Библиографическое описание:

Дупленко Н. Г., Жучкова А. Г. Закономерности размещения территорий инновационного развития в пригородных зонах Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 1-5.

 

В статье представлены результаты исследования закономерностей размещения территорий инновационного развития в регионе на примере Калининградской области. Выявлены факторы размещения, произведена группировка территорий инновационного развития по типам в зависимости от их расположения и запланированного объема инвестиций.

Ключевые слова: инновационное развитие, Калининградская область; пригородная зона, промышленный парк, технопарк, технополис.

В последние десятилетия пригородные зоны стали объектом пристального внимания исследователей самых разных наук. Не осталась в стороне и региональная экономика. Пригородные зоны формируются повсеместно вне зависимости от социально-культурных особенностей, уровня или характера экономического развития страны. Насколько данная тенденция является общей, настолько же различается и развитие пригородных зон в каждом конкретном случае [6, c. 58]. Его успешность зависит как от эффективности принимаемых в отношении них управленческих решений, в первую очередь планировочных и проектировочных, так и от существующих предпосылок, что обусловливает важность выявления закономерностей развития пригородных зон, особенно по ключевым направлениям, к которым относится реализация инновационного потенциала [3, с. 375].

Исследование закономерностей развития пригородных зон представляется очень актуальным для российского эксклава - Калининградской области, пригородные зоны которой находятся в фазе активного формирования.

Целью проведенного исследования было выявление закономерностей размещения территорий инновационного развития в пригородных зонах на примере Калининградской области. Достижение поставленной цели потребовало выявления территорий наиболее активного инновационного развития в регионе; определения закономерностей и факторов размещения данных территорий, а также группировки пригородных зон городов Калининградской области по типам в зависимости от уровня инновационного развития.

.

Наиболее активное инновационное развитие характерно для технополисов, технопарков, промышленных парков. В Калининградской области в настоящее время представлены следующие виды территорий инновационного развития:

1. Восемь промышленных и индустриальных парков («Константиновка», «Балтийский Промышленный парк», «Храброво», «Советск», «Черняховск»; «Западные ворота», «Данор», «Экобалтик»);

2. Три технопарка («Технобалт», «К@линингр@д», «Янтарь»);

3. Один технополис («GS Гусев»);

4. Две промышленные зоны («Гурьевская», «Правдинская») [1, с. 120; 5, c. 12].

На рисунке 1 обозначены пригородные зоны в Калининградской области и размещение территорий инновационного развития.

 

 

 

Рис. 1. Расположение территорий инновационного развития в Калининградской области

 

Как видим, половина территорий инновационного развития в Калининградской области – 7 из 14 - размещены в городах. Три из них («Балтийский Промышленный парк», «Технобалт» и «К@линингр@д») расположены в областном центре, по одному – в городах Черняховске, Багратионовске, Советске, Железнодорожном. Еще пять размещены в пригородных зонах Калининграда, Мамоново и Гусева. Всего две территории – промышленные парки «Константиновка» и «Храброво» - размещены вне городов и пригородных зон.

Можно выделить следующие закономерности размещения территорий инновационного развития в Калининградской области.

Во-первых, важным фактором для территорий инновационного развития является близость государственной границы. Три территории размещены в непосредственной близости от границы с Республикой Польша (Мамоново, Багратионовск и Железнодорожный), одна – с Литовской Республикой (Советск).

В-вторых, территории инновационного развития тяготеют к региональным транспортным узлам. Семь размещены в непосредственной близости к крупнейшему транспортному узлу региона – городу Калининграду, один расположен вблизи международного аэропорта «Храброво», два находятся во втором и третьем по значимости транспортным узлам Калининградской области – городах Черняховске и Советске, еще три размещены в точках пересечения российско-польской границы автомагистралей и железнодорожный путей с европейской и широкой колеями.

Третьей закономерностью является тяготение территорий инновационного развития к центрам сосредоточения рабочей силы и промышленной базы.

И, наконец, четвертой закономерностью является то, что большинство рассматриваемых территорий тяготеют к полюсу развития региона – областному центру городу Калининграду. В самом Калининграде размещены три из них, в пригородной зоне Калининграда – также три, в непосредственной близости – еще две.

В таблицах 1-3 представлены факторы размещения по каждой из территорий инновационного развития. Хотелось бы сразу отметить, что всех четырех факторов нет ни у одной территории, так как областной центр по сравнению с другими городами региона находится в некотором удалении от границы, поэтому сочетание двух факторов – «Близость к «полюсу роста» региона» и «Близость к границе» невозможно. Как видим, для всех территорий, расположенных в самих городах, кроме одной, характерно наличие трех выявленных закономерностей из четырех (Табл. 1).

