Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 15.06.2017

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Гончарова М. Е. Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 52-55. — URL https://moluch.ru/archive/158/44533/ (дата обращения: 27.05.2019).



Память — интегративная функция мозга, обеспечивающая восприятие, запоминание, хранение и воспроизведение информации или навыка. В кратковременной памятина период в несколько секунд сохраняются наиболее существенные элементы воспринятой информации с установкой на последующее ее воспроизведение. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. В данной работе объектом исследований являлись показатели кратковременной зрительной памяти студентов, изучаемые в 2015 году в возрасте от 18 до 23 лет и у детей в 2016 году в возрасте от 3 до 6 лет. Исследования проводились на базе Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» на базе кафедры зоологии, физиологии и генетики, в ясли-сад № 104 и Учреждения здравоохранения «Гомельская детская областная больница медицинской реабилитации».

Исследование кратковременной зрительной памяти проводились по следующим методикам: Методика 1 «Определение объема кратковременной зрительной памяти». Объем памяти оценивался в баллах, соответствующих количеству воспроизведенных из 25 предъявленных для зрительного запоминания в течение 1 минуты не связанных по смыслу слов. Методика 2 (по Эббингаузу) «Определение объема кратковременной зрительной памяти при различном уровне осмысленности». Объем памяти оценивался по сумме коэффициентов запоминания по результатам трех тестов, выполненных по методике 1 с предъявлением для запоминания сначала не связанных, затем связанных по смыслу слов и, наконец, слогов.

Таблица 1

Критерии оценки объема кратковременной зрительной памяти

Балл (методика 1)

Коэффициент запоминания по каждому тесту (методика 2)

Объем памяти

Менее 7

менее 0,28

Низкий

7–12

0,28–0,48

Ниже среднего

13–17

0,49–0,68

Средний

18–21

0,69–0,84

Отличный

Более 22

более 0,85

Феноменальный

Таблица 2

Критерии оценки объема кратковременной зрительной памяти детей дошкольного возраста

Балл

Объем памяти

10 баллов

Очень высокий

8–9 баллов

Высокий

4–7 баллов

Средний

2–3 балла

Низкий

1–0 балл

Очень низкий

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Результаты исследований. Оценка достоверности различий между коэффициентами значения слогов, не связанных слов и связанных слов, проведена с помощью двухвыборочного критерия Стьюдента. Среднее арифметическое не связанных слов составляет 0,330,02 при стандартном отклонении 0,19. Среднее арифметическое связанных слов составило 0,370,02 при стандартном отклонении 0,2. Среднее арифметическое слогов 0,310,02 при стандартном отклонении 0,17. Достоверных различий в выборках не выявлено. Из этой гистограммы мы можем увидеть, что у студентов лучше всего выражен коэффициент запоминания связанных слов.

Рис. 1. Графическая интерпретация данных по определению достоверности различия между коэффициентами значимости слогов, не связанных слов и связанных слов у студентов

Также с помощью статистики были сделаны графики, на основе полученных в ходе исследований данных. Было выявлено влияние возраста и пола на кратковременную зрительную память детей и сравнение объема кратковременной зрительной памяти детей младшего дошкольного возраста и студентов по одной методике «Запомни рисунки».

Рис. 2. Графическая интерпретация однофакторного дисперсионного анализа влияния возраста на кратковременную зрительную память детей

Рис. 3. Графическое сравнение данных детей и студентов по методике «Запомни рисунки»

Выводы исследований. В ходе исследований объема кратковременной зрительной памяти установлено, что ее средние показатели в группах варьируют от 7 до 12 баллов, что соответствует объему памяти низкому и ниже среднего и подтверждается результатами исследований по методике Эббингауза. Среднее значение коэффициента запоминания достоверно повышается во всех группах при осмысленном запоминании: при запоминании слогов оно составляет 0,32; слов, не связанных по смыслу ─ 0,34 и слов, связанных по смыслу ─ 0,38. Выявлены достоверные различия в значениях коэффициента запоминания различных групп: от 1,1 ± 0,3 до 0,4 ± 0,1 при среднем показателе 0,8 ± 0,2, что свидетельствует об индивидуальном варьировании показателей кратковременной зрительной памяти в группах. Результаты двухфакторного дисперсионного анализа свидетельствуют о достоверном влиянии пола и возраста детей на кратковременную зрительную память. При этом в наибольшей степени прослеживается влияние пола — критерий Фишера составляет 27,62 при уровне значимости >0,01. При этом 59,7 % варьирования дисперсии обусловлено случайным влиянием. Возраст проявляет влияние не столь выражено по сравнению с полом — критерий Фишера составляет только 0,82 при уровне значимости 0,48, что связано с незначительными различиями кратковременной зрительной памяти. Результаты однофакторного дисперсионного анализа свидетельствуют об отсутствии влиянии возраста детей-дошкольников на кратковременную зрительную память — критерий Фишера составляет 1,19 при уровне значимости 0,31. При этом только 4,4 % варьирования дисперсии обусловлено влиянием изучаемого фактора — возрастом. Очевидно, что при большем диапазоне возрастов и охвате исследованием младших школьников, влияние исследуемого фактора существовало бы, поскольку более старшие дети в большей степени мотивированы и у них в большей степени преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, более развита нервная система.

