С древнейших времён люди отправлялись в путешествия. Цели их были различны: от познания мира и открытия новых земель, до торговли и других политических, религиозных миссий. Несмотря на различие целей, математика всегда сопровождала путешествия. Она использовалась для расчета провианта исходя из ежедневно преодолеваемого и общего расстояния. Также всегда планировались средства на оплату проводникам, за ночлег, столование и другие туристические услуги.
В наши дни туристы путешествуют по путевкам, пешком, на различных видах транспорта самостоятельно. Наша семья все чаще выбирается в путешествие на собственном автомобиле.
Любое путешествие начинается с его планирования. Задачи планирования путешествия:
− Определить перечень стран и длительности пребывания в них.
− Спроектировать оптимальный маршрут путешествия. Для реализации этого пункта возможно использование задачи коммивояжера [1, стр. 16].
− Разработать перечень достопримечательностей, рекомендуемых к посещению.
− Составить бюджет путешествия. Сюда относятся все расходы на проживание, питание, топливо, посещение достопримечательностей, страховку, визы, покупку сувениров и прочие расходы. [7, стр. 54].
Анализ результатов путешествия проводится зачастую по тем же пунктам, по которым осуществлялось планирование [5, стр.68]:
− сравнение фактического перечня стран и длительности пребывания с запланированными показателями;
− исследование соответствия запланированных маршрутов с фактическими;
− изучение процента посещения достопримечательностей;
− соответствие расходов по поездке бюджету.
Помимо этого, по результатам путешествия появляется возможность анализа дополнительных показателей, недоступных для предварительного планирования, например, анализ пройденных шагов и расстояний пешком, вариации цен на бензин и газ и другие показатели [7, стр. 212].
При статистическом анализе могут использоваться показатели:
− Мода. Иллюстрирует самый часто встречаемый показатель какого-либо признака. Например, стоимость бензина или газа в поездке, которая встречается чаще других [3, стр 58].
− Медиана. Если упорядочить все цены на бензин, которые нам встречались на всем маршруте от минимального к максимальному (или наоборот), то в середине ряда будет значение медианы [6, стр. 74].
− Среднее арифметическое значение определяется сложением всех значений, которое затем делится на количество значений [3, стр. 62].
Все эти данные показывают наиболее типичное значение показателя. Другая группа показателей может проиллюстрировать нам, насколько разнообразными могут быть результаты:
− Размах. Является разностью между самой большой и самой маленькой ценой [6, стр. 101].
− Отклонение. Разность между выбранным конкретным показателем и его средним значением называется отклонением.
При путешествии на собственном автомобиле важно осознавать, что могут возникнуть дополнительные статьи бюджета, связанные с таким видом путешествия. Разберем их подробнее:
- Страховка. Для путешествия по Европе, обязательно должна присутствовать страховка, или Creen card (Зеленая карта). Ее необходимо приобрести заранее на срок поездки. При ее покупке нужно ознакомиться со списком стран, в которых она действует.
- Виньетка. Во многих странах СНГ и Европы необходимо на въезде или ближайшей заправочной станции приобретать виньетки, которые являются налогом на пользование дорог в стране. Она действует исключительно на тех дорогах, которые обозначены соответствующим знаком. Стоимость зависит от срока и страны пребывания.
- Прачечная. В длительных автомобильных путешествиях может возникнуть необходимость в стирке вещей. Для решения данного вопроса можно воспользоваться прачечными. Другим вариантом является остановка в апартаментах — квартирах, которые сдаются посуточно для путешественников. Нужно лишь добавить в поисковик варианты со стиральной машиной. Так как стоимость апартаментов сопоставима с остановкой в отеле, то на бюджете путешествия это не отразится.
- Возможность остановиться в палатке. При путешествии на автомобиле можно взять с собой палатку и другое снаряжение. Это позволит провести время на природе, устроиться в одном из многочисленных кемпингов Европы и существенно сэкономить на проживании, так как одна ночь в кемпинге для человека стоит около 7–10 евро.
- Необходимость ТО, поломки. При длительных поездках может понадобиться оперативная техническая помощь при поломке автомобиля или плановое обслуживание. Стоимость возможного или планового ремонта также необходимо включить в бюджет.
- Знать правила дорожного движения и штрафы. В каждой стране свои скоростные ограничения и своя система штрафов. Для минимизации расходов по данной статье необходимо изучить правила всех стран, планируемых к посещению.
- Стоянки. Путешествие на автомобиле, особенно в центре столиц, подразумевает оплату временных или ночных стоянок. Эта статья расходов может быть весьма значительной, если размещаться в центре города. При выборе стоянки следует учитывать габариты (высоту) машины, наличие на ней газобалонного оборудования и удаленность от места размещения.
- Платные дороги — статья расходов, которой можно избежать в путешествии по Европе, однако это может существенно снизить (до 40 %) скорость передвижения.
- Прохождение таможни. На размер бюджета поездки не влияет, однако может существенно задержать (до 8–10 часов) в пути.
Произведя учет дополнительных статей расхода и включив их в бюджет путешествия, можно смело отправляться навстречу приключениям.
В нашем путешествии, начальной точкой стал Санкт-Петербург, конечная точка маршрута оказалась в Краснодаре. В наши планы входило посещение Восточной Европы и Кавказских стран. Даты планируемого путешествия: 25 июня- 02 августа. Итого 39 дней. В таблице 1 представлены страны и длительность пребывания в них, которые мы запланировали.
Таблица 1
Даты пребывания в странах поездки
№ |
Страна |
Города |
Даты пребывания |
Количество дней |
1 |
Эстония |
Нарва, Таллин, Тарту |
25.06–26.06 |
2 |
2 |
Латвия |
Цесис, Рига, Лиепая |
27.06–28.06 |
2 |
3 |
Литва |
Паланга, Клайпеда, Каунас, Вильнюс |
29.06–01.07 |
3 |
4 |
Польша |
Краков, Закопане |
02.07–04.07 |
3 |
5 |
Словакия |
Братислава |
05.07 |
1 |
6 |
Венгрия |
Шопрон, Будапешт |
06.07–07.07 |
2 |
7 |
Румыния |
Брашов, Бухарест |
08.07 |
1 |
8 |
Молдова |
Кишинев |
09.07 |
1 |
9 |
Сербия |
Белград |
10.07–11.07 |
2 |
10 |
Босния и Герцеговина |
Сараево, Мостар |
12.07–13.07 |
2 |
11 |
Черногория |
Жабляк, Подгорица |
14.07–15.07 |
2 |
12 |
Албания |
Тирана |
16.07 |
1 |
13 |
Македония |
Скопье |
17.07–18.07 |
2 |
14 |
Греция |
Салоники |
19.07–20.07 |
2 |
15 |
Болгария |
Банско, Пловдив |
21.07–23.07 |
3 |
16 |
Турция |
Стамбул, Афьон, Сагалассос, Анкара, Гёреме, Эрзинджан |
24.07–30.07 |
7 |
17 |
Грузия |
Ахалцихе, Тбилиси |
31.07–02.08 |
3 |
Также нами был рассчитан примерный километраж пробега автомобиля. Это необходимо было сделать, так как машина должна каждые 10 тысяч километров проходить технический осмотр и менять масло.
Технический осмотр мы делали в Санкт-Петербурге 24 июня.
2. Для составления оптимального маршрута поездки были использованы ключевые города, в которых мы планировали останавливаться на ночь и расстояния между ними. Запланированные переезды в каждой стране отражены в таблице 2.
