«Что в имени тебе моём?» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 29.03.2022

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Заварыкина, М. А. «Что в имени тебе моём?» / М. А. Заварыкина, С. Ю. Зорина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3.1 (55.1). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2928/ (дата обращения: 22.12.2024).



Формирование читательского интереса начинается с желания познать окружающий мир, открыть его тайны, в том числе тайну своего имени.

Ключевые слова: Мария, Маруся, стихотворения, повесть, литературная сказка, цикл произведений, ономастика, антропонимика.

Однажды мне бабушка прочитала своё любимое стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, и мне запомнилась строчка: «Что в имени тебе моём?» Я задумалась, а что в моём имени? Каково его значение? По рекомендации Светланы Юрьевны мы с родителями обратились к различным источникам и выяснили, что имя Мария библейского происхождения. Оно означает «желанная», «горькая», «безмятежная», ещё иногда его переводят как «печальная», «госпожа». 4. Имя очень популярно во всём мире, в том числе и в России.

У имени Мария есть много сокращённых форм: Маша, Маня, Маруся, Маря, Мари, Мэри, уменьшительно-ласкательных форм. Они звучат в стихотворной загадке Корнея Ивановича Чуковского:

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке — копеечку,

Марусеньке — копеечку,

Машеньке — копеечку,

Манечке — копеечку, -

Вот какая добрая бабушка была!

… Много ли копеечек бабушка дала? 6

Ответ этой загадки прост: бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка — одна и та же девочка.

Дома и в школе (в классе у нас три девочки с именем Мария) меня зовут Маруся, мне захотелось узнать, какие героини литературных произведений носят это имя и какими чертами характера обладают.

С огромным интересом я прочитала повесть Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» 3, действие происходит в дореволюционной России. Одну из главных героинь зовут Маруся. Это маленькая девочка, которой около четырёх лет. Она добрый светлый человек, но живёт в нищете, болеет. Героиня никогда не имела своих игрушек, часто голодала. Маруся в повести описана как грустное крохотное белокурое дитя, её бирюзовые глаза смотрели на мир не по-детски. Героиня росла грустным ребёнком, не любила играть в игры. Глубокий взгляд и грустная улыбка делали её похожей на взрослого человека. Она редко смеялась, но когда всё же звучал её смех, он был похож на маленький нежный колокольчик. Маруся — доброжелательная девочка, она хорошо приняла нового друга своего брата, Васю, всегда радовалась встрече с ним. Образ Маруси играет важную роль в становлении главного героя повести. Благодаря девочке он понимает, насколько жесток мир. Вася решает жить по законам совести.

Очень мне понравилось стихотворение Иосифа Александровича Бродского «Слон и Маруська», его название перекликается с названием басни Ивана Александровича Крылова «Слон и Моська», где Слон спокоен и невозмутим, а Моська бесцеремонная, наглая. Бродский представил в шуточном детском стихотворении свою кошку, причём в самом лучшем ракурсе. Отважная Маруська спасает слона, который боится мышей. Теперь Маруську и её хозяина «в цирк пускают бесплатно» 1.

Следующее произведение, с которым я познакомилась, это сказка Ирины Петровны Токмаковой «Маруся ещё вернётся» 5. Маруся — это большая игрушечная голубая медведица, которая оживает и приходит к девочке Варе. Варя больна астмой, остаётся одна дома. Медведица Маруся и Хранитель Асей отправились с девочкой в волшебную страну Тут. Здесь героев ждали приключения, они смогли спасти волшебную страну от злодеев. Именно медведица Маруся помогла Варе преодолеть страх одиночества, научила верить в себя, в свои силы.

Имя Маруся встречается и в зарубежной литературе. Бельгийский писатель Жильбер Делаэ и художник Марсель Марлье создали детский цикл произведений о девочке Марусе: «Удивительные приключения Маруси», «Маруся и волшебные праздники», «Маруся — подружка всех зверей», «Маруся спешит на помощь», «Маруся и весёлая поездка», «Маруся в школе», «Маруся — звезда сцены» и другие 2. В них главная героиня посещает балетную школу, стремится узнать тайну Деда Мороза, спасти крольчонка, строит домик для кошки и котят. Маруся перешла во второй класс, она весёлая, самостоятельная, у неё есть младший брат Филя, пёс Таксик. У девочки много увлечений: она рисует, играет в театре, любит путешествовать. Книги о любопытной и весёлой девочке изданы более чем в пятидесяти странах мира и очень популярны.

Таким образом, имя Маруся популярно, универсально, оно звучит на различных языках мира, его носят не только люди, но и сказочные персонажи, животные. Маруся — это добрая и отзывчивая героиня, ей свойственно сопереживание, она может крайне остро воспринимать проблемы других людей, приходит им на помощь, ей свойственна интуиция. Маруся общительная, она умеет дружить. Вот такой характер имеет моё имя, я постараюсь соответствовать ему. Изучает тайну имени, его значение, историю возникновения, трансформацию наука антропонимика. Это раздел науки ономастики, изучающий собственные имена.

Литература:

  1. Бродский И. А. Слон и Маруська. — М., Азбука, 2012
  2. Делаэ Ж., Марлье М. цикл книг о Марусе. — Издательство АСТ
  3. Короленко В. Г. В дурном обществе. — Собрание сочинений в 10 т., том 2. — М., Гослитиздат, 1954
  4. Петровский Н. А. Словарь русских личных имён. — М., Русский язык, 1980
  5. Токмакова И. П. Маруся ещё вернётся. — М., Азбука-Аттикус, 2015
  6. Чуковский К. И. О Марьюшке-Марусеньке. — М., Детская библиотека, том 4, 2017


Похожие статьи

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою люблю, её начало — здесь, в родном краю!» из серии «Напитаем Душу Красотой и Любовью» для детей старшего дошкольного возраста

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Секреты Золушки при сложных ситуациях в жизни

В статье автор ищет решение проблем, вызванных стрессовыми ситуациями.

Мотив движения и покоя как показатель становления характера героя в сборнике М. Елизарова «Мы вышли покурить на 17 лет…»

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни. Изображение страха, тревоги, боязни являются ключевыми для понимания произведений Л. Н. Толстого, оно позволяет увидеть множество оттенков внут...

С чего начинается Родина?

Интерес к истории своего города, страны часто начинается с самых простых вещей. Важно не пройти мимо, не остаться равнодушным к ним.

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

«Пушкинский миф» в прозе С. Довлатова

В литературе XX века складывается целостный «пушкинский миф», который стал объектом тщательного внимания литературоведов. «…Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим св...

Район, в котором мы живем!

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным город...

Похожие статьи

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою люблю, её начало — здесь, в родном краю!» из серии «Напитаем Душу Красотой и Любовью» для детей старшего дошкольного возраста

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Секреты Золушки при сложных ситуациях в жизни

В статье автор ищет решение проблем, вызванных стрессовыми ситуациями.

Мотив движения и покоя как показатель становления характера героя в сборнике М. Елизарова «Мы вышли покурить на 17 лет…»

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни. Изображение страха, тревоги, боязни являются ключевыми для понимания произведений Л. Н. Толстого, оно позволяет увидеть множество оттенков внут...

С чего начинается Родина?

Интерес к истории своего города, страны часто начинается с самых простых вещей. Важно не пройти мимо, не остаться равнодушным к ним.

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

«Пушкинский миф» в прозе С. Довлатова

В литературе XX века складывается целостный «пушкинский миф», который стал объектом тщательного внимания литературоведов. «…Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим св...

Район, в котором мы живем!

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным город...

Задать вопрос