В работе описана разработка электронного пособия для подготовки к ОГЭ по литературе. Пособие рассчитано на учеников, сдающих ОГЭ по литературе.
Ключевые слова: электронное пособие, литература, писатели, теория.
Актуальность: Наше электронное пособие представляет собой сборник теоретических материалов в электронном варианте, необходимых для подготовки к ОГЭ по литературе. При подготовке к ОГЭ по литературе учащиеся школы встречают некоторые трудности в поиске теоретических материалов, так как в данное время нет такого пособия, где были включены все сведения по произведениям, также имелись примерные вопросы заданий по разделам. Поэтому мы считаем, что наше пособие поможет эффективно подготовиться к ОГЭ по литературе, не теряя времени на поиски информации по произведениям.
Предмет исследования: электронное пособие по литературе.
Объект исследования : создание электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе.
Цель: Разработка электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе.
Гипотеза исследования: Самостоятельно можно подготовиться к ОГЭ по литературе при помощи данного пособия.
В соответствии с предметом, объектом, гипотезой, целью исследования мы поставили следующие задачи:
- Составить содержание пособия в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для ОГЭ по литературе.
- Проанализировать художественные тексты по плану в соответствии с перечнем проверяемых умений на ОГЭ по литературе.
- Разгруппировать по произведениям писателей, приложить примерные задания к произведениям из платформы «РЕШУ ОГЭ по литературе»;
- Создать модель электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе;
- Разработать структуру и содержание электронного пособия.
Новизна. Отметим, что единого пособия для подготовки к ОГЭ по литературе нет, поэтому мы разработали электронное пособие, которое включает себе всю информацию для эффективной подготовки к ОГЭ по литературе.
Практическая значимость: наше пособие может использовать учащийся, который будет сдавать ОГЭ по литературе, также учителя на своих уроках.
Методы исследования: сбор материалов, компьютерный дизайн.
Характер нашей работы подразумевает поиск и обработка различной информации о произведениях русских поэтов и писателей, исследование литературы, приведение к единому оформлению.
Изучив литературу по разработке пособий в электронном варианте, выяснили, что за последние десятилетия накоплен значительный теоретический и практический опыт в области применения информационных коммуникационных технологий в обучении школьников и студентов. В существующих методических описаниях электронных учебников представлены этапы работы, которыми может воспользоваться любой человек при создании электронных пособий. Например, Беляев М. И. в статье «Из опыта создания электронных учебников» выделяет следующие шаги в разработке электронного пособия: детальную структуризацию, интерактивность, гипертекстовую структуру мультимедийных приложений, встроенные блоки практических и проверочных мероприятий, гиперссылки на различные образовательные порталы, научные ресурсы и др. [2]
Далее ознакомились со статьей Лубашевской Е. Г., где она отмечает трудоемкость создания электронного продукта, также предлагает распределить этапы работы над электронным пособием: обозначение целей и задач электронного учебника; определение структуры электронного учебника; разработка содержания по разделам и темам учебника; программирование; апробация; корректировка содержания ЭУ по результатам апробации; подготовка методического пособия для пользователя [5].
Мы рассмотрели научно-популярные литературы и материалы в интернет. Но, к сожалению, не нашли пособия по подготовке к ОГЭ по литературе в электронном варианте. Разработанное пособие по подготовке к ОГЭ по литературе представляет собой первый опыт наиболее полно отразить все материалы для подготовки к экзамену по литературе. При анализе конкретных художественных произведений необходимо знание: темы, идейного богатства, проблематики, системы образов и средств их создания; композиции, жанра. Поэтому мы предлагаем следующие подразделы:
— История создания произведения;
— Тема;
— Проблема;
— Композиция произведения;
— Жанр;
— Характеристика героев;
— Краткое содержание произведения.
Наш электронный учебник состоит из следующих разделов:
— Древнерусская литература.
— Литература ХVIII века
— Литература ХIХ
— Литература ХХ века.
- Составили содержание пособия в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для ОГЭ по литературе.
- Проанализировали художественные произведения;
- Разгруппировали по разделам произведения русских писателей, где даны анализы произведений, рекомендации по подготовке к выполнению заданий с развернутым ответом ограниченного объема и заданий, основанных на сопоставительном анализе.
- Разработали модель электронного пособия по подготовке к ОГЭ по литературе, также его структуру и содержание электронного пособия.
Мы использовали в своей работе такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, многослойность учебного материала по подготовке к ОГЭ по литературе. В нашем электронном учебнике вы познакомитесь с анализом 102 произведений русских поэтов и писателей. В ходе создания электронного учебника были изучены материалы учебников, статей и сайтов по исследуемой теме.
Таким образом, разработанное электронное пособие является универсальной и необходимой формой для подготовки к ОГЭ по литературе. При помощи него каждый ученик может заниматься индивидуально. Пропустив занятие, школьник имеет возможность изучить ту или иную тему самостоятельно при помощи электронного пособия.
Литература:
- Баранова Ю. Ю. и др. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе //Информатика и образование. — 2000. — №. 8. — С. 43–4
- Беляев М. И., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс] –Режим доступа: (vlsu.ru) — (дата обращения: ноябрь, 2022)
- Ковина Т. П. От концепции до реализации: опыт разработки электронного учебного пособия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: (ot-kontseptsii-do-realizatsii-opyt-razrabotki-elektronnogo-uchebnogo-posobiya.pdf) — дата обращения март, 2023)
- Краснова, Г. А.Технологии создания электронных обучающих средств / [Г. А. Краснова, М. И. Беляев, А. В. Соловов]; М-во образования Рос. Федерации [и др.]. — Москва: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. — 117, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 5–276–00203–7
5. Бояркин, А. Исследовательская работа по теме «Создание электронного учебника» / А. Бояркин. — Текст : электронный // Алые паруса : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/12/28/issledovatelskaya-rabota-to-teme-sozdanie-elektronnogo-uchebnika (дата обращения: 16.02.2024).