Мир вещей в художественном произведении | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Е. А. Мир вещей в художественном произведении / Е. А. Андреева, Р. М. Громов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4405/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.

Ключевые слова: писатели, реальность, сюжет, атмосфера, замысел автора.

Выбранная тема нашего исследования: «Мир вещей в художественном произведении» актуальна, потому что мир вещей, предметный мир, окружающий человека, в художественном произведении обретает важный идейно-композиционный статус, помогающий раскрыть те или иные грани характера литературных героев. Мир вещей, которые присутствуют в произведении, выполняет несколько задач: образует атмосферу для развития сюжета, служит фоном для действий и поступков персонажей, влияет на пафос произведения.

Целью нашего проекта является исследование роли вещей в повествовании произведений, ее объяснение и привлечение внимания читателей к этой роли.

Люди редко обращают внимание на мелочи. Однако, через описание вещей авторы очень часто пытаются передать смысл ситуации, либо ее эмоциональную окраску, поэтому целью открытого урока, который является 2-ой фазой нашего проекта, привлечет внимание читателя к мелочам на примере перечисленных произведений: в романах И. А. Гончарова (1812–1891гг.) «Обломов», Ф. М. Достоевского (1821–1881гг.) «Преступление и наказание», И. С. Тургенева (1818–1883гг.) «Отцы и дети». Участие в проекте поможет школьникам лучше понять художественные произведения, замысел авторов, расширит их кругозор.

«Живописцы и скульпторы, актеры и режиссеры создают образы, обладающие прямой зрительной достоверностью, то есть наглядностью. Не то в художественной литературе. Слова лишь ассоциативно связаны с представлениями об изображаемых предметах. Читая или слушая литературное произведение, мы не видим изображаемого писателем, но силой нашего воображения как бы заново воссоздаем предметы и факты, обозначенные в тексте» [1].

Чем дальше, тем больше человек живёт не в окружении природы, a в окружении рукотворных предметов, собрание которых иногда называют «второй природой». Разумеется, мир вещей отражается и в литературе, причем c течением времени его значимость все более возрастает. Мир вещей составляет существенную грань человеческой реальности, как первичной, так и художественно претворенной. Это — сфера деятельности и обитания людей. Вещь напрямую связана с их поведением, сознанием и составляет необходимый компонент культуры: «вещь перерастает свою «вещность» и начинает жить, действовать, «веществовать» в духовном пространстве» [2].

Предметный мир в литературе — это реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени. Вещи и предметы могут нам о многом поведать, они создают не только эмоциональную атмосферу, но и по-своему отражают характер героев. Писатели и поэты в своих произведениях дают им новую жизнь. Вещи становятся своеобразными красноречивыми героями, которые могут вступать в сложные и противоречивые отношения с людьми, а также могут являться важными участниками в изображаемых сценах. Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметы повествуют нам о занятиях человека, его социальной принадлежности, а также помогают раскрывать характеры литературных персонажей. Описание обстановки и предметного мира даётся писателем неслучайно. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое.

Мир предметов и вещей сейчас очень активно исследуется в различных научных работах. Мы также решили обратиться к этой теме, так как, на наш взгляд, есть еще много интересных деталей, достойных внимания. С течением времени способы изображения предметов материального мира в литературных произведениях претерпевают изменения, отражая перемены в отношениях человека и вещи.

Ha ранних стадиях развития литературы мир вещей рассматривался немногими авторами, a сами вещи мало детализировались. Многие из вещей, обжитых человеком, знаменующих его связь с миром, — житейские украсы, которые должны радовать глаз и душу. Так, сказители былин уделяли особое внимание ювелирным изделиям, детально рассказывали о серьгах, застежках, перстнях, изображаемых с особой тщательностью и любовью, всегда в состоянии предельного совершенства. Это свидетельствует о характере быта наших далеких предков, окружавших себя предметами, в большей или меньшей степени художественно оформленными. На заре цивилизации вещь была венцом человеческого мастерства. У Гомера запечатлён процесс создания вещи — щита Ахилла.

Отношение к вещам как к достижению разума представлено в эпоху Просвещения (роман Дефо «Робинзон Крузо»). Человек мастер почитается в «Левше» Лескова. Ocoбoe paзвитиe изображение вeщeй пoлyчило в peaлиcтичecкoй литepaтype XIX века. Вещь, принадлежащая человеку, характеризует его личность, выражает индивидуальность. Художественные тексты используют вещи по-разному. Чаще всего они эпизодичны, присутствуют в единичных эпизодах текста, нередко упоминаются вскользь, как бы между делом. Но иногда образы вещей становятся главными, становятся важным звеном повествования. Это можно наблюдать в историческом бытовом романе, где вещи воссоздают колорит времени, дома, среды. Вещи могут стать образами переживаний («Шинель»). Предметы могут стать основной линией сюжета (платок в трагедии «Отелло», спичка в детективной повести Чехова). Вещь может стать символом («Шинель» у Гоголя, «цветок засохший» в стихотворении Пушкина) [3].

Описание разнообразных деталей предметного мира в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского производит довольно тяжелое впечатление. Описываемые вещи в романе позволяют читателю не только живо представить обстановку того времени, быт петербуржцев всех сословий, но и лучше понять своеобразие образов главных персонажей.

Так, Родион Раскольников отдает в заклад старухе-процентщице часы, которые достались ему от отца. Писатель почти не акцентирует внимание на этой детали, но внимательный читатель прекрасно понимает, что герой дошел до крайней степени нищеты, если ему пришлось расстаться с самым дорогим предметом. Также отцовские часы — это знак, фамильный крест, семейный символ кровных нитей, которые рвутся при передаче предмета. Раскольников разрывает связь с отцом, лишается нравственной основы.

Глобус на крышке часов — это символ духовно-нравственной ориентации в мире. Не менее важными деталями в системе предметных образов романа являются Евангелие и нательный крестик, доставшийся Соне Мармеладовой от Лизаветы, а от нее — Раскольникову. Приняв эти вещи, он принимает на себя вину за совершенное им преступление — убийство старухи-процентщицы. Для Родиона эти предметы, как видно из эпилога, становятся символами новой, чистой жизни, направленной на искупление вины и на облегчение судьбы «униженных и оскорбленных». [4]

В начале романа на Раскольникове мы можем увидеть высокую, круглую, циммермановскую рыжую в дырках шляпу без полей углом заломившаяся на сторону. Она была очень нелепая и приметная, что заметил герой и понял, что когда он пойдет на убийство, от нее нужно непременно отказаться, чтобы никто его не смог приметить и запомнить. Также в разговоре Родиона с Разумихиным мы узнаем о кольце сестры. Дуня подарила его ему на прощание перед отъездом в университет. Поэтому можно понять, что она очень сильно любит своего брата и дорожит им. Раскольников это понимает, для него родная сестра тоже дорога и любима, поэтому ему важно кольцо и он хочет его вернуть.

Достоевский очень тщательно описывает интерьер комнаты Раскольникова: желтые пыльные и отстававшие обои, крашеный стол, три старых стула, большая софа с истрепанной подушкой, тетради и книги. Благодаря этому описанию Федор Михайлович точно отображает гнетущую атмосферу, уже закореневшую бедность юноши, его болезненное состояние как тела, так и разума.

Многое можно сказать и о Соне Мармеладовой, внимательно приглядевшись к описанию ее вещей: на ней были лохмотья: грошовый неприличный уличный наряд: шелковое цветное платье с длиннейшим хвостом, кринолин, светлые ботинки, омбрелька, соломенная шляпка с огненным пером. Такой кричащий контраст в костюме является своего рода маской, под которой скрывается кроткая девушка, наделенная нравственной чистотой и глубоким чувством любви ко всем людям. Крест Лизаветы, Евангелие — эти вещи говорят о большой и сильной, благородной душе девушки. (Омбрелька — небольшой складной зонтик для защиты от солнца, отделанный по краям кружевом, бахромой или оборкой). Комната девушки наглядно показывает ее нищету: простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула; небольшой, простого дерева комод.

