Библиографическое описание:

Щелина Т. Т., Кузьмина А. А. Педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 11-14.

 

В статье рассмотрены основные положения организации целостного педагогического процесса по обеспечению успешной социальной адаптации подростков «группы риска».

Ключевые слова: социальная адаптация, психолого-педагогические условия, подростки «группы риска».

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает, что воспитание и социализация обучающихся должны обеспечивать освоение ими позитивного социального опыта, развитие личностных качеств, необходимых для успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством, формирование социальной самоидентификации в процессе личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации, способность противостоять негативным воздействиям социальной среды [3],что предполагает создание педагогических условий, способствующих успешной социальной адаптации подростков «группы риска».

В целостном педагогическом процессе педагогические условия представляют собой взаимосвязанную совокупность предпринимаемых руководителями и организаторами мер на основе осознания ими объективно существующих факторов и складывающихся обстоятельств, обеспечивающих его эффективность и результативность.  Структура этих мер должна быть комплексная, вместе с тем динамичная, учитывающая развертывания данного процесса в оптимальном режиме на каждом новом его этапе [2].

Условия эффективного обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» должны учитывать, прежде всего:

- специфику общеобразовательного учреждения как воспитательной организации, специально созданной государством, для осуществления социально контролируемой части социализации детей [1];

- социально-психологические характеристики подростков «группы риска».

  Руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в образовательных учреждениях могут быть представлены как совокупность организационно-педагогических, психолого-педагогических, социально-педагогических условий.

К организационно-педагогическим условиям относятся:

- своевременное изучение и выявление возможностей использования социокультурных и административных ресурсов системы социального воспитания образовательного учреждения в организации позитивного межличностного взаимодействия подростков «группы риска» как фактора их социального развития;

- создание воспитательной системы образовательного учреждения, обеспечивающей гуманистическую направленность личностного и социального развития подростков «группы риска»;

- наличие в общеобразовательном учреждении материальной базы, необходимой для организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей позитивное отношение к воспитательной организации, к ее жизнедеятельности, к самому себе как ее субъекту.

Психолого-педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях внедрения ФГОС включают:

- изучение психологических особенностей подростков «группы риска»;

- обеспечение и развитие субъектной позиции подростков «группы риска» на основе предоставления им возможности в удовлетворении потребности в позитивном эмоциональном контакте со значимыми людьми и реализации социальной активности;

- реализация личностного подхода к подросткам «группы риска» в жизнедеятельности воспитательной организации, в ходе оказания индивидуальной помощи в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста;

- создание атмосферы психологической безопасности, доверия и конструктивного взаимодействия, поддержки личностных ресурсов развития подросткам «группы риска»;

- обеспечение возможности самореализации и саморазвития подросткам «группы риска»;

- диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения) [3];

- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, экспертиза).

Социально-педагогические условия успешной социальной адаптации подростков «группы риска» в условиях внедрения ФГОС могут быть определены следующим образом:

- создание и обеспечение в образовательном учреждении субъект-субъектных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса: педагогами – учащимися – родителями [3];

- сохранение и зарождение традиций в жизнедеятельности воспитательной организации, обеспечивающих коррекцию предыдущего негативного и усвоение позитивного социального опыта подростков «группы риска»;

- разработку системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции подросткам «группы риска».

Сформулированные условия нашли свое отражение в учебно-воспитательном процессе МБОУ Хватовская основная общеобразовательная школа. На базе этого образовательного учреждения проводился эксперимент, в ходе которого была проверена эффективность представленных условий. В исследовании приняли участие подростки «группы риска», для изучения были использованы педагогическое наблюдение, анкетирование, психодиагностические методики: «Исследование самооценки» Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, «Определение уровня и характера тревожности» Филипса, «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонда, «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова.

Результаты сравнительного анализа социальной адаптации подростков «группы риска» на констатирующем и формирующем этапах эксперимента отражены в представленных диаграммах.

 

Диаграмма 1

Сравнительный анализ исследования социально-психологической адаптации подростков «группы риска» по методике К.Роджерса, Р.Даймонда

 

 

 

Диаграмма 2

Сравнительный анализ исследования степени проявления школьной тревожности подростков «группы риска» по методике Филипса

Диаграмма 3

Сравнительный анализ исследования самооценки подростков «группы риска» по методике Т.В.Дембо, С.Я.Рубенштейн

неадекватная самооценка

 

Повторная диагностика уровня социальной адаптации подростков по методике М.И. Рожкова позволила выявить снижение числа подростков «группы риска» с выраженной социальной дезадаптацией с 86,7% до 46,7 %

Таким образом, положительная динамика результатов повторной диагностики подростков «группы риска», ихсоциально-психологическая адаптация, уровень тревожности, характер отношений к социальному окружению, адекватность самооценки подтверждают выдвинутую нами гипотезу относительно того, что реализация сформулированных в эксперименте педагогических условий будет способствоватьуспешной социальной адаптации подростков «группы риска».

 

Литература:

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие / А.В.Мудрик, Т.Т. Щелина. – М.: NOTABENE, 2008. – 218 с.
  2. Стригунова Г.М. Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса. – М.: Наука, 2012. – 394 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. –URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 23.02.2015).

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): подростков «группы риска», социальной адаптации подростков, адаптации подростков «группы, успешной социальной адаптации, подросткам «группы риска», воспитательной организации, обеспечения успешной социальной, подростки «группы риска», подростков группы риска, жизнедеятельности воспитательной организации, Похожая статья, обеспечению успешной социальной, характеристики подростков «группы, позиции подростков «группы, условия успешной социальной, опыта подростков «группы, числа подростков «группы, уровня социальной адаптации, диагностики подростков «группы, способствоватьуспешной социальной адаптации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle