Библиографическое описание:

Ульянова Ю. Б. Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 502-503.

 

В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у дошкольников в условиях ДОУ. Многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол. Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то гендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) формируется на протяжении первых 6–7 лет. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели использование термина «гендер», который означает социальный пол, пол как продукт культуры. А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Ключевые слова: социокультурный, полоролевой, гендерная, самовосприятия, маскулинность, феминность.

 

Современное общество характеризуется изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в нем происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.

В связи с этим возникает необходимость знаний о гендерной идентичности у дошкольников, выявления особенностей ее формирования, педагогами. Невнимание к проблеме полоролевой идентификации и социализации в целом обернулось многими проблемами для современного общества. Мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости.

Что же такое — полоролевая идентификация? Это процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола. [4]

Большинство авторов рассматривает гендерную идентичность, как одну из подструктур идентичности личности. Гендерная идентичность также может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия, самоопределения человека, его принадлежности к женской или мужской группе, формирующаяся на основе усвоения социальных и культурных образцов, моделей, норм и правил поведения, и включающая в себя не только ролевой аспект, но и образ человека в целом. В настоящее время остро чувствуется необходимость использования гендерного подхода в дошкольном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка.

Гипотезы исследований допускают, что гендерная идентичность формируется не только на основе биологического пола, но и на основе сложившихся социокультурных традиций восприятия гендерных смыслов и моделей поведения, а также на гендерную идентичность оказывает влияние стиль семейного воспитания. [5]

В психологии по-разному рассматривали соотношение мужского и женского в психологическом облике человека. Во-первых, маскулинность (мужественность) и феминность (женственность) противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. Во-вторых, эти качества рассматривались, как полюса одного континуума: то, что уводит от мужественности, автоматически приближает к женственности. В-третьих, они могут рассматриваться, как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе некоторые маскулинные и некоторые феминные признаки. [3]

Маленькие девочки и мальчики уже, как правило имеют особенности творчества и поведения в соответствии с полом. Матери интуитивно поощряют активность маленьких мальчиков, стремление к соперничеству и достижениям. В то же время требования к девочкам имеют другое содержание: реже предъявляются запреты на плач и пр.

Осознанно и бессознательно поощряя одни формы поведения и оттормаживая другие, можно регулировать процесс маскулинизации-феминизации ребенка.

Несколько десятилетий назад психологи советовали родителям и педагогам прилагать усилия к тому, чтобы дети усвоили характерное для своего пола поведение к моменту поступления в школу, поскольку не справившихся с этой задачей детей могли ожидать в дальнейшем серьезные проблемы, связанные с психологической дезадаптацией. Однако в настоящее время берет верх иная точка зрения, сводящаяся к тому, что однозначный упор на маскулинность или феминность в моделях поведения ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие, как мужчин, так и женщин. Полотипизированные дети (ставшие заложниками гендерной схемы), склонные к особо жестким, стереотипным представлениям о допустимом для того или иного пола поведении, в дальнейшей своей жизни испытывают больше трудностей в системе гендерных отношений, чем их неполотипизированные сверстники. Таким образом, становится понятно, что раннее детство является ключевым периодом для формирования гендерных характеристик личности.

Компетентность педагога при организации воспитания мальчиков и девочек должна включать в себя три основные составляющие:

1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки дошкольного возраста;

2) целенаправленную педагогическую деятельность по полоролевому воспитанию;

3) упорядочение процесса полоролевой социализации дошкольников (индивидуальная помощь девочке/мальчику вДОУ и вне его в переходе от ситуативной зависимости к внеситуативной саморегуляции поло-ролевого поведения). [6]

И в заключение хочется добавить, что одним из условий решения проблемы развития гендерной идентификации детей дошкольного возраста является организация театрализовано-игровой досуговой деятельности в детском саду. Содержание игровой деятельности дошкольника, в которой происходит формирование гендерных установок, могут быть разные виды продуктивной детской деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Бендас Т. В. Гендерная психология. Питер, 2005.
  2.                Бойко О. В. Гендерные аспекты психического здоровья // Вопросы психологии. 2005 № 1, с. 110.
  3.                Венгер Л. А. Психология. Москва «Просвещение», 1988.
  4.                Кон И. С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.
  5.                Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. — М., Наука, 1989.
  6.                Шапарь В. Б. Рабочий словарь психолога-консультанта. Феникс, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle