В статье автор исследует проблематику сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.
Ключевые слова: редкие виды, виды под угрозой исчезновения, стратегии сохранения, биоразнообразие, охрана природы.
Законодательная защита редких видов животных является первым и во многих отношениях решающим шагом на пути к их сохранению. Поскольку успешная реализация программы охраны окружающей среды невозможна без учета политической и социально-экономической ситуации в стране, конкретные успехи в этой работе напрямую связаны с решением проблем политического и социально-экономического характера, то есть проблем на государственном уровне.
В то время как национальные меры составляют основу усилий по охране видов животных, глобальный характер проблем биоразнообразия требует международного сотрудничества и соглашений. Признание того, что многие редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды не придерживаются геополитических границ, лежит в основе создания различных международных правовых рамок, направленных на сохранение биоразнообразия. Такие рамки необходимы, поскольку многочисленные виды мигрируют через границы или населяют районы, охватывающие несколько стран, что делает односторонние усилия по сохранению недостаточными. Кроме того, международная торговля дикими животными и продуктами, полученными от природы, требует регулирования для предотвращения эксплуатации, которая может привести к исчезновению видов. Следовательно, международные конвенции и договоры играют ключевую роль в глобальном природоохранном законодательстве, решая эти проблемы посредством коллективных действий и разделения ответственности.
Среди ключевых международных соглашений Конвенция о биологическом разнообразии, принятая в 1992 году на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро, выделяется своим комплексным подходом к сохранению биологических ресурсов. [1] Конвенция направлена не только на сохранение биологического разнообразия, но и на обеспечение устойчивого использования его компонентов и справедливого распределения выгод, связанных с генетическими ресурсами. Глобальное признание Конвенция о биологическом разнообразии, включая его ратификацию Российской Федерацией в 1995 году, подчеркивает широкое признание важности сохранения биоразнообразия для поддержания жизни на Земле. [6]
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году под эгидой ЮНЕСКО, представляет собой еще одно важнейшее усилие по охране природных и культурных сокровищ планеты. Признавая объекты, обладающие выдающейся универсальной ценностью, такие как озеро Байкал, вулканы Камчатки и Девственные леса Коми в России, конвенция воспитывает чувство глобального руководства и ответственности за сохранение этих незаменимых ценностей для будущих поколений. [2]
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), устанавливает важнейшие правила торговли видами, находящимися под угрозой исчезновения, направленные на обеспечение того, чтобы такая торговля не угрожала их выживанию. Контролируя международную торговлю дикими животными, СИТЕС играет жизненно важную роль в борьбе с браконьерством и незаконной торговлей дикими животными, которые создают значительные угрозы биоразнообразию. [3]
Развитие российской законодательной базы по охране редких видов уходит своими корнями в 17 век, когда были изданы королевские указы, запрещавшие отлов кречетов и направленные на защиту их естественной среды обитания. Раннее признание необходимости сохранения природы знаменует начало долгой истории экологического законодательства в России. К 18 веку законодательные акты, регулирующие охоту, были официально оформлены в качестве государственных документов, что еще больше заложило основу для охраны дикой природы в стране.
Официальное введение понятия «редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных» в российское законодательство произошло с принятием закона «Об охране природы в РСФСР» в 1960 году. Этот закон, принятый за десятилетия до создания первых красных книг, подчеркнул растущее осознание Советским Союзом необходимости сохранения окружающей среды и защиты биоразнообразия. [7] Красная книга Советского Союза, за которой позже последовала Красная книга Российской Федерации, стала важнейшим инструментом для выявления и каталогизации видов, находящихся под угрозой исчезновения, руководства усилиями по сохранению и разработке политики.
В современной России правовая база охраны редких видов является всеобъемлющей и включает в себя различные нормативно-правовые акты, которые касаются двух основных областей:
- Охрана и использование редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций). Данная категория фокусируется на непосредственной защите видов, которые идентифицированы как редкие или находящиеся под угрозой исчезновения, и включает законодательство, определяющее меры по сохранению этих видов, такие как запреты на охоту, торговлю или нарушение их естественного поведения, а также определяет обязанности государственных органов и частных организаций по их сохранению. Данные законы разработаны для обеспечения выживания и восстановления уязвимых видов, часто с помощью конкретных программ и инициатив, направленных на устранение угроз их существованию.
- Использование местообитаний этих видов (территориальная охрана). Признавая, что сохранение видов неразрывно связано с сохранением их естественной среды обитания, российское законодательство также предусматривает территориальную охрану экосистем. Этот аспект правовой базы включает создание охраняемых территорий, таких как национальные парки, заповедники дикой природы и другие природоохранные территории, где деятельность, которая может нанести ущерб местам обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, ограничена или контролируется. Законы о защите территорий направлены на поддержание экологического баланса, обеспечение устойчивости естественных местообитаний и создание условий, способствующих выживанию и распространению видов, которые зависят от этих территорий.
В России разработана комплексная законодательная и нормативно-правовая база для защиты редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и мест их обитания. Нормативно-правовая база включает в себя важные законы, такие как «Закон о животном мире» (1995), который устанавливает государственную собственность на объекты дикой природы, определяет особый статус редких видов и Красную книгу России, а также регулирует сохранение редких видов путем разведения в специализированных питомниках. [4] Данный закон также предусматривает лицензирование всех видов использования дикой природы, включая добычу редких видов, и требует оценки воздействия на окружающую среду для проектов, затрагивающих животных или среду их обитания.
Кроме того, «Закон об особо охраняемых природных территориях» (1995) устанавливает режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ООПТ), на которых обитают редкие виды. [5] Согласно этому закону, ООПТ считаются национальным достоянием с особым природоохранным статусом. Такой законодательный подход подчеркивает важность защиты среды обитания как важнейшего элемента сохранения биоразнообразия, признавая, что выживание редких и находящихся под угрозой исчезновения видов неразрывно связано с сохранением их естественной среды обитания.
За последние десятилетия Россия также разработала и внедрила конкретные стратегии по сохранению наиболее уязвимых видов, включая амурского тигра, дальневосточного леопарда, снежного барса и зубра. В рамках этих усилий по сохранению были разработаны такие проекты, как Стратегия сохранения сахалинской кабарги и Программа восстановления леопарда на Кавказе.
В 2004 году в России была принята Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов, которая устанавливает приоритеты и основные направления деятельности в этой области. Эта стратегия представляет собой важный шаг вперед в координации усилий различных секторов и регионов по защите биоразнообразия. [8]
Государственная политика Российской Федерации в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных охватывает несколько ключевых направлений, отражающих целостный подход к защите биоразнообразия. Государственная политика фокусируется на различных аспектах, начиная от законодательных реформ и заканчивая просвещением общественности и международным сотрудничеством, демонстрируя сложность и многомерность сохранения дикой природы. Основные направления государственной политики в сфере сохранения редких видов животных приведена на рис. 1.
Рис. 1. Основные направления государственной политики в сфере сохранения редких видов животных [8]
Совершенствование и адаптация законодательной базы по охране редких видов в России являются важными вопросами текущей экологической политики, что влечет за собой как разработку новых законов, так и внесение изменений в существующие для усиления защиты видов, находящихся под угрозой исчезновения, и мест их обитания. Важным компонентом этой законодательной работы является ведение и регулярное обновление Красной книги Российской Федерации и региональных Красных книг. Данные документы играют важную роль в выявлении и мониторинге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, направляя расстановку приоритетов и разработку стратегии их сохранения.
Точная регистрация и мониторинг состояния популяций редких видов необходимы для эффективной защиты. В этом контексте системы государственного мониторинга и кадастра являются жизненно важными инструментами для сбора, обработки и анализа данных о состоянии видов и мест их обитания. Такие механизмы позволяют своевременно реагировать на изменения численности и угрозы, обеспечивая активные меры по сохранению.
Научные исследования играют центральную роль в понимании биологических характеристик редких видов, их охране и воспроизводстве. Достижения науки способствуют разработке научно обоснованных и современных методов анализа стратегии сохранения. Научное исследование не только расширяет наши знания об этом виде, но и служит основой для создания более эффективных программ сохранения.
Специализированные программы и проекты по защите и восстановлению редких видов животных включают создание природных заповедников и программы разведения в неволе с последующей реинтродукцией в дикую природу. Кроме того, эти программы включают меры по борьбе с браконьерством и улучшению среды обитания этих видов. Уделяя особое внимание отдельным видам и местам их обитания, эти программы обеспечивают комплексный подход к сохранению биоразнообразия, удовлетворяя как видоспецифические, так и общесистемные потребности.
Экологическое образование имеет решающее значение для формирования ответственного отношения общества к сохранению редких видов. Развитие экологической культуры и осведомленности общественности посредством образовательных программ, кампаний в средствах массовой информации и мероприятий является ключом к углублению понимания важности и необходимости сохранения биоразнообразия. Такие инициативы способствуют расширению базы общественной поддержки природоохранных усилий, что необходимо для их долгосрочного успеха.
Наконец, эффективное сохранение редких видов животных требует скоординированных усилий на международном уровне. Международное сотрудничество, включающее участие в различных договорах и соглашениях, направлено на сохранение видов в глобальном масштабе и способствует обмену опытом и знаниями между странами. Глобальное сотрудничество имеет решающее значение для решения трансграничных экологических проблем и обеспечения выживания видов, которые пересекают национальные границы.
Сохранение редких видов животных требует комплексного подхода, охватывающего различные практические направления. Центральное место в сохранении биоразнообразия занимают усилия по сохранению, которые могут осуществляться с помощью подхода in-situ (в пределах их естественной среды обитания) и ex-situ (за пределами их естественной среды обитания), что отражено на рис. 2.
Рис. 2. Основные практические подходы к сохранению редких видов животных
Сохранение на месте, как и создание природных заповедников, направлено на сохранение видов в их естественной среде обитания. Создание охраняемых территорий, таких как национальные парки и заказники дикой природы, играет важную роль в сохранении целостности экосистем. Такой подход способствует естественному развитию флоры и фауны и предполагает охрану не только отдельных видов, но и всей экосистемы, включая ее сложные взаимодействия и процессы. Охраняемые природные территории действуют как буферные зоны, защищая экосистемы от внешних антропогенных воздействий, таких как разрушение среды обитания, загрязнение окружающей среды и незаконная охота. Такой подход имеет решающее значение для поддержания генетического разнообразия видов, обеспечения их долгосрочной жизнеспособности и содействия восстановлению нарушенных популяций.
С другой стороны, сохранение ex-situ применяется для видов, находящихся на грани исчезновения, или когда сохранение in-situ неосуществимо. Данный подход предполагает содержание животных и растений в контролируемых условиях, таких как зоопарки, ботанические сады, центры разведения и аквариумы. Основная цель состоит в разведении редких видов и потенциальной реинтродукции их потомства в дикую природу или в поддержании жизнеспособных популяций в условиях, максимально приближенных к их естественной среде обитания. Метод предлагает способ обойти проблемы, связанные с потерей среды обитания и антропогенными факторами, и предоставляет возможности для изучения биологии видов, рациона питания, размножения и поведения. Однако сохранение ex-situ имеет свои ограничения, включая потенциальные изменения в поведении и генетике животных, а также проблемы с повторной адаптацией этих особей к условиям дикой природы.
Разработка стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов включает в себя несколько ключевых этапов, которые имеют решающее значение для обеспечения эффективности и устойчивости усилий по сохранению. Всеобъемлющий процесс требует междисциплинарного подхода, сочетающего биологические, экологические, социально-экономические, юридические и практические аспекты. Этапы подготовки видовых стратегий сохранения редких и исчезающих видов животных приведена на рис. 3.
Рис. 3. Этапы подготовки видовых стратегий сохранения редких и исчезающих видов животных
Процесс разработки стратегий сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов является многоплановым и сложным мероприятием, требующим тщательного рассмотрения различных биологических, экологических, социально-экономических и правовых аспектов. Такой комплексный подход необходим для обеспечения эффективности и устойчивости усилий по сохранению.
Начальный шаг в этом стратегическом планировании включает тщательный отбор видов, для которых должна быть разработана стратегия сохранения. Отбор основан на наборе критериев уязвимости, которые учитывают такие факторы, как размер популяции, ареал распространения и степень угроз, с которыми сталкивается данный вид. Данное важнейшее решение задает направление всем усилиям по сохранению.
После отбора проводится тщательный анализ текущего состояния вида и его популяций, что включает в себя сбор обширных данных по различным аспектам, таким как распространение, численность популяции, соотношение полов, возрастная структура, генетическое разнообразие и другие соответствующие биологические факторы. Такая подробная информация формирует основу для понимания потребностей вида в сохранении, позволяя стратегам адаптировать свои усилия к конкретным требованиям и вызовам, с которыми сталкивается данный вид.
Следующий этап включает в себя углубленный анализ как природных, так и антропогенных факторов, влияющих на вид, что включает в себя анализ широкого спектра воздействий, чтобы установить их происхождение — являются ли они чисто природными явлениями, такими как климатические изменения и геологические события, или преимущественно антропогенными воздействиями, такими как разрушение среды обитания, чрезмерная охота или конкуренция с инвазивными видами. Понимание природы и источника этих угроз жизненно важно для разработки эффективных стратегий сохранения, которые могут учитывать как прямые, так и косвенные факторы, влияющие на выживание вида.
Одним из наиболее важных этапов является выявление причин сокращения численности вида и выявление основных ограничивающих факторов. Данный этап является стержнем всей стратегии, поскольку правильное выявление основных причин критического положения вида имеет решающее значение для успеха усилий по сохранению. Неправильное определение этих факторов или неспособность должным образом их устранить могут сделать усилия по сохранению неэффективными, несмотря на затрачиваемые значительные ресурсы и усилия. [9]
Затем стратегия переходит к выбору подходящих методов сохранения, уравновешивая разнообразный набор ограничивающих факторов социально-экономическими условиями и имеющимися ресурсами. Учитывая ограниченность ресурсов, обычно доступных для природоохранных инициатив, определение приоритетов наиболее эффективных методов имеет решающее значение. Акцент часто делается на подходах к сохранению in situ, которые позволяют видам продолжать процветать в их естественной среде обитания, обеспечивая как долгосрочное сохранение видов, так и продолжение их естественных эволюционных процессов.
За этим следует анализ социально-экономических и правовых условий, имеющих отношение к сохранению вида. Данный шаг важен для определения конкретных форм реализации выбранных методов сохранения. Этап включает в себя создание экономических и правовых механизмов для смягчения антропогенного воздействия и разработку образовательных и просветительских программ для укрепления общественной поддержки и понимания.
Впоследствии проводится разработка подробных методов сохранения и практических действий, адаптированных к выбранным подходам, что предполагает учет уникальных биологических характеристик вида и природных и социально-экономических условий региона, в котором будет реализовываться стратегия. Наличие ресурсов также является критическим фактором на данном этапе.
Наконец, кульминацией этого процесса является разработка комплексного плана действий. В этом плане определяются источники финансирования, конкретные исполнители и устанавливаются реалистичные сроки реализации стратегии. Успешная стратегия сохранения должна целостно охватывать организационные, биологические, технические и финансовые аспекты, часто приводя к мультипликативному положительному эффекту, который выходит за рамки простого биологического сохранения и охватывает более широкие экономические и социальные выгоды. [9]
Таким образом, сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных является сложной задачей, требующей целостного подхода, объединяющего правовые, научные и социально-экономические стратегии. Сохранение редких видов животных в России решается с помощью многогранной государственной политики, которая объединяет законодательные меры, научные исследования, специализированные природоохранные программы, просвещение общественности и международное сотрудничество. Комплексный подход подчеркивает сложность сохранения биоразнообразия и необходимость скоординированных усилий различных секторов и стран для эффективной охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. На практике сочетание подходов in situ и ex-situ являются ключом к успешной стратегии сохранения биоразнообразия и видов, находящихся под угрозой исчезновения. Разработка стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов представляет собой сложный процесс, требующий многогранного и хорошо скоординированного подхода. Каждый шаг от отбора видов до разработки плана действий играет решающую роль в обеспечении эффективности и устойчивости природоохранных усилий, конечной целью которых является не только сохранение видов, но и поддержание целостности и баланса их экосистем.
Литература:
- «Конвенция о биологическом разнообразии» (Вместе с «Определением и мониторингом», «Процедурой арбитражного разбирательства», «Согласительной процедурой») (Заключена в г. Рио-де-Жанейро 05.06.1992)
- «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» (Заключена в г. Париже 16.11.1972)
- «Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» (Вместе с «Перечнем видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт.»..) (Заключена в г. Вашингтоне 03.03.1973)
- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. От 13.06.2023) «О животном мире»
- Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. От 10.07.2023) «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.09.2023)
- Федеральный закон от 17.02.1995 N 16-ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии»
- Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060–1 (ред. от 10.01.2002) «Об охране окружающей природной среды» (утратил силу)
- Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2014 N 212-р <Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года>
- Пушкин, С. В. Охрана биоразнообразия: учебное пособие: / С. В. Пушкин. — 2-е изд., стер. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 64 с.