Автор: Горькина Елена Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 5049 раз

Библиографическое описание:

Горькина Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 135-137.

В данной статье представлены способы экспериментального исследования образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. В ней описаны некоторые методики коррекционной работы, направленные на развитие образной памяти детей данной категории, а также представлены варианты обработки и оценки результатов. Приемы и методы, представленные в статье, могут быть применены практическими работниками в дошкольных учреждениях на занятиях и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: дети с нарушениями слуха; старший дошкольный возраст; образная память; коррекционная работа; социальная адаптация.

Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения. В процессе психического развития происходит изменение способов запоминания, возрастает роль выделения в материале семантических связей, т.е., как и другие высшие психические функции, память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме того, происходит возрастание объема запоминаемого материала, увеличение прочности его удержания.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в этой работе уделяется образной памяти. Исключительно сильная образность лежит в основе феноменальной памяти. Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает события, цифры, буквы, слова и переводит в безграничный запас образов.

В настоящее время в детской психологии и педагогике, проблема развития образной памяти у детей с нарушенным слухом является одной из актуальных и обсуждаемых, поскольку образная память обеспечивает адаптацию личности ребенка, за счёт подсознательной переработки поступающей информации. Осуществленный в этом направлении поиск позволил ведущим ученым-дефектологам, таким, как Р.Д. Бабенкова, В.З. Базаев, Н.Г. Байкина, P.M. Боскис, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, В.Н. Зайцева, Т.С. Зыкова, А.О. Костанян, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Б.В. Сермеев и др., внести весомый вклад в содержание обучения и воспитания слабослышащих и глухих детей, в разработку основ подготовки таких детей к активной самостоятельной жизни. Учитывая огромную значимость развития психических процессов в интеллектуальном становлении ребёнка с нарушениями слуха, большую роль играет развитие образной памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления.

Образная память у неслышащих детей так же, как у слышащих, характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что неслышащие дети отмечают в окружающих предметах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несущественные, влияют на эффективность их образной памяти. Неслышащие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. У слышащих детей эти два вида познания предметов развиваются одновременно, что приводит к всевозрастающему у них числу «ступеней разноспецифического узнавания». Особенности возникающего образа предмета зависят от восприятия и влияют на последующее запоминание и воспроизведение.

Нами было проведено экспериментальное исследование образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада компенсирующего вида и для сравнения мы исследовали детей с сохранным слухом. В экспериментальном исследовании было задействовано восемь детей с нарушениями слуха и восемь детей с сохранным слухом. Для обследования нами были подобраны и модифицированы методики: Р.С. Немова; Т.Е. Рыбакова; Т.Е. Розановой; С.Д. Забрамной, О.В. Боровик. Выбранные нами методики исследования образной памяти подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

«Запомни фигуры». (Р.С. Немов.)

Цель: Определить особенности зрительной памяти.

Оборудование: Доска, мел, листочки бумаги, ручки;

Условия игры: просмотрев все 5 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

Ход занятия: Мы повторяем с ребёнком геометрические фигуры. Утвердившись, что ребёнок знает их, рисуем на доске 5 геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить их. И, через 7 - 8 секунд стираем с доски все геометрические фигуры и просим ребёнка нарисовать все фигуры, которые он запомнил в той же последовательности.

Оценка результата: высокий уровень – когда ребёнок по памяти рисует все 5 геометрических фигур в той же последовательности; средний – 5 и 4 в разнобой; низкий – 3 и т.д.

«Узнавание фигур» (Т. Е. Рыбаков).

Цель: Определить уровень развития произвольной образной памяти;

Оборудование: Рисунок (А) и рисунок (Б).

Рис.А Рис.Б

Ход занятия: Наглядный материал представлен на (рис.А). Мы используем наглядный материал, подготовленный, для данной методики в течение 10 сек. Показываем ребёнку рисунок (А) (девять различных фигур) с установкой запомнить предъявляемые фигуры. Затем рисунок убираем, а ребёнку немедленно предъявляется рисунок (Б), где все виденные схематические фигуры из рисунка (А) разбросаны среди других двадцати пяти фигур. В рисунке (Б) ребёнок должен найти первые девять фигур.

Оценка результата: высокий – когда ребёнок без ошибок показывает 9 - 8 фигур; средний – 7 -5; низкий 4 и т.д.

«Весёлые картинки» (Т.В. Розановой).

