«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Высокая научная новизна Актуальная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.09.2019

Статья просмотрена: 2755 раз

Библиографическое описание:

Барабанщикова, П. А. «Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе) / П. А. Барабанщикова, Е. П. Зубова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1688/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав произведения русской литературы, включающие в себя образ Ангела, начиная с поэзии XIX века, заканчивая современными литературными зарисовками.

 

Каждый из нас время от времени нуждается в поддержке. Кто может стать надёжной опорой в жизни? Конечно, близкие люди: родители, друзья, наставники. А ещё у человека обязательно должны быть опора внутренняя: это наши ценности. Отношение к основополагающим вещам в жизни, представления о нравственности, наши внутренние обязательства перед самими собой. Человеку, который живёт в ладу с собой, проще следовать внутреннему голосу, своей интуиция. А ещё говорят, что ему помогает Ангел-Хранитель — ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны от зла и помощи в добрых делах.

Актуальность исследования: подрастающее поколение в наше время больше интересуется компьютерными играми, иностранными мультфильмами, комиксами-страшилками, чем книгами, в частности, историями, притчами, дающими уроки духовности, нравственности, добра и сострадания. Всё это неминуемо приводит к жестокости и агрессии. Своим исследованием мы хотим обратить внимание на духовный аспект русской литературы, ведь если не забывать вечные ценности, заложенные в прошлом, уважать их в настоящем, то можно проложить себе дорогу в счастливое будущее.

Цель работы — анализ образа ангела в русской литературе, выявление важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков.

Поставленная цель определила задачи исследования:

  1.               Проанализировать произведения русской литературы, посвященные теме исследования.
  2.               Обобщить исследуемый материал с целью выявления роли ангела в духовной жизни человека.
  3.               Изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить навыки научно-исследовательской работы.
  4.               Представить практический опыт исследования — дневник читателя «Те, кто всегда рядом» (на основе анализа произведений русской литературы, где встречается образ ангела)

Объект исследования — образ ангела в русской литературе.

Предмет исследования — проблематика произведений, отражающих роль ангела в духовной жизни человека.

Нами проанализирован образ ангела в произведениях русской литературы XIX–XX веков, а также художественные зарисовки современных авторов.

В поэзии АС. Пушкин, М. Ю. Лермонтова, Ивана Бунина, Анны Ахматовой ангел выступает в роли хранителя, помогающего человеку сбросить оковы тоски и разочарования, духовно возродиться. У Пушкина с помощью антитезы противопоставляются «ангел нежный» и «демон мрачный».

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал:

Не всё я в небе ненавидел,

Не всё я в мире презирал. [6, 399]

Оказывается, даже мятежный дух сомнения не способен все презирать и ненавидеть. Свет и любовь помогают людям поверить в себя. Добро неминуемо побеждает зло.

М. Ю. Лермонтов верил, что в душе каждого из нас горит неугасимый божественный огонь, который помогает облекать в слова райские песни Ангела, совершать поступки, несущие добро, любовь и веру:


По небу полуночи Ангел летел

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой. [5, 95]

В мире людей, где лишь «скучные песни», трудно внимать ангельскому голосу. В этом мире предстоит жить «младой душе», но, может быть, чудесные звуки ангела будут незримой поддержкой человека на его земном пути.

Так и у Ивана Бунина:

«Благослови меньшого брата, —

Сказал Господь. —

Благослови Младенца в тихий час заката

На путь и правды и любви!»

И Ангел светлою улыбкой

Ребенка тихо осенил

И на закат лучисто-зыбкий

Поднялся в блеске нежных крыл. [4, 35]

В стихотворении показана роль ангела, призванного направлять человека «на путь и правды и любви!»

У Анны Ахматовой ангел соединяет влюблённых.

Божий Ангел, зимним утром

Тайно обручивший нас… [2, 152]

После встречи с ангелом меняется внутреннее состояние человека. Может, поэтому нам так хочется смотреть на небо, видеть его простор и красоту.

В рассказе Леонида Андреева «Ангелочек» и в стихотворении Александра Блока «Сусальный ангел» наблюдается диалогическое взаимодействие.

Александр Блок написал свое стихотворение под впечатлением от рассказа Леонида Андреева. В рассказе «Ангелочек» Сашка, гимназист, выгнанный из школы за плохое поведение, обладал непокорной и смелой душой, … он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери…» [1; с. 76].

Встреча с восковым ангелочком повлияла на Сашку. Он становится нежным, добрым. Ангелочек — это красота, любовь, которой так не хватало в жизни мальчика. Возможно, кратковременный миг счастья может изменить дальнейшую судьбу человека, повлиять на его жизнь.

Александр Блок в первом четверостишье использует оксюморон:

Сусальный ангел смотрит в щелку

Закрытых наглухо дверей. [3, 218]

Автор этим средством выразительности наделяет сверхъестественными возможностями ангелочка: он может видеть сквозь глухо закрытые двери. Поэт призывает людей к духовности, к приоритету нравственных ценностей перед ценностями материальными.

В рассказе Л. Андреева «Ангелочек» и в стихотворении А. Блока «Сусальный ангел» присутствует тема Рождества, объектом является прекрасная фигурка ангела, которая уничтожается огнем. Ничего не остаётся от прекрасного ангела! Однако при всей светлой грусти в обоих произведениях присутствует надежда: ангел помогает людям, оберегает их жизнь, любовь.

В советский период литература также обращала внимание на человека, на его нравственную природу. Только советский писатель Виктор Петрович Астафьев в повести «Ангел-хранитель» в образе ангела изображает не небесное существо, а вполне земное. Ангелом-хранителем в повести является щенок по кличке Шарик, которого из города принесла бабушка главного героя. Она пожалела щенка во время того, когда в доме не было еды. Этот щенок принес в дом доброту, счастье. Будто Бог его послал, чтобы посмотреть, что сделают люди: пожалеют или останутся безучастны к беспомощному созданию. Герои пожалели щенка, поделились скудной пищей, и он словно спас семью. Дела наладились, все выжили, пережили голодную зиму вместе с Шариком. Добро по отношению к щенку породило добро. Это качество сделало и бабушку ангелом — хранителем для всей семьи.

В современной литературе ангелы не просто помогают найти свой путь в жизни, раскрыть лучшие черты характера, часто они спасают жизнь.

В сети Интернет нам встретилась история, которая послужила началом для выбора темы данного исследования. Это художественная зарисовка «Кот и Ангел», которая была написана Людмилой Сосниной в марте 2016 года, а позже данная история получила продолжение в стихотворном переложении Екатерины Забурдяевой.

Оба автора уверены, что Доброта и Любовь помогут человеку справиться со всеми трудностями. Читая история про Кота и Ангела, начинаешь верить в умение Ангела сделать даже равнодушного героя добрым и заботливым:

- Я просто Ангел безымянный,

Когда беда, я постоянно

Являюсь людям, чтоб помочь, -

Печали, беды превозмочь.

Вдруг усмехнулся рыжий Кот:

— Ты спрашивал, (был интерес),

Зачем высоко я залез?

Выходит, ждал тебя как будто,

Подозревая встречу смутно.

И тут задумчиво прибавил,

Чай в кружке сливками разбавив:

— Давай носки тебе свяжу,

Бредёшь босым, как погляжу. [7]

Притча «Ангел на плече» (автор: Инна Кучерова) рассказывает о том, как человек, потерявший желание жить, раскаивается и, пока несёт Ангела в храм, переосмысливает свою жизнь. Так незримые помощники спасают людей от жизненных ошибок:

Он сказал: «Мой добрый Ангел,

Ты меня прости»…

Много лет горят при Храмах

Миллионы свеч,

И следит за всем упрямо

Ангел с чьих-то плеч … [8]

Проводя исследование, мы поняли, что Ангел — это не только защитник, тот, кто помогает, оберегает. Ангел позволяет человеку понять себя, найти смысл жизни, раскрыть свой талант, чтобы самому нести Добро, Любовь, Свет другим людям. Ангел часто спасает человеку жизнь. А самое главное — мы, люди, можем становиться ангелами-хранителями для своих близких, нести добро, проявлять милосердие.

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

  1.     Произведения об Ангелах — это поучительные истории с обязательным нравственным уроком.
  2.     Авторы, размышляя о зле, равнодушии, сложностях жизни, используют образ Ангела, который направляет человека «на путь и правды и любви!», спасает ему жизнь, связывает мир земной и небесный.
  3.     Слушая истории об Ангелах, мы познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, получаем знания о мире, учимся жить.

Проведенная работа даёт важный ответ на вопрос: может ли вот такой, казалось бы, совсем простой ангелочек сделать в человеке столь сильное потрясение, разбудить душу? Конечно, да!

 

Литература:

 

1.                 Андреев, Л. Н. Кусака: повесть, рассказы/ Леонид Николаевич Андреев. — М.: Эксмо, 2012. — 192 с.

2.                 Ахматова, А. А. Избранное / Анна Андреевна Ахматова. — Смоленск.: Русич, 2003. — 640 с.

3.                 Блок, А. Лирика/ Александр Блок. — М.: Детская литература, 2012. — 303 с.

4.                 Бунин, И.А. Стихотворения. Повести. Рассказы/ Иван Алексеевич Бунин. — М.: Дрофа, 2012. — 430 с.

5.                 Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений: в 2 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. И. С. Чистякова]. — М.: Правда, 1998. — 2 т.

6.                 Пушкин, А. С. Собрание сочинений: в 3 т. / Александр Сергеевич Пушкин. –М.: Художественная литература, 1985. — 3 т.

7.                 Забурдяева, Е. Кот и Ангел/Е. Забурдяева//Стихи.ру [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.stihi.ru/2016/11/22/3698 (Дата обращения 29.01.2019).

8.                 Кучерова, И. Мужик и Ангел/И.Кучерова// Стихи.ру [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.stihi.ru/2016/02/05/7556 (Дата обращения 29.01.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): русская литература, образ Ангела, Ангел, добро, жизнь, любовь, духовная жизнь человека, Лермонтов, Пушкин, анализ образа ангела.


Похожие статьи

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей

В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...

Образ Америки через призму восприятия жизни Лолиты

Статья посвящена краткому обзору работы Владимира Владимировича Набокова «Лолита». В данной статье предпринята попытка раскрыть образ Лолиты глазами современника. Политические отношения России и Америки на данный момент нельзя назвать дружескими, свя...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманиз...

Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, ...

Мастерство применения слова в творчестве Абдуллы Арипова

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что опира...

Похожие статьи

Формирование приоритетных общечеловеческих ценностей у студентов в контексте решения проблемы современного прочтения классики

В данной статье автор затрагивает проблему катастрофического падения интереса к литературе в XXI веке. Приводятся несколько примеров в системе уроков по русской классике при изучении творчества А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей

В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...

Образ Америки через призму восприятия жизни Лолиты

Статья посвящена краткому обзору работы Владимира Владимировича Набокова «Лолита». В данной статье предпринята попытка раскрыть образ Лолиты глазами современника. Политические отношения России и Америки на данный момент нельзя назвать дружескими, свя...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста

В данной статье речь идет о проблемах понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста. Основной акцент делается на непонимании современными детьми устаревших слов, используемых в произведениях детской художественной литературы. Привод...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии поэтов Сумгаита

В статье дается анализ стихотворений посвященных теме Великой Отечественной войны созданных поэтами Сумгаитской литературной среды. Здесь на научно-теоретическом уровне раскрываются особенности идеи и содержания стихотворений, отражающих идеи гуманиз...

Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, ...

Мастерство применения слова в творчестве Абдуллы Арипова

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что опира...

Задать вопрос