Библиографическое описание:

Абрамова А. Н., Урутина Т. М., Митичева Т. И. Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа памяти младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 891-894.

 

Статья посвящена изучению взаимосвязи особенностей темперамента младших школьников и типа памяти, а также проведено экспериментальное исследование по данной проблеме.

Ключевые слова: особенности, память, школьники, темперамент.

 

Одной из значимых тенденций нашего времени является признание важности человеческой личности. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении особенностей темперамента.

Изучением особенностей темперамента и памяти занимались отечественные и зарубежные авторы. Изучения физиологических основ темперамента и свойств нервных процессов представлено в работах И. П. Павлова; психология памяти раскрыта Г. Эббингаузером; особенности темперамента младших школьников в процессе учебной деятельности изучены в трудах Э. Кремчер, Б. М. Тепловой, В. М. Русаловой и др.; исследования в области онтогенетического развития произвольной памяти нашли свое отражение в работах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др.

Подтемпераментомследует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, несмотря на одинаковое проявление в разнообразной деятельности остаются неизменными и постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента [4].

В истории естественнонаучного изучения темпераментов очень важным явилось учение И. П. Павлова о типах нервной системы и о типах высшей нервной деятельности. Ученый полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип и вид. Этими свойствами являются: сила,уравновешенность и подвижность. Свойства нервной системы могут быть общими и частными (его индивидуальные особенности).

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Память характеризуется следующими параметрами: количеством запоминаемой информации, точностью и быстротой воспроизведения, а также длительностью, то есть способностью удерживать информацию определенное время.

С. Л. Рубинштейн отмечал, что без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Всё, что мы узнаём, каждое наше впечатление или переживание, оставляют в нашей памяти известный след. Индивидуальные особенности памяти не являются чем — то прирождённым, твердо установленным. Они складываются в жизненной практике и в процессе обучения.

Одним из важных моментов является рассмотрение особенностей проявления темперамента в младшем школьном возрасте и их влияние на развитие памяти.

Исследователями (психологами и педагогами) выявлены особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания. Из которых мы можем сделать вывод о специфических особенностях развития памяти младших школьников [3].

Школьник-сангвиник. Очень живой, непоседливый, активный. На интересных для него занятиях часто желает высказаться, проявляет большую активность, работоспособность. Если же занятие ему не интересно, тут же начинает мешать учителю — озоровать, разговаривать с соседями. Единственный способ призвать к порядку — заинтересовать его [5].

Таким образом, развитие произвольной памяти становится возможным только при наличии значительной мотивации к запоминанию. В процессе измерения кратковременной памяти у школьников необходимо учитывать степень соответствия учебного материала интересам ребенка. Развитие долговременной памяти становится возможным при наличии системы подкреплений.

Школьник-холерик. Выделяется среди сверстников своей несдержанностью и порывистостью. Однако при выполнении каких-либо поручений проявляет упорство и уверенность. Для него характерно жизнерадостное и быстро меняющееся настроение [5].

У холериков младшего школьного возраста мыслительные процессы протекают энергично и характеризуются устойчивым вниманием. Такие учащиеся быстро запоминают информацию, рассказывают и пересказывают с одного раза [1].

Таким образом, развитие произвольной памяти становится возможным при условии воздействия на максимально возможное количество анализаторов. Кратковременная память развита обычно хорошо, а долговременная — плохо.

Школьник-флегматик. Его отличают неторопливость и спокойствие. Такие дети сдержаны и дисциплинированы. Больше всего любит задания, где что-то нужно сосчитать.

Для детей флегматиков характерно медленное протекание мыслительных и речевых процессов. Внимание у флегматиков характеризуется слабой устойчивостью и переключаемостью. Речь маловыразительная и неторопливая.

Таким образом, у школьника-флегматика имеется хороший потенциал для развития и кратковременной, и долговременной памяти. Однако понять какой из стимулов способствует развитию произвольной памяти таких детей обычно очень трудно. Также следует отметить, что воспроизведение усвоенной информации у школьника-флегматика занимает гораздо большее время, нежели у сангвиника или холерика.

Школьник-меланхолик. На уроках спокоен, способен контролировать свое поведение, не вскакивает, не кричит. Болезненно чувствителен, мнителен. На уроках, чаще всего, сидит в одной и той же позе.

Меланхолики — дети со слабым типом нервной системы, вследствие чего быстро утомляются. Поэтому при выполнении заданий таким детям необходимо делать довольно частые перерывы для отдыха.

Из этого следует, что запоминание зависит от полученной информации и развитие памяти у младших школьников с преобладанием меланхолического типа темперамента выстраивается на чувственно-эмоциональной основе. Произвольная память может развиваться на основе постоянной эмоциональной поддержки [2].

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы можем утверждать, что учителю при планировании деятельности по развитию памяти младших школьников, необходимо учитывать особенности их темперамента, создавать оптимальные для них условия.Поэтому мы решили выяснить, существует ли взаимосвязь между темпераментом и памятью.

Исследование проводилось в МБОУ «Лицей» г. Арзамаса, в нем приняли участие ребята 4 «А» класса в количестве 24 человек. Для диагностического исследования были выбраны следующие методики: методика «Определение типа памяти» у младших школьников, методика изучения свойств нервной системы учащихся, методика детский вариант личностного теста Р. Кеттела.

Анализ результатов исследования преобладающего типа памяти по методике «Определение типа памяти» у младших школьников, показал:

Рис. 1. Преобладающий тип памяти у каждого ученика по методике «Определение типа памяти» у младших школьников (в процентах).

 

Таким образом, по результатам данной методики, можно сказать, что зрительное восприятие образа важнее слухового, он равен 50 %, что составляет у 12 человек, слуховая память 25 %, что составляет у 6 человек. Моторно-слуховая и комбинированная у 2-х человек это 9 %. Слуховая, зрительная и комбинированная у 1 человека, а также моторно-слуховая и комбинированная тоже у 1 человека. Что касается особенностей запоминания, то по результатам проведения методики видно, что у младших школьников преобладает зрительная память.

Для того чтобы, подробно изучить существует ли взаимосвязь между темпераментом и памяти мы провели методику изучения свойств нервной системы учащихся. Анализ результатов показал:

Рис. 2. «Изучение свойств нервной системы учащихся» (в процентах)

 

По результатам данной методики можно сказать, что в данном классе учатся ребята, у которых преобладает тип темперамента — сангвиник 42 % (10 чел.) или холерик 21 % (5 чел.). Типы флегматик 13 % (3 чел.) и меланхолик 8 % (2 чел.) выражены у меньшего количества ребят. Также есть и те дети, у которых в одинаковой мере проявляются черты двух типов темперамента.

По вышеперечисленным методикам можно сказать, что развитие памяти зависит от темперамента учащихся. Полученные результаты взаимодополняют друг друга. По нашим результатам по принципу деления детей на 7 групп (сангвиники; холерики; флегматики; меланхолики; сангвиники, холерики; сангвиники, флегматики; холерики, меланхолики) можно сказать, что у сангвиника 10–11 лет преобладает слуховой тип памяти, но также у них хорошо развита и зрительная память. Холерики в таком возрасте также хорошо запоминают как зрительно, так и на слух. А меланхолику лучше запомнить материал зрительно.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основная задача взрослых, родителей и педагогов — уделять внимание каждому ребенку как личности, учитывать его индивидуальные особенности. В заключение, мы хотели бы сказать, что темперамент накладывает отпечаток практически на все свойства и особенности психики, а именно: на скорость возникновения психических процессов (мышление, внимание, память, т.д.) и их устойчивость; интенсивность психических процессов; темп и ритм деятельности и поведения.

 

Литература:

 

  1.      Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 374с.
  2.      Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. — М., 1995.- 354с.
  3.      Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева. — М.: 1995.– 218с.
  4.      Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. У. Файнберг // Дошкольное воспитание. — 1965.- № 2.- С.57–62.
  5.      Яковлева Е. Л. Развитие внимания и памяти у школьников/ Е. Л. Яковлева. — М.: Международ. Пед. Академия, 1995. -328 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle