Авторы: Огородник Светлана Ивановна, Масолова Мария Игоревна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.10.2016

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Огородник С. И., Масолова М. И. Особенности и трудности адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального обучения // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 649-651.



Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. В ней отдельно рассматривается проблема приспособления студентов-первокурсников к среде среднего профессионального учебного заведения. А так же в статье рассматривается отдельно дидактические, социально-психологические, профессиональные, психофизиологические трудности адаптации.

Ключевые слова: адаптация, первокурсник, среднее профессиональное образование, студент, трудности, студенческий коллектив

Бывшие школьники, которые поступают для обучения в учреждения среднего профессионального образования, еще находятся на пути к самоопределению. Умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее зависит от того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вступление в социальную среду, но для этого должны быть преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков. На основе этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.

Трудности адаптации — это трудности, которые испытывает студент при организации учебно-воспитательного процесса.

При успешной адаптации студент должен войти:

‒ в новую социальную среду;

‒ в учебно-познавательный процесс;

‒ в новую систему взаимоотношений между сокурсниками, старшекурсниками и педагогами.

Адаптация — это необходимое условие успешной дальнейшей деятельности, уверенность в своих силах, предпосылка активной деятельности.

Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой и самим собой [2, с.1].

Проблема приспособления студентов-первокурсников к среде среднего профессионального учебного заведения решается путем создания оптимальных условий с учетом главных характеристик адаптационных процессов, за каждым из них стоят различные зоны трудностей, с которыми приходится сталкиваться студентам, и которые могут стать причинами дезадаптации.

Трудности в обучении делятся на: дидактические, социально-психологические, профессиональные, психофизиологические.

Дидактические трудности основываются на неумении студента в начале обучения правильно и оптимально для себя сорганизовать учебную деятельность. Так как школьная программа отличается формами обучения и методами преподавания. А большой объем самостоятельной работы, может привести к не желанию учиться, и поэтому к снижению успеваемости.

Исследуя аспект психологического приспособления к специфике обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении Бирюкова М. А., выявила психологическую неподготовленность выпускника средней школы к новой учебной деятельности и сложность учебного материала по ряду предметов [1, с.159]. Студент-первокурсник начинает свою деятельность в новой педагогической системе, отличной по своим целям, задачам, требованиям, методам обучения от средней школы.

Первокурсникам средних профессиональных учреждений недостает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного усвоения программы. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Многими это дается очень тяжело. Из-за трудностей адаптации возникает и низкая успеваемость на первом курсе и низкий показатель по результатам сессии.

Социально-психологические трудности связаны с изменением социального статуса бывшего старшеклассника.

Первокурсники уже впервые недели обучения должен найти свое место в группе, но далеко не все студенты к концу первого курса становятся, удовлетворены своим социальным статусом.

Если студент, приехал обучаться из другого города или сельской местности, то ему приходится в кратчайшие сроки обустроить себе новый быт, привыкнуть к самостоятельности, научится отвечать за свои поступки, правильно распределять время… И при этом рядом могут отсутствовать родные и близкие люди, которые могли бы в этом помочь. А новые друзья и знакомые могут носить как положительное, так и отрицательное влияние.

Если старшеклассник проживал в сельской местности или небольшом городе, то выбор дальнейшего обучения может быть ограничен теми учебными заведениями, которые есть. И у подростка не всегда имеется мотивация получать ту специальность, которой обучают по месту жительства. Если же ехать обучаться в другой город, то может возникнуть другие проблемы: психологическая оторванность от дома, ухудшение условий проживания, отсутствие навыков самостоятельного ведения домашнего быта, новая социальная среда… А ведь первокурсникам суза бывает всего по 15–16 лет. И не всегда подростки в этом возрасте могут действовать по-взрослому и адекватно решать возникшие проблемы. Поэтому подростки и попадают под влияние социально негативных групп и приспособляются к вредным привычкам.

В сузах учат, в основном, на те специальности, которые разделяются на мужские и женские профессии. Приведем пример специальностей, которым обучают в СПО ННГУ им. Н. И. Лобачевского Арзамасский филиал. Специальности, где основную массу составляют молодые люди мужского пола: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Механизация сельского хозяйства»; «Организация перевозок и управление на транспорте». Специальности, где основную массу составляют девушки: «Дизайн», «Экономика и бухгалтерский аудит», «Налоги и налогообложение». Поэтому первокурсникам после разнополой школьной группы необходимо приспособиться взаимодействовать и общаться с группой своего пола.

Профессиональные трудности связаны с недостаточным пониманием специфики выбранной специальности и мотивации обучения.

В учреждения среднего профессионального обучения идут, в основном старшеклассники, которые испытывают трудности в школьном обучении, которые боятся идти в вузы, имеют низкие баллы ГИА и ЕГЭ, не стремятся получить дальнейшие знания, не выбрали себе профессию, но родители настаивают на приобретении хоть какой-нибудь специальности. В связи с этим состав первокурсников сузов испытывают трудности адаптации.

Еще одна трудность адаптации заключается в том, что получаемые профессии в сузах на данный момент являются недостаточно престижными в среде молодежи. В основном, это рабочие профессии: машинист, сварщик, повар, кондитер, столяр, штукатур, электросварщик, швея… Поэтому некоторые студенты учреждений среднего профессионального образования стремятся получить не профессиональные знания и в дальнейшем трудоустроится, а просто получить диплом и завершить обучение.

Все это вызывает отсутствие понимания важности обучения и изучения учебных дисциплин, частные пропуски занятий и не включенность в учебно-воспитательный процесс суза.

Психофизиологические трудности основываются на недостаточной сформированности некоторых профессионально важных психологических качеств молодежи.

Итак, сложная экономическая ситуация в стране, реформы в сфере образования, инфантилизация подрастающих поколений, приводят к тому, что профессиональный выбор выпускников школ в силу перечисленных, а также других причин делается не всегда осознанно. В систему среднего профессионального образования приходят подростки с негативным или апатичным отношением к своей будущей профессии, со слабой школьной подготовкой и профессиональной мотивацией. Случается, что и студенты, осознанно выбравшие свою будущую профессию, в начале обучения, испытывают разочарование в своем выборе. А неудовлетворение профессиональной учебной деятельностью является основным фактором дезадаптации.

Таким образом, мы приходим к заключению, что процесс адаптации к условиям среднего профессионального образования заключается в преодолении трудностей педагогического и психологического характера.

Несмотря на большое разнообразие определений адаптации, общими во всех них остаются следующие моменты:

‒ процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;

‒ это взаимодействие разворачивается в особых условиях — условиях дисбаланса, рассогласованности между системами;

‒ основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой может варьировать в достаточно широких пределах;

‒ достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах [3, с.65].

К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии проходят благополучно, в результате — у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации — это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход из которого, осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности.

Литература:

1. Бирюкова М. В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения [Текст] / М. В. Бирюкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. № 12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. — 2008. — № 12 (88). — С. 158–162

2. Бочарникова Я. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. // http://festival.1september.ru/articles/582626/

3. Корепанова Е. В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель-студент»: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Тамбов, 2003–239c.

Основные термины (генерируются автоматически): среднего профессионального, среднего профессионального образования, трудности адаптации, учреждениях среднего профессионального, среднего профессионального обучения, среднего профессионального учебного, среде среднего профессионального, трудности адаптации первокурсников, учреждения среднего профессионального, психофизиологические трудности адаптации, профессионального учебного заведения, адаптации студентов, адаптации студентов первокурсников, условиям обучения, трудности связаны, процесс адаптации, сопровождение адаптации, успешной адаптации студент, сопровождение адаптации первокурсников, начале обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос