретиков и историков к разработке новой концепции войны, новых форм и способов вооруженной борьбы. Они исходят из того, что при качественно новых средствах вооруженной борьбы, создаваемых на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия на новых физических принципах, неизбежно изменится характер войны.

К возможному оружию на новых физических принципах, прежде всего, нелетального воздействия, можно отнести [2,3]:

‒ лазерное оружие;

‒ источники некогерентного света;

‒ СВЧ оружие; инфразвуковое оружие;

‒ средства радиоэлектронной борьбы; средства информационной борьбы;

‒ высокоточное оружие нового поколения (интеллектуальные боеприпасы);

‒ метеорологическое, геофизическое оружие;

‒ биологическое оружие нового поколения (включая психотропные средства);

‒ биотехнологические средства; химическое оружие нового поколения;

‒ оружие электромагнитного импульса;

‒ психотропное оружие;

‒ парапсихологические методы.

Есть основания полагать, что эти виды оружия через 10–15 лет, а в некоторых странах возможно и раньше, существенно обесценят роль ядерного оружия, разрушат тот условный барьер, которым длительное время разделялось ядерное оружие и оружие обычных средств поражения.

Сегодня общепризнанно — эпоха противостояния массовых многомиллионных армий в период войны завершается. Есть все основания считать, что уже в недалекой перспективе ведущая роль в войнах будет отводиться политическим, экономическим, информационным и другим средствам борьбы.

Для лишения противника возможности активного сопротивления в современных войнах и вооруженных конфликтах удары, как подчеркивалось выше, будут наноситься по наиболее важным объектам экономики и инфраструктуры, к которым, по взглядам военных стратегов, можно отнести: пункты управления [3]:

‒ узлы связи, радиовещательные станции, телецентры;

‒ узлы железных дорог;

‒ ж.д. мосты (основные ж. д. направления);

‒ автодорожные мосты федеральных магистралей;

‒ морские (речные) порты, базы, аэропорты, космодромы;

‒ насосные станции магистральных трубопроводов;

‒ склады госрезервов, трубопроводов;

‒ склады госрезервов;

‒ атомные станции;

‒ гидроэлектростанции;

‒ тепловые электростанции;

‒ подстанции ЛЭП;

‒ склады ГСМ, нефтебазы;

‒ нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства;

‒ производства оборонного комплекса;

‒ производства цветной и черной металлургии;

‒ производства машиностроения;

‒ производства электрооборудования.

По оценочным прогнозам, в случае возникновения войны, даже только с применением обычного оружия, она приобретет черты повышенного риска из-за угрозы разрушения потенциально опасных объектов и, фактически, становится подобием войны с применением оружия массового поражения.

Хотелось бы подчеркнуть, что роль гражданской обороны страны в современных войнах и в современных условиях резко возрастает. Она приобретает большую значимость для государства, становится военно-стратегическим фактором.

Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что гражданская оборона не может оставаться в прежнем виде, необходима ее реформа.

По нашему мнению, наиболее реальный путь реформирования гражданской обороны — это создание на базе РСЧС и системы гражданской обороны действительно единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Российской системы гражданской защиты (РСГЗ):

Во-первых, возможность отнести вопросы гражданской защиты к предмету совместного ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что позволит повысить ответственность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, прежде всего, за защиту населения и территорий в военное время.

Во-вторых, создать единое правовое, организационное и методическое поле по вопросам гражданской защиты на мирное и военное время на всей территории страны.

В-третьих, создать одни и те же органы управления, системы связи, силы и средства на мирное и военное время, что обеспечит плавный переход созданной системы с мирного на военное время, более качественную заблаговременную подготовку к гражданской защите в военное время.

В-четвертых, сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и ГО на решении задач как мирного, так и военного времени.

В обозримом будущем ГО, как и вся оборона страны, должна строиться по принципу стратегической мобильности.

Все: промышленность, сельское хозяйство, органы управления — должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам военного времени.

Каждый регион должен стать более самостоятельным, чтобы мог решать задачи, как правило, своими силами.

Это можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств, в короткие сроки и до необходимого уровня, гибкое стратегическое и оперативное реагирование на изменения обстановки.

Литература:

  1. Федеральный закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998. (в действующей редакции.).
  2. Мазурин Е. П. Гражданская оборона: учебное пособие/Е. П. Мазурин, Р. И. Айзман. — Новосибирск: АРТА, 2011.-263с.
  3. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Учебное пособие / Под общ. Ред.Г. Н. Кириллова.-6-е изд.-М.: Институт риска и безопасности,2010.-536с.
Основные термины (генерируются автоматически): современных условиях, гражданской обороны, гражданская оборона, военное время, современных войнах, Гражданская оборона, Российской Федерации, защиты населения, оружия массового поражения, гражданской защиты, вооруженных конфликтах, чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных ситуаций природного, субъектов Российской Федерации, военного времени, техногенного характера, защиту населения, жизнедеятельность населения, новых физических принципах, системы гражданской.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос