Симеон Верхотурский как художественный образ в поэме Л. Кулешовой | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Высокая теоретическая значимость Высокая научная новизна

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №2 (43) февраль 2021 г.

Дата публикации: 01.02.2021

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Пекарь, С. А. Симеон Верхотурский как художественный образ в поэме Л. Кулешовой / С. А. Пекарь, О. В. Мешкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 2 (43). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/young/archive/43/2333/ (дата обращения: 24.11.2024).



На Урале есть несколько объектов, связанных с именем святого праведного Симеона Верхотурского: Кафедральный собор г. Челябинска, православная гимназия (г.Челябинск), Верхотурский Николаевский монастырь (г.Верхотурье). Самого же святого нередко называют покровителем Урала. В Хрониках Урала зафиксировано, что в конце XVII — начале XVIII в. создается житие Симеона Верхотурского — «произведение, составленное из частей, принадлежащих разным авторам». Начинается житие рассказом Тобольского митрополита Игнатия (Римского-Корсакова), одного из крупнейших церковных писателей и публицистов последней четверти XVII в., об освидетельствовании мощей Симеона Верхотурского в 1694 в с. Меркушино». Авторы хроник отмечают, что «житие распадается на две части: одна составлена при митрополите Игнатии в 1699–1700, другая написана в Николаевском Верхотурском монастыре после перенесения туда мощей при митрополите Филофее Лещинском в 1704».

Не одно столетие прошло, пока и в художественной литературе появился образ Симеона Верхотурского: в XXI веке уральская поэтесса Лилия Владимировна Кулешова написала «Слово о Святом Праведном Симеоне Верхотурском». В 2001 г. была опубликована книга «От свечи до свечи», в которую и вошло поэтическое «Слово о святом праведном Симеоне Верхотурском». Справедливо возникает вопрос: каков образ святого в этом произведении? Поиск ответа и определил выбор темы нашей статьи.

Известно, что житие — это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие выстраивается по определенному канону: начинается с торжественного предисловия, затем идет повествование о деяниях святого, предназначением которого с младенческих лет, а иногда еще до рождения, становится служение Богу; деятельность этого человека сопровождается чудесами при жизни, заканчивается чудесами и по смерти святого. Зачастую святых в житиях изображают как простых людей с сильной верой в Бога и любовью к людям. В житиях изображают поступки святого, точнее, жизнь до осознания Бога и после. «Житие заканчивается похвальным словом святому, выражающим обыкновенно благодарение Господу Богу за ниспослание миру нового светильника, осветившего житейский путь грешным людям. Все эти части соединяются в нечто торжественное, богослужебное». [1].

Известно, что Симеон Верхотурский — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных. Память совершается 31 декабря, 25 сентября, 25 мая, 11 февраля и 23 июня. Симеон родился в знатной боярской семье в 1607 году, в Европейской России; после смерти родителей пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино. Именно в Меркушино и его окрестностях он провёл большую часть жизни, скрывая своё происхождение.

Главной чертой его христианского подвига было «социальное прошение». В селе Симеон посещал местную деревянную церковь святого архангела Михаила. В десяти верстах от Меркушино, на берегу реки Туры, Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда.

В житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) отмечается, что «подвижник никогда не оставался праздным». Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Симеон «отличался нестяжанием, и чтобы не получать платы оставлял одежду недошитой и уходил из села, за это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках» [1].

Он проповедовал покорность и ещё при жизни заслужил славу праведного. Симеон в житии изображен как человек, который любит других, не требуя этого же от них, он верен Богу. Каждый свой миг он проводит в молитве или совершает полезные дела для людей. Часто к Симеону обращаются за помощью в исцелении болезней таких, как слепота, паралич и болезни ног.

В повествованиях о Симеоне нередко подчеркивается, что «он не был ни великим правителем, ни пустынником-основателем монастыря, однако его подвиг праведничества и пример жизни сделали его одним из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Простой ремесленник, странник, он показал современникам и потомкам, как можно жить и достигнуть святости в миру, обычному человеку. Блаженная простота, мудрые советы, прижизненные и посмертные чудеса прославили его на весь мир» [1].

Представление об облике Симеона Верхотурского можно получить и из иконы. Вот одно из её описаний: в верхней части иконы на золотом фоне обычно помещено изображение Христа, который благословляет Симеона на духовные подвиги. Сам Симеон изображён в синем кафтане и белой рубахе со свитком духовных наставлений в левой руке. Это мужчина средних лет с короткой темной бородой. Фон иконы, как правило, голубой. За спиной Симеона видны ели, а в отдалении часто написан белый монастырь — он существует и поныне под названием Симеоно-Верхотурский. Иногда изображается и маленький белый Архангело-Михайловский храм села Меркушино, где были обретены мощи праведного Симеона.

Итак, знания о святом праведном Симеоне Верхотурском можно получить, познакомившись с житием этого святого, с иконой Симеона Верхотурского. При изучении же художественного произведения важно понять, насколько автор следует сложившейся традиции.

Художественный образ, по определению литературоведов, представляет собой «разновидность образа вообще, под которым понимают результат освоения сознанием человека окружающей действительности». В. А. Скиба и Л. В. Чернец указывают на отличие художественного образа от фактографического: «Право на вымысел, на отход от первичной реальности дорого для художника: оно дает ему свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности». Особенностью художественного образа является экспрессивность, т. е. выражение «идейно-эмоционального отношения автора к предмету», при этом в распоряжении писателя оказывается весь арсенал литературных приемов [3].

Что же делает автор, чтобы создать художественный образ? Рисует портрет героя, наделяет героя характером, речью; герой совершает поступки, получают характеристику со стороны других персонажей или даёт самохарактеристику и т. д. «Художественный образ — феномен сложный. В нем как в целостности интегрированы индивидуальное и общее, существенное (характерное, типическое), равно как и средства их воплощения» [3,4].

Два основных вопроса стоит перед читателями при характеристике художественного образа: каков этот образ? Какие приемы использует автор при его создании? Опираясь на эти размышления, мы проанализируем произведение Л. В. Кулешовой.

Автор последовательно воспроизводит этапы жизни Симеона Верхотурского. Она подчеркивает, что Симеон познал Бога в детстве, ибо картина мира, которую видит святой, отличается от той, что рождается в восприятии обычного человека.

Свет Бога больше света солнца —

Он знал об этом с малых лет.

Неординарность юноши подчеркнута сопоставлением его с другими детьми: они играют в прятки — он наблюдает за окружающим его и миром и проявляет заботу обо всех и обо всём.

Странничество — следующий жизненный этап Симеона: ради служения Богу он покидает родной дом. Господь приводит Симеона в Верхотурье, «чтоб засветился в людях образ Божий». Своё место он нашел в монастыре, где до сих пор слышен голос Симеона. В нескольких строфах автор рассказывает о том, как трудился Симеон: прежде всего, бескорыстно, жил не для себя, для других, считая, что перед Богом все равны.

От рассказа о труде Симеона автор переходит к портрету героя, подчеркивая единство внутреннего и внешнего облика:

Как это редко с душою случается!

Ты был таким, как задумал Господь...

Л. Кулешова с сочувствием и одновременно с восхищением рассказывает об испытаниях, которые выпадают на долю Симеона. Спасение же праведник искал в молитве:

Ты молился, когда настигала боль,

когда готовился к битве со злом.

Подчеркивая, что противостояние злу будет тяжелым, автор использует гиперболу:

А битва будет тяжела,

И нет числа тем легионам,

Которые из царства зла

Несут душе свои законы.

Путь Симеона — это смирение, любовь к ближнему, прощение обид. Рассказывая об этом, Л. В. Кулешова использует удивительные сочетания слов: глаголы с положительной семантикой (принимал, благодарил, молился) сочетаются с существительными, имеющими негативную окраску: поруганье, обида, враги.

Ты принимал любое поруганье,

Благодарил за соль обидных слов,

И закалял ты сердце в испытаньях,

Чтобы молиться за своих врагов.

Обращает на себя внимание и метафора «закалял сердце»: испытания

превращают Симеона в человека стойкого духом: добром он готов платить как друзьям, так и врагам.

«Слово о Святом Праведном Симеоне Верхотурском» Л. В. Кулешовой — это художественное произведение, в котором удивительным образом сочетаются традиции агиографической литературы и собственные представления автора о святом.

При создании образа Симеона Верхотурского Л. В. Кулешова опирается на житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского), поэтому центральный образ узнаваем: это подвижник, словом и делом укреплявший веру в людях. С другой стороны, поэтесса, создавая художественный образ, опирается на традиции русской литературы, героем которой нередко становится «герой пути», то есть человек, стремящийся к обретению цели и смысла жизни. Однако в отличие от тех, кто стоит перед выбором жизненной дороги, Симеон Верхотурский с юных лет знает о том, к чему он идет, ибо «он шел своей дорогой не наощупь, его вела Спасителя звезда».

Отдельные картины из жизни Симеона Верхотурского благодаря воображению поэтессы становятся особенно наглядными, к примеру, отношения с жителями села Меркушино. Симеон предстает как труженик, для которого благо ближнего становится одной из важных целей.

Л. В. Кулешова использует весь арсенал поэтических средств, чтобы подчеркнуть неординарность Симеона Верхотурского. Лик Симеона светел, как и все его дела. Именно эту мысль, на наш взгляд, поэтесса выделяет особенно четко, а потому слово свет и однокоренные с ним (светлый, просветление, светится и т. д.) обретают в поэме особое значение. В контексте произведения свет — это не просто физическая величина, это искренняя вера, чистота помыслов, ясность души, умиротворение, а Симеон «Перед Богом — великий заступник, Симеон, Как светильник для всех! Не случайно в финале произведения появляются строки, адресованные читателям: « Обращайтесь к святому. Просите: Света — сердцу, Прозренья — глазам».

Поэтесса, размышляя о Симеоне, стремится подчеркнуть его неординарность, поэтому в «Слове» антитеза становится одним из ключевых приемов: святой противопоставлен людям обычным, то есть «детям века, жаждущим славы, богатства и всего, что дарит век».

Жизненные принципы и цели Симеона высоки, он относится к тем, кого Л. В. Кулешова называет «детьми света», ибо «им огня не надо, Они живут в преддверии небес!». Свет, по мысли поэтессы, сопровождает Симеона повсюду: в лесу, в храме... И сам лик Симеона такой, «от которого в сердце светло». Слово «светлый» в контексте поэмы означает чистый, просветленный, возвышенный, ничем не омраченный.

Следуя традиции жития, поэтесса рассказывает о чуде, которое сопровождает смерть святого:

Гроб с его нетленными мощами

Вышел на поверхность, как ладья.

К людям он поднялся не случайно

Вестником святого жития!

В заключительной части «Слова» рассказывается о чудесах исцеления: те, кто обращается к Симеону с молитвой, выздоравливают. Показательна история крестьянина Ксенофонта, который «лежал в параличе», а его родные уповали на колдунов и потусторонние силы. Сам же Ксенофонт попросил Симеона исцелить его, чтобы прийти к его мощам и покаяться перед Богом. И как только Ксенофонт пришёл к мощам Симеона, так и исцелился: Симеон не оставляет людей, которые просят помощи. Как и в предыдущих частях поэмы, вновь возникает мотив света, только теперь речь идет о том, что «просиял мощей Животворящий свет».

Лилия Владимировна Кулешова всем ходом повествования подчеркивает, что Симеон Верхотурский — святой, чей путь бескорыстного служения людям чист и светел.

Литература:

  1. Краткое житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского).
  2. Кулешова Л. В. От свечи до свечи: сб. стихов / Л. В. Кулешова [Текст] -Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2001. — 206 с.
  3. Чернец Л. В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / Под ред. Л. В. Чернец. [Текст] — М.: Высш. пне, Издательский центр «Академия», 1999. — 556 с.
  4. Ягодинцева, Н. А. Акварели любви. О творчестве поэта Лилии Кулешовой [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cheltoday.ru/articles/kultura/akvareli_lyubvi-7976/
  5. Ягодинцева, Н. А. Кулешова Лилия Владимировна. Писатель. 60 лет со дня рождения. Режим доступа: http://resources.chelreglib.ru:6007/el_izdan/kalend2008/kulesch.htm


Задать вопрос