Цель: Изучение кратковременной памяти;

Оборудование: Набор карточек со словами, достаточно хорошо знакомыми глухим детям. На одних карточках помещается 2 слова, на других – от 3 до 7 слов (всего 27): 1) лампа, санки; 2) книга, мясо, лодка; 3) волк, стул, молоко, бумага; 4) нос, вода, ботинки, дом, лопата; 5) подарок, мел, диван, птица, машина, забор; 6) мороз, дерево, кукла, парта, день, картина, погода.

Ход занятия: Ребёнку предъявляем сначала карточки с двумя словами, мы прочитываем вслух слова на карточках (слова после этого убираются) и сразу ребёнок воспроизводит слова вслух. Таким путем выясняются возможности детей старшего дошкольного возраста удержать в памяти 2, 3, 4, 5, и 7 слов при их одноразовом предъявлении.

Оценка результата: Каждое слово - это один балл. Всего 27слов.

Высокий уровень: 27 – 25 баллов; средний уровень: 24 – 17 баллов; низкий уровень – 16 баллов.

«Восстанови рисунок по памяти».

Цель: Определение объёма зрительной памяти;

Оборудование: один большой лист, разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой.

Ход занятия: На большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл задания заключается в том, что ребёнок в течение минуты должен запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки.
Оценка результата: высокий уровень – все 6 клеточек; средний – 5 и 4; низкий 3 и т.д.

«Особенности зрительной памяти». (С.Д. Забрамная, О.В.Боровик). Цель: Определить особенности зрительной памяти;

Оборудование: девять картинок;

Ход занятия: Изображенные на таблице предметы до начала обследования вырезаются и наклеиваются на картон. Перед ребёнком кладём 9 картинок. Даём инструкцию: «Посмотри, как расположены картинки». Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается следующая инструкция: «Возьми картинки и положи их, так как они лежали в самом начале».

Оценка результата: высокий уровень – ребёнок все картинки положил, так как они и лежали; средний – 1- 2 ошибки; низкий 3 – 4 ошибки.

«Весёлые рисунки».

Цель: Определить объём образной памяти;

Оборудование: картинка с изображением предмета; лист бумаги и карандаши и фломастеры;

Ход занятия: Ребёнку показывается картинка с предметом. Спрашивают: «Это что?». Потом дают инструкцию: «Посмотри и запомни, что на картинке изображено». Через тридцать секунд убирается картинка, и ребёнок должен нарисовать что запомнил.

Оценка результата: высокий уровень – точно изображён предоставленный предмет; средний - не точно; низкий – отказался или не нарисовал.

В результате нашего исследования, мы определили, что дети с сохранным слухом справились с методиками лучше, чем дети с нарушениями слуха. Нами было выявлено, что у 76% детей с сохранным слухом имеют высокий уровень зрительной памяти, 24% средний уровень зрительной памяти. А у детей с нарушениями слуха высокий уровень зрительной памяти составляет 35%, 40% средний уровень и 25% низкий уровень зрительной памяти.

Проведённое нами исследование показало, что у детей с нарушениями слуха имеются следующие особенности образной памяти: они реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти; сложившиеся системы образов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менее устойчивыми к помехам со стороны сходных образов, чем у их слышащих сверстников. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, воссоздавать образ фигуры мысленно без опоры на непосредственное восприятие целой фигуры, оперировать образами. В отличии от слышащих детей, дети с нарушениями слуха часто путали места расположения предметов, сами изображения предметов. Дети с нарушениями слуха запоминают неточно образы, или смешивают их со сходными образами (предметами).

Таким образом, для развития образной памяти необходимо совершенствовать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать мыслительные операции, анализ и синтез, сравнение, абстракцию. На основе проведенного диагностического эксперимента разработана система коррекционно-развивающей работы по развитию образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Подробное описание методик формирующего эксперимента планируется в следующей публикации.


Литература:

1.Бертынь Г.П., Рознова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. – 1993. - №1.

2.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. II. — М., 1979.

3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.

4. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.

5. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.

6. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для обследования психолого – педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. – М., 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): образной памяти, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, нарушениями слуха, зрительной памяти, образной памяти детей, памяти детей старшего, Ход занятия, уровень зрительной памяти, высокий уровень, Оценка результата, сферы детей старшего, эмоциональной сферы детей, особенности зрительной памяти, развитие образной памяти, исследования образной памяти, детей дошкольного возраста, развития образной памяти, глухих детей, Развитие памяти.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос