Правда и вымысел о периоде правления «романтического императора» — «врага коварства и невежд», «русского Гамлета» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №2 (54) февраль 2022 г.

Дата публикации: 04.02.2022

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Тюрина, В. А. Правда и вымысел о периоде правления «романтического императора» — «врага коварства и невежд», «русского Гамлета» / В. А. Тюрина, Л. П. Никулина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 2 (54). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/young/archive/54/2743/ (дата обращения: 16.12.2024).



Павел I в истории России, каким он был, в чём его заслуга перед Отечеством? Самая разная информации имеется в исторических источниках о царственных персонах. О том, чем они прославились, положительный или отрицательный след оставили о периоде своего правления. Не исключение и Павел I. В чём правда, где вымысел, в этом мне очень хотелось разобраться.

После смерти Екатерины II следующим правителем из династии Романовых стал Павел I.

Emperor Paul I of Russia.png Павел I, Петр III и Екатерина II C:\Users\Учитель\Favorites\Desktop\Павел.png C:\Users\Учитель\Favorites\Desktop\Павел 2.jpg

Портреты императора Павла I в юности и детстве

Меня очень заинтересовала история его происхождения, удивительные факты жизни. Даже его рождение — предмет споров. Согласно официальной версии будущий император родился 1 октября 1754 года от родителей Екатерины II и Петра III. Но имеется ещё одно предположение, якобы ребёнок Екатерины родился мёртвым и был подменён Елизаветой Петровной на привезённого младенца из чухонского села и что, якобы, этим объясняется отчуждённое отношение матери к сыну. Версия эта, однако, не получила научного подтверждения. Судя по имеющимся официальным историческим источникам, родители (Екатерина II и Пётр III) не питали особой любви друг к другу. Также имеются сведения, что у Павла I и Екатерины II отношения были далеки от теплых, как должно быть у матери и сына. С самого раннего детства он был окружен многочисленными няньками и гувернерами, однако ребёнку не хватало самого главного — материнской ласки и любви. Может быть, причина кроется в том, что Елизавета Петровна с детства сама взяла опеку над Павлом и тем самым отдалила мать от сына. А возможна другая причина: имеется предположение, что нелюбовь Екатерины II к Петру III отразилась и на отношении к сыну. Некоторые источники свидетельствуют о том, что матери никто не запрещал заботиться о Павле, просто её больше интересовал вопрос захвата власти. Но Екатерине было небезразлично образование сына и она приобрела для него за огромные деньги обширную библиотеку Иоганна Корфа. Благодаря её усилиям, Павел владел немецким, французским, итальянским языками, помимо русского и латынью. Вероятно, он не простил матери убийство отца. Тем не менее, прохладное отношение матери, вечные интриги при дворе сделали своё дело, Павел вырос недоверчивым и подозрительным, всегда опасавшимся за свою жизнь.

Императрица, желая удалить сына от дворца, подарила ему Гатчинский дворец. Но всё же при вступлении на престол Екатерины II войска присягали не только ей самой, но и Павлу Петровичу. Есть сведения, что в преддверии венчания на царство Екатерина дала письменное обязательство о передаче короны Павлу по достижении совершеннолетия, впоследствии уничтоженное ею, в действительности она не собиралась поступаться полнотой своей власти и делиться ею ни в 1762 году, ни позже, когда Павел повзрослел.

Павел воспитывался как наследник престола, но чем старше он становился, тем дальше его держали от государственных дел. Екатерина II намеренно ничем не ознаменовала наступившее совершеннолетие сына, Павел сам не мог жаловать должности, награды, чины. Люди, пользовавшиеся расположением Павла, часто попадали в немилость и опалу при дворе.

Разрыв между Павлом и Екатериной наступил в мае 1783 года. Тогда мать впервые пригласила сына для обсуждения внешнеполитических проблем (польский вопрос и присоединение Крыма). Они не пришли к единому мнению, возможно, именно тогда императрица начала думать над идеей передачи престола внуку Александру. Это тоже интересный факт в истории, когда императрица, не любящая сына, всю свою нежность и заботу обратила на его ребёнка.

Исследование разнообразной информации о рождении и жизни Павла дало мне возможность сделать следующие выводы: Екатерина II часто намеренно позволяла слухам, а иногда сама их создавала, дойти до наследника престола. Среди таких слухов была знаменитая теория о настоящем родстве Павла I и Сергея Салтыкова, что они сын и отец. До сведения общественности намеренно доводилась версия о якобы психической неуравновешенности наследника престола. И этому многие вовсе не удивлялись, зная, что у цесаревича были душевнобольные родственники: Иоанн Алексеевич, Анна Иоанновна и в том числе его отец — Петр Фёдорович. Имеется предположение и о том, что императрица надеялась передать власть невестке, но поняв, что Наталья Алексеевна подталкивала мужа к захвату власти, отравила её. Но официальной версией стала смерть жены наследника при родах.

Спустя какое-то время Павла I вновь женили на принцессе Софии (Марии Федоровне). Исторические факты свидетельствуют, что Павел был очень ласковым и любящим отцом.

Двух старших детей, Александра и Константина Екатерина II взяла под опеку и воспитывала старшего мальчика как наследника. Императрица окончательно решила передать власть внуку, но скончалась, не успев этого сделать. Не было никакого документального подтверждения передачи власти пятнадцатилетнему Александру (возможно их просто не нашли, однако встречается информация, что сам Павел сжег их). Вступление 42-летнего Павла I на российский престол поразило всех нелепостью поступков, когда наутро после коронации специальный патруль, появившийся на улице, срывал с прохожих фраки и круглые шляпы, а все парадные двери было приказано перекрасить в чёрный цвет, к вечеру был снесён оперный театр, стоявший при Екатерине II. С момента его вступления на престол, все должны были незамедлительно кланяться ему при встрече, независимо от возраста, звания и пола. Но имеются и такие сведения, что многие нелепые указы от имени Павла I имели авторами заговорщиков — губернатора Москвы Архарова и Петербурга Палена, имеющих целью нанести вред его авторитету.

Став Всероссийским самодержцем, Павел Петрович первым делом установил чёткую систему наследования трона — только по мужской линии, от отца к сыну. Актом о престолонаследии, действовавшим вплоть до 1917 года, новоиспечённый монарх исключал возможность дворцовых переворотов, когда гвардия могла то низвергать, то возводить государей по своему усмотрению. В дань памяти об отце, он торжественно перезахоронил его в Петропавловской крепости.

За четыре года царствования Павел I успел необыкновенно много, потому что планы своих преобразований он подготовил ещё в Гатчине. Он резко сократил права дворянства, ввёл строжайшую дисциплину в армии. В период его правления не существовало привилегированных чинов, все были равны, были предприняты попытки борьбы с коррупцией, достигшей невероятных масштабов при его матери. Новый государь всех заставил работать, боролся со злоупотреблениями в гражданской администрации и судах. Крестьяне и солдаты любили Павла Петровича, при котором появилась некая социальная справедливость. Так, первые имели право жаловаться на барина, а вторые за смелость, честность и знание службы могли получить генеральский чин. И всё же реформы императора, направленные против дворянства, гвардии и высшей бюрократии, настроили эти классы против него. Павел I это понимал, так как с детства боялся заговоров. Опасаясь дворцовых переворотов, за 40 дней до убийства он с семьёй перебрался в Михайловский дворец, новую резиденцию, основанную на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны.

А. С. Пушкин назвал его «романтическим императором» видимо за то, что Павел I был уверен, что именно он — император России решает в своей стране всё и за всех. А что касается его сходства с Гамлетом, это его стремление постоянно видеть вокруг себя признаки и предзнаменования высочайшей судьбы. Наверно, в этом и заключался его романтизм. К сожалению, он глубоко ошибался, в результате жизнь его закончилась трагически. Мартовской ночью 1801 года группа заговорщиков, возглавляемая генералом Петром Алексеевичем Паленом, явилась в опочивальню Павла I и, судя по имеющимся сведениям, предложила ему подписать отречение от престола. Этот визит император воспринял вполне спокойно. Он понимал, к чему всё идёт. От ударов, полученных табакеркой в висок, Павел Петрович потерял сознание, затем был жестоко убит.

Дворянство и прочие притесняемые императором классы, выразили восторг по поводу его кончины. А вот простой народ не мог сдержать слёз. Похороны Павла I состоялись в конце марта 1801 года. Неожиданная смерть самодержца вызвала массу сплетен, хотя в официальном заявлении значилась вполне конкретная причина — апоплексический удар. Так сбылись мечты Екатерины II, власть перешла ее внуку Александру I, который до конца жизни будет считать себя виновником смерти отца. Но это уже другая история…

Литература:

  1. Школьная энциклопедия. История России XVIII-XIX века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС Образование» 2003г.
  2. https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXT0_N1y0uyS_K1Ssq1S9LTc7Iq0zVLcsvKMovrtTPBMlkZiXqZuoWJOZmJZboFySWpeYAuZl5JalFqcUgxWmJ2SWV-gwMhmbGlsbmFkbmhgxKBikNOufuunh9_VulzDc_DQCBoSdm&src=2688dda&via_page=1&user_type=63&oqid=6d66f7bc81f46898
  3. https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpKLbS1zcyKc7N1MsvStdPTs1JTSrKLKnUNzY1NtEtSCxLzdHN1Msoyc1hYDA0M7Y0NrcwMjdk-KMi8Dlt5-Izvy25ahar7DgNAKWAGmM&src=34cc608&via_page=1&user_type=63&oqid=6d66f7bc81f46898
  4. https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXr8jT1bUwSEzMyDBKzDBMzjNI1QMJFRgmZuqruhioOlmASRdVF0NVCyMw2xTMNkBiGyKpcYKI64I5JmAORKkjzAiQIl2wkCuEckNSBbECZkimPgODoZmxpbG5hZG5IUNh2c9oywn8-faxW75pq29aCQAqKC9v&src=1cf6182&via_page=1&user_type=63&oqid=6d66f7bc81f46898


Похожие статьи

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как средство выражения ментальности русского народа (на материале сказки С. Кржижановского «Когда рак свистнет»)

Феномен Лермонтова-поэта: «предел духовного падения» (Владимир Соловьёв) или «почва для святого богоборчества» (Дмитрий Мережковский)?

Концепт «ум» и «глупость» во фразеологическом фонде русского и казахского языка

Опустошение духовных и моральных ценностей человека в научно-фантастических постапокалиптических романах трилогии Д. Глуховского «Метро 2033–34–35»

Повести о собаках Джека Лондона — суровые реалии жизни эпохи «золотой лихорадки»

От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне»

Экзистенциальная модель семьи в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» и повести А. Камю «Посторонний»

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц» А. Мердок, «Гертруда и Клавдий» Д. Апдайка и «Шум и ярость» У. Фолкнера

Василий Розанов как писатель Серебряного века

Василий Розанов был не только мыслителем, философом, публицистом, литературным критиком, но и писателем. Его собственный вклад в литературу — это прежде всего «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья» (короб первый — 1913; короб второй — 1915). В. Розан...

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

Похожие статьи

Метафизическая сущность «авось», «небось» и «как-нибудь» как средство выражения ментальности русского народа (на материале сказки С. Кржижановского «Когда рак свистнет»)

Феномен Лермонтова-поэта: «предел духовного падения» (Владимир Соловьёв) или «почва для святого богоборчества» (Дмитрий Мережковский)?

Концепт «ум» и «глупость» во фразеологическом фонде русского и казахского языка

Опустошение духовных и моральных ценностей человека в научно-фантастических постапокалиптических романах трилогии Д. Глуховского «Метро 2033–34–35»

Повести о собаках Джека Лондона — суровые реалии жизни эпохи «золотой лихорадки»

От прошлого к настоящему: психологизм Волкова в рассказе В. Г. Распутина «В общем вагоне»

Экзистенциальная модель семьи в романе В. Набокова «Приглашение на казнь» и повести А. Камю «Посторонний»

Проблема интертекстуальности в романах «Черный принц» А. Мердок, «Гертруда и Клавдий» Д. Апдайка и «Шум и ярость» У. Фолкнера

Василий Розанов как писатель Серебряного века

Василий Розанов был не только мыслителем, философом, публицистом, литературным критиком, но и писателем. Его собственный вклад в литературу — это прежде всего «Уединенное» (1912) и «Опавшие листья» (короб первый — 1913; короб второй — 1915). В. Розан...

Противостояние силы и мудрости в исторических пьесах А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и Тауфика аль-Хакима (сопоставительный анализ)

В данной статье сравнительный анализ произведений проводится в плане историко-типологических соотношений, независимо от непосредственных или опосредованных взаимодействий.

Задать вопрос