Также в романе присутствует интересный персонаж, отражающий нравы и поступки всего высшего общества — это Петр Петрович Лужин. Вот его внешний вид: щегольская новая круглая шляпа, летний пиджак светло-коричневого цвета, светлые брюки, жилет, тонкое новое белье, батистовый галстук с розовыми полосами. Сто рублей ассигнациями, чеки. Все перечисленные вещи говорят о весьма зажиточном образе жизни героя. Все подобрано по определенному стандарту, вкусу и моде того времени, из чего следует, что Лужин самолюбив, расчетлив и эгоистичен, ему важно, что о нем думают в обществе, его статус. Живет лишь в свое удовольствие, не тревожась более не о ком. Особенно ярко выражают его обеспеченность жувеневские перчатки- перчатки, принятые носить в руках, не надевая, которые не могут позволить себе люди более низших сословий и, тем более, для такой цели.

На основе представленных фактов, можно сделать важный вывод о том, что вeщнaя дeтaль в романе Ф. М. Достоевского oблaдaeт cпocoбнocтью oднoвpeмeннo и xapaктepизoвaть чeлoвeкa, а также выpaжaть oтнoшeниe самого автора к пepcoнaжy. Говоря о вещах в литературных произведениях, мы обращаемся ко всей совокупности создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. Это может быть костюм персонажа, интерьер его дома, личные предметы и многое другое, что составляет привычную сферу культурного быта. Вещный мир создает фон, условия или обоснования действий или поступков персонажей. Вещный ряд мотивирован излагаемыми обстоятельствами и рассчитан на определенную осведомленность читателя. Вещь может выступать в характерологической функции. Костюм и интерьер, личные вещи помогают определить не только эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки персонажа.

Литература:

1. Хализев В. Е. Теория литературы. 6- изд., исп. — М.: Академия, 2013.

2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа художественного произведения/М.: Академия, 2016.

  1. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; — М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.
  2. Преступление и наказание: роман / Федор Достоевский. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. — 608 с. — (Мировая классика).


Ключевые слова

реальность, сюжет, атмосфера, писатели, замысел автора

Похожие статьи

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Эволюционный характер красоты в русской литературе

В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.

Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова

В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Границы современной скульптуры: проблема формы

В статье разбираются различные ракурсы трактовки границ современной скульптуры. Автором разбирается отношение современных творцов к трактовкам формы и природного хаоса в скульптуре. Отдельно характеризуется проблема стилизации, переводящей объект в з...

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

Основной проблемой, анализируемой в статье, являются отношения автора и лирического героя. Особое внимание уделяется тому, насколько реальным является образ автора в образе рассказчика. Рассматриваются возможности авторского языкового освоения действ...

Особенности перевода реалий в художественном тексте

В статье описываются особенности перевода художественных текстов; представлены понятие реалии, их особенности, особенности их перевода в художественном тексте.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Водное пространство в творчестве М. И. Цветаевой

В статье анализируется неоднозначное, противоречивое отношение Цветаевой к водному пространству, в частности к морю, реке и ручью, которые были созвучны её душевной сути в состоянии волнения лирической героини.

Похожие статьи

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Эволюционный характер красоты в русской литературе

В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.

Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова

В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Границы современной скульптуры: проблема формы

В статье разбираются различные ракурсы трактовки границ современной скульптуры. Автором разбирается отношение современных творцов к трактовкам формы и природного хаоса в скульптуре. Отдельно характеризуется проблема стилизации, переводящей объект в з...

Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека

В статье автор пытается отобразить эмоциональные реакции человека на произведения искусства.

Образ рассказчика в романе Айрис Мердок «Черный Принц»

Основной проблемой, анализируемой в статье, являются отношения автора и лирического героя. Особое внимание уделяется тому, насколько реальным является образ автора в образе рассказчика. Рассматриваются возможности авторского языкового освоения действ...

Особенности перевода реалий в художественном тексте

В статье описываются особенности перевода художественных текстов; представлены понятие реалии, их особенности, особенности их перевода в художественном тексте.

Эволюция женского образа в литературе

В статье автор исследует эволюцию женских образов русской литературы в периоды разных эпох.

Водное пространство в творчестве М. И. Цветаевой

В статье анализируется неоднозначное, противоречивое отношение Цветаевой к водному пространству, в частности к морю, реке и ручью, которые были созвучны её душевной сути в состоянии волнения лирической героини.

Задать вопрос