При исследовании кратковременной памяти студентов и детей дошкольного возраста по единой методике «Запомни рисунки» было выявлено, что кратковременная зрительная память студентов достоверно выше, чем у дошкольников. Влияние исследуемого фактора имеет место, поскольку более старшие дети (юноши) в большей степени мотивированы и у них в большей степени преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, более развита нервная система, чем у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Жученко, Ю. М. Статистическая обработка информации с применением персональных компьютеров / Ю. М. Жученко. М-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. — 105 с.
  2. Евтухова Л. А. Физиология высшей нервной деятельности: практическое пособие для студентов 5 курса специальности 1–31 01 01–02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / Л. А. Евтухова, Т. В. Бобрик, Г. А. Медведева; М-во образ. РБ, Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2010. — 72 с.
  3. Данилова, Н. А. Физиология высшей нервной деятельности / Н. А. Данилова, А. Л. Крылова. — Издательство «Феникс»;2005. — 478с.
  4. Безруких, М. М. Возрастная физиология / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. — М., 1990. — 416 с.
  5. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М., 1968.
Основные термины (генерируются автоматически): кратковременная зрительная память, балл, стандартное отклонение, среднее, слово, ребенок, методика, дошкольный возраст, уровень значимости, дисперсионный анализ.


Похожие статьи

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

На основании анализа теоретической литературы был проведен эксперимент по выявлению особенностей зрительной и слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного...

образная память, нарушение слуха, зрительная память, высокий уровень, ребенок, старший дошкольный возраст, Ход занятия, оценка результата, картинка, сохранный слух.

Особенности развития образной памяти у детей дошкольного...

Цель: изучить уровень развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученный результат.

Высокий уровень развития образной памяти — 20 %, Уровень выше среднего — 33 %; Средний уровень — 30 %

Системный анализ развития высших психических функций у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): балл, проба, нейропсихологическая диагностика, суммарный балл, ребенок, функция, зрительная память, детский сад, ошибка

Сравнительный анализ развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста.

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения...

Ключевые слова: познавательные способности, память, нарушение зрения, дошкольники, психика, исследования, слабовидящие, методика.

Дети повторяют 5–6 слов. Вероятнее всего у них средний уровень запоминания.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Средний уровень зрительного восприятия – 2,5 – 4 балла. Низкий уровень зрительного восприятия – 0 – 2 балла.

Ф.Ф.Гудошников «Методика обследования детей в приемно-отборочной комиссии».

Диагностическая методика по определению аппликационных...

средний уровень- 3–5 баллов; Начальный уровень— 0–2 балла.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Но существует и кратковременная память — в этом случае информация хранится секунды или минуты.

Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребёнка.

Нейропсихологический анализ слухоречевой памяти...

ребенок, высшее образование, мама, специальное образование, слово, образование, память, среднее, дошкольный возраст, уровень различий.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

На основании анализа теоретической литературы был проведен эксперимент по выявлению особенностей зрительной и слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного...

образная память, нарушение слуха, зрительная память, высокий уровень, ребенок, старший дошкольный возраст, Ход занятия, оценка результата, картинка, сохранный слух.

Особенности развития образной памяти у детей дошкольного...

Цель: изучить уровень развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученный результат.

Высокий уровень развития образной памяти — 20 %, Уровень выше среднего — 33 %; Средний уровень — 30 %

Системный анализ развития высших психических функций у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): балл, проба, нейропсихологическая диагностика, суммарный балл, ребенок, функция, зрительная память, детский сад, ошибка

Сравнительный анализ развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста.

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения...

Ключевые слова: познавательные способности, память, нарушение зрения, дошкольники, психика, исследования, слабовидящие, методика.

Дети повторяют 5–6 слов. Вероятнее всего у них средний уровень запоминания.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Средний уровень зрительного восприятия – 2,5 – 4 балла. Низкий уровень зрительного восприятия – 0 – 2 балла.

Ф.Ф.Гудошников «Методика обследования детей в приемно-отборочной комиссии».

Диагностическая методика по определению аппликационных...

средний уровень- 3–5 баллов; Начальный уровень— 0–2 балла.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Но существует и кратковременная память — в этом случае информация хранится секунды или минуты.

Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребёнка.

Нейропсихологический анализ слухоречевой памяти...

ребенок, высшее образование, мама, специальное образование, слово, образование, память, среднее, дошкольный возраст, уровень различий.

Похожие статьи

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

На основании анализа теоретической литературы был проведен эксперимент по выявлению особенностей зрительной и слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного...

образная память, нарушение слуха, зрительная память, высокий уровень, ребенок, старший дошкольный возраст, Ход занятия, оценка результата, картинка, сохранный слух.

Особенности развития образной памяти у детей дошкольного...

Цель: изучить уровень развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученный результат.

Высокий уровень развития образной памяти — 20 %, Уровень выше среднего — 33 %; Средний уровень — 30 %

Системный анализ развития высших психических функций у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): балл, проба, нейропсихологическая диагностика, суммарный балл, ребенок, функция, зрительная память, детский сад, ошибка

Сравнительный анализ развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста.

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения...

Ключевые слова: познавательные способности, память, нарушение зрения, дошкольники, психика, исследования, слабовидящие, методика.

Дети повторяют 5–6 слов. Вероятнее всего у них средний уровень запоминания.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Средний уровень зрительного восприятия – 2,5 – 4 балла. Низкий уровень зрительного восприятия – 0 – 2 балла.

Ф.Ф.Гудошников «Методика обследования детей в приемно-отборочной комиссии».

Диагностическая методика по определению аппликационных...

средний уровень- 3–5 баллов; Начальный уровень— 0–2 балла.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Но существует и кратковременная память — в этом случае информация хранится секунды или минуты.

Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребёнка.

Нейропсихологический анализ слухоречевой памяти...

ребенок, высшее образование, мама, специальное образование, слово, образование, память, среднее, дошкольный возраст, уровень различий.

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей...

На основании анализа теоретической литературы был проведен эксперимент по выявлению особенностей зрительной и слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.

Развитие образной памяти детей старшего дошкольного...

образная память, нарушение слуха, зрительная память, высокий уровень, ребенок, старший дошкольный возраст, Ход занятия, оценка результата, картинка, сохранный слух.

Особенности развития образной памяти у детей дошкольного...

Цель: изучить уровень развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученный результат.

Высокий уровень развития образной памяти — 20 %, Уровень выше среднего — 33 %; Средний уровень — 30 %

Системный анализ развития высших психических функций у детей...

Основные термины (генерируются автоматически): балл, проба, нейропсихологическая диагностика, суммарный балл, ребенок, функция, зрительная память, детский сад, ошибка

Сравнительный анализ развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста.

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения...

Ключевые слова: познавательные способности, память, нарушение зрения, дошкольники, психика, исследования, слабовидящие, методика.

Дети повторяют 5–6 слов. Вероятнее всего у них средний уровень запоминания.

Экспериментальное изучение особенностей зрительного...

Средний уровень зрительного восприятия – 2,5 – 4 балла. Низкий уровень зрительного восприятия – 0 – 2 балла.

Ф.Ф.Гудошников «Методика обследования детей в приемно-отборочной комиссии».

Диагностическая методика по определению аппликационных...

средний уровень- 3–5 баллов; Начальный уровень— 0–2 балла.

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста.

Приёмы развития памяти у детей | Статья в журнале...

Но существует и кратковременная память — в этом случае информация хранится секунды или минуты.

Его вариант будет зависеть от возраста, уровня развития, пола ребёнка.

Нейропсихологический анализ слухоречевой памяти...

ребенок, высшее образование, мама, специальное образование, слово, образование, память, среднее, дошкольный возраст, уровень различий.

Задать вопрос