Таблица 1

Факторы размещения территорий инновационного развития в городах Калининградской области

Название

Близость к границе

Близость к транспортному узлу

Близость рабочей силы и промышленной базы

Близость к «полюсу роста» региона

Технопарк «К@линингр@д»

 

х

х

х

Промышленный парк «Экобалтик»

х

х

х

 

Балтийский Промышленный парк

 

х

х

х

Технопарк «Технобалт»

 

х

х

х

Промышленный парк «Советск»

х

х

х

 

Промышленный парк «Черняховск»

 

х

х

 

Промышленная зона «Правдинская»

х

х

х

 

 

Создание промышленного парка «Черняховск» обусловлено тем, что хоть город Черняховск и удален и от областного центра, и от границы, очень высок вес оставшихся двух факторов. Черняховск является вторым по значимости транспортным узлом Калининградской области, вторым по промышленному потенциалу и третьим по числу жителей.

Для территорий, размещенных в пригородных зонах, характерна такая же ситуация. У четырех из пяти присутствует по три фактора из четырех, и только в технополисе «GS-Гусев» - два фактора. Данный факт объясняется тем, что здесь сыграл свою роль еще один фактор – активная поддержка именно местных органов власти Гусевского муниципального района инициативы корпорации GS по созданию технопарка [2, c. 4; 4, с. 70].

Таблица 2

Факторы размещения территорий инновационного развития в пригородных зонах Калининградской области

Название

Близость к границе

Близость к транспортному узлу

Близость рабочей силы и промышленной базы

Близость к «полюсу роста» региона

Технополис «GS Гусев»

 

х

х

 

Промышленная зона «Гурьевская»

 

х

х

х

Индустриальный парк «Западные ворота»

х

х

х

 

Индустриальный парк «Данор»

 

х

х

х

Технопарк «Янтарь»

 

х

х

х

 

Как уже отмечалось, всего две территории инновационного развития в Калининградской области размещены вне городов и пригородных зон. Одна из них - Индустриальный парк «Храброво» - размещена в непосредственной близости из единственного в регионе крупного аэропорта, другая - Индустриальный парк «Константиновка» - была пролоббирована бизнесменами, близкими к руководству администрации Гурьевского городского округа. Оба индустриальных парка расположены близко к важным транспортным узлам, трудовым ресурсам, промышленной базе, а также находятся сравнительно недалеко от отраслевого центра (табл. 3).

Таблица 3

Факторы размещения территорий инновационного развития вне городов и пригородных зон Калининградской области

Название

Близость к границе

Близость к транспортному узлу

Близость рабочей силы и промышленной базы

Близость к «полюсу роста» региона

Индустриальный парк «Константиновка»

 

х

х

х

Индустриальный парк «Храброво»

 

х

х

х

 

Можно сделать вывод о том, что для территорий инновационного развития в городах, пригородных зонах и вне их в Калининградской области характерны одинаковые закономерности размещения.

Перейдем к группировке территорий инновационного развития по типам в зависимости от их расположения и запланированного объема инвестиций. Ее результаты представлены на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Группировка территорий инновационного развития в зависимости от из расположения и запланированного объема инвестиций

 

Как видим, для всех территорий инновационного развития, размещенных в городах, а также вне городов и пригородных зон, планируемый объем инвестиций не превышает восьми млрд рублей. Две территории с самым значительным планируемым объемом инвестиций в регионе – технопарк «Гусев» и Гурьевская промышленная зона расположены в пригородных зонах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 5 из 14 территорий инновационного развития в Калининградской области размещены в пригородных зонах. Закономерностями их размещения являются близость к границе, транспортным узлам, центрам сосредоточения рабочей силы и промышленной базы, а также близость к полюсу развития региона – областному центру городу Калининграду. Для территорий инновационного развития, размещенных в пригородных зонах, характерен самый крупный планируемый объем инвестиций характерен.

 

Литература:

  1. Белова А.В., Левченков А.В. Инновационные центры как точки роста для малых городов и сельской местности // Балтийский регион. 2012. № 3. С. 116-127.
  2. Бельский В.В. Инструменты стимулирования инновационной деятельности для нужд развития регионального рынка научно-технической продукции // Молодой ученый. 2015. № 10-2 (90). С. 2-5.
  3. Беляев М.К., Соколова С.А. Система факторов развития современных пригородных зон // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-2. С. 375-379.
  4. Бильчак В.С., Дупленко Н.Г. Муниципальный уровень стимулирования инновационной активности малых предприятий // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 1. С. 69-73.
  5. Жучкова А.Г. Разработка методики и оценка уровня инфраструктурного обеспечения (имущественно-территориальной поддержки) предпринимательства в муниципальных образованиях Калининградской области // Молодой ученый. 2015. № 10-2 (90). С. 11-15.
  6. Соколова С.А. Методические подходы к оценке потенциала инновационного развития территорий современных пригородных зон // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9. С. 57-63.
Основные термины: территорий инновационного развития, Калининградской области, пригородных зон, размещения территорий инновационного, пригородных зонах, пригородных зонах Калининградской, территории инновационного развития, зонах Калининградской области, развития пригородных зон, примере Калининградской области, закономерностей развития пригородных, закономерностей размещения территорий, Факторы размещения территорий, группировка территорий инновационного, инновационного развития территорий, транспортным узлам, пригородных зон Калининградской, современных пригородных зон, половина территорий инновационного, тяготение территорий инновационного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle