Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

«Золотой век» Екатерины II

Научный руководитель
История
29.06.2017
4951
Поделиться
Библиографическое описание
Киданова, Е. А. «Золотой век» Екатерины II / Е. А. Киданова, Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/1019/.


 

Эпоха Екатерины II составляет весьма значимый этап в истории России. Екатерина II, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, может по праву считаться правительницей, завершившей серию реформ XVIII в.

Из источников нам известно, что начало правления Екатерины II пришлось на время, когда Россия вступила в полосу начавшегося разложения феодальных отношений, острого экономического и политического кризиса (например, [1]). Так, в своих мемуарах Екатерина II характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному» [2, c. 25].

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

  1.                Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
  2.                Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
  3.                Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  4.                Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  5.                Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям [3].

Екатерина самостоятельно принимала все самые важные решения и строго следила за тем, как они выполняются. А её политика характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием.

Новая политика, которую проводила, получила название политики «просвещённого абсолютизма». Программа царствования была представлена в виде «Наказа» Уложенной комиссии, созванной в 1767 г., что явилось наивысшей точкой политики «просвещенного абсолютизма».

Попытка власти в условиях кризиса проводить гибкий курс, приспосабливаться с целью самосохранения к новым условиям общественного развития привела к следующим результатам.

При Екатерине II появилось 216 новых городов [4], образовала 29 новых губерний [5]. Так, население возросло до 37,4 млн. человек.

Несмотря на то, что экономика России оставалась аграрной, при правлении Екатерины II более, чем в 2 раза увеличилась выплавка чугуна (по которому Россия вышла на 1 место в мире), а также возросло число парусно-полотняных мануфактур.

В 1768 году была создана сеть городских школ, активно стали открываться училища.

При Екатерине появились первое в России женское учебное заведение, а также воспитательные дома для беспризорных детей.

В 1783 году основана Российская академия.

Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку [6]. Помимо этого, развивались новые для России направления медицины, были изданы различные труды, научные работы по вопросам медицины.

Шёл рост городов. В 1726 г. в стране было 336 городов, к началу XIX века — 634 города.

Екатериной II был основан Эрмитаж — богатейшее собрание художественных коллекций при дворце.

При правлении императрицы впервые начали выпускать бумажные деньги, что способствовало развитию и оживлению торговли. Таким образом, возросла роль России в мировой экономике.

В своей политике Екатерина опиралась на дворянство: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными. В то же время она считала, что крепостные должны получать обеспечение в старости и в случае болезни или увечья; что ограничивать их волю можно только в разумных пределах и что работа, которая на них возлагается, должна быть заключена в определенные рамки.

Внешняя политика Екатерины II оказалась очень активной и успешной. За время правления в состав России вошли обширные территории — земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва, Новороссия. Одним из важных достижений считается присоединение Крыма.

В 1783 г. в Георгиевске был подписан трактат о переходе Грузии под покровительство России и признании грузинским царем верховной власти российской императрицы.

Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II.

Эпоха правления Екатерины II, которая впоследствии стала «Великой», длилась 35 лет. Она оставила яркий след в истории России.

Для меня Екатерина выдающаяся личность не только своего времени, но яркий пример образованности, целеустремлённости, которые не часто встретишь сегодня. Для той же эпохи Екатерины была на десять, а то и больше шагов вперёд.

Императрица трудилась над судьбою государства, не покидая свой пост ни на минуту. Это говорит о ней как о глубокой, вдумчивой, доводящей всё до конца натуре. Она служит примером мудрости, прекрасной государыни и великолепной женщины, что и восхищает меня в ней.

 

Литература:

 

  1.                Казимир Валишевский. Екатерина Великая (Роман императрицы), кн. 1, ч. 2, гл. 3, III.
  2.                Максименко Б. Россия в судьбах [Текст]. / Б. Максименко. М., 2016.
  3.                Императрица Екатерина Вторая // Наука — это жизнь! [Электронный ресурс]: сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций. Режим доступа — http://nauka.relis.ru/10/0303/10303086.htm.
  4.                Пять интересных фактов о правлении Екатерины II. [Электронный ресурс]: электронная версия газете «Комсомольская правда». Режим доступа — http://www.ufa.kp.ru/daily/26159/3047363/
  5.                Екатерина II. [Электронный ресурс]. Режим доступа — https://historical-persons.ru/view_post.php?id=25
  6.                Оспа от императрицы, или Первая российская прививка. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.dw.com/ru/ %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BF %D0 %B0- %D0 %BE %D1 %82- %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %86 %D1 %8B- %D0 %B8 %D0 %BB %D0 %B8- %D0 %BF %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %8F- %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B8 %D0 %B9 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F- %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %BA %D0 %B0/a-16324018
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный