А. И. Куприн — одна из ключевых фигур русского реализма в литературе рубежа XIX-XX вв. Богатый жизненный опыт и потрясающее знание жизни позволяли писателю с невероятной точностью, во всех подробностях изображать реальную действительность и, проникая сквозь поверхность предметов к скрывающейся за ними сущности, касаться вопросов философского порядка.
Реализм как художественный метод немыслим без внимания к деталям, подробностям, которые помогают художнику воссоздать картину жизни максимально «плотно». Именно предметный ряд, используемый Куприным, стал темой нашего исследования, цель которого — определить функцию «предметных» номинаций в художественном мире рассказа «Гранатовый браслет».
Пользуясь методом сплошной выборки, мы выяснили, что предметный ряд небольшого по объему рассказа довольно значителен и разнообразен: Куприн упоминает более 50 наименований, среди которых предметы одежды, быта, транспортные средства, мебель и т. п., отдельную группу составляют растения (их более 10).
Все упомянутые предметы тяготеют к двум символическим полюсам и поэтому легко делятся на две, примерно равные в количественном соотношении, группы:
1) «возвышенные», т. е. предметы, вызывающие устойчивые ассоциации, либо с традиционными поэтизмами (розы, письма, свечи, скрипка), либо с предметами роскоши, т. е. маркированными как нечто избранное, изысканное (колье, ювелирный футляр, гранатовый браслет, бриллиант и т. п.);
2) «приземленные», т. е. выполняющие свою прямую функцию номинации (автомобильная карета, наемное ландо, палка с резиновым наконечником, сюртук);
3) соотношение этих двух предметных рядов может быть оценено как антитетичное, символизирующее принципиальную несовместимость двух миров: возвышенной и прекрасной любви и приземленной обыденности, что особенно ярко проявляется при анализе предметных обозначений каждой главы рассказа:
Рис. 1. Предметный мир Куприна в рассказе «Гранатовый браслет»
Светлый – часть обыденной действительности. Темный — часть поэтического мира.
Что дает эта схема для понимания позиции автора?
Начать стоит с объяснения того, что из себя представляет «возвышенный, поэтический» предметный ряд Куприна. В основном это предметы, с помощью которых автор создает необходимую ему в той или иной сцене романтическую атмосферу. Наглядным примером здесь является седьмая глава рассказа, в которой количество «возвышенных» предметов достигает своего максимума — семь предметов. Это и бутылки вина, лепестки роз, скрипка, а также флакон с душистым розовым маслом.
Стоит выделить отдельную объемную группу предметов – цветы, а также всё, что с ними связано. Гвоздики, пионы и астры появляются в рассказе с самого его начала, но особую и важную роль в предметном мире произведения играет роза.
Она появляется в повествовании три раза, и с каждым разом её роль возрастает. В первой главе, роза, как и остальные цветы на утесе около дома главной героини, представляет из себя лишь декоративное украшение, теряющееся среди прочих цветов. Во второй раз цветок появляется как предмет восхищения старого коменданта Аносова в главе под номером семь, во время его беседы с Анной и Верой. И в третий раз, роза фигурирует в сюжете рассказа в двенадцатой главе во время сцены прощания Веры и погибшего Желткова, как символ её прощального извинения перед человеком, любившим её больше жизни. Княгиня Шейн кладет цветок под голову чиновнику.
Кроме того, особое внимание автор уделяет именно предметам, тем или иным образом, связанным с этим цветком. Кроме самой розы, в рассказе присутствуют масла из неё, а также сухие и душистые лепестки этого цветка.
С помощью предметов, являющихся частью «приземленного мира», автор воссоздает быт персонажей, а также антураж той эпохи, уделяя время описанию самовара или дивана в доме персонажей.
В этом предметном ряду так же можно выделить несколько групп, а именно: транспорт и мебель. Так, например, посмотрев на диаграмму, можно увидеть, что в десятой главе, в которой действие происходит в квартире Желткова, отсутствуют возвышенные предметы. Так, Куприн прибегает к бытописи, создавая четкий и реалистичный образ жизни этого человека.
Литература:
- Бахтин, М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. — СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
- Чудаков, А. П. Слово — вещь — мир: от Пушкина до Толстого / А. П. Чудаков. — М.: Современный писатель, 1992. — 320 с.