Таблица 2
Длительность маршрута по странам
№ |
Страна |
Расстояние, км |
Расстояние в день, км |
1 |
Эстония |
675 |
337,5 |
2 |
Латвия |
543 |
271,5 |
3 |
Литва |
447 |
149 |
4 |
Польша |
812 |
270,67 |
5 |
Словакия |
329 |
329 |
6 |
Венгрия |
602 |
301 |
7 |
Румыния |
1382 |
1382 |
8 |
Молдова |
71 |
71 |
9 |
Сербия |
456 |
228 |
10 |
Босния и Герцеговина |
438 |
219 |
11 |
Черногория |
297 |
148,5 |
12 |
Албания |
274 |
274 |
13 |
Македония |
311 |
155,5 |
14 |
Греция |
168 |
84 |
15 |
Болгария |
427 |
142,33 |
16 |
Турция |
2592 |
370,29 |
17 |
Грузия |
389 |
129,67 |
Итого |
10213 |
261,87 |
Таким образом, длина планируемого маршрута составила 10213 км, но папа сказал прибавить к этому маршруту еще 10 % на пропущенные развязки, посещение достопримечательностей, объезд города и другие незапланированные потери. Следовательно, планируемый маршрут должен был составить 11234,3 км. Технический осмотр был запланирован во Владикавказе 03 августа.
Несмотря на то, что в среднем мы должны были проезжать ежедневно чуть более 261 км, что является очень комфортным расстоянием, если смотреть разбиение по странам, то в нашей поездке были запланированы длинные переезды без остановок: Вильнюс — Краков 762 км; Будапешт — Брашов 701 км; Бухарест — Белград 603 км; Каппадокия — Ахелцихе 1035 км.
3. При определении перечня достопримечательностей мы пользовались данными из сети Интернет, а также специализированными программами: TripAdvisor и MapsMe. Для определения очередности посещения достопримечательностей в каждом городе мы решали задачу коммивояжера.
Например, в Будапеште мы запланировали посмотреть следующие достопримечательности: Здание венгерского парламента, Цепной мост Сечени, Рыбацкий бастион, Площадь героев, замок Вайдахуняд.
- Расстояния между достопримечательностями внесем в таблицу:
Место |
Парламент |
Мост |
Бастион |
Площадь |
Замок |
Парламент |
М |
1,5 |
2,2 |
3,1 |
3,6 |
Мост |
1,5 |
М |
0,8 |
4,1 |
4,4 |
Бастион |
2,2 |
0,8 |
М |
4,7 |
5,1 |
Площадь |
3,1 |
4,1 |
4,7 |
М |
0,4 |
Замок |
3,6 |
4,4 |
5,1 |
0,4 |
М |
В нашем примере 5 достопримечательностей и указано расстояние от каждой из них к 4-м другим. Расстояние от достопримечательности к этой же достопримечательности обозначено буквой M.
2. Нахождение минимума по строкам. Находим минимальное значение в каждой строке (di) и выписываем его в отдельный столбец:
Место |
Парламент |
Мост |
Бастион |
Площадь |
Замок |
di |
Парламент |
М |
1,5 |
2,2 |
3,1 |
3,6 |
1,5 |
Мост |
1,5 |
М |
0,8 |
4,1 |
4,4 |
0,8 |
Бастион |
2,2 |
0,8 |
М |
4,7 |
5,1 |
0,8 |
Площадь |
3,1 |
4,1 |
4,7 |
М |
0,4 |
0,4 |
Замок |
3,6 |
4,4 |
5,1 |
0,4 |
М |
0,4 |
3. Производим редукцию строк — из каждого элемента в строке вычитаем значение найденного минимума (di) и находим минимальные значения в каждом столбце (dj). Отражаем в отдельной строке.
Место |
Парламент |
Мост |
Бастион |
Площадь |
Замок |
di |
Парламент |
М |
0 |
0,7 |
1,6 |
2,1 |
1,5 |
Мост |
0,7 |
М |
0 |
3,3 |
3,6 |
0,8 |
Бастион |
1,4 |
0 |
М |
3,9 |
4,3 |
0,8 |
Площадь |
2,7 |
3,7 |
4,3 |
М |
0 |
0,4 |
Замок |
3,2 |
4,0 |
4,7 |
0 |
М |
0,4 |
dj |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. Производим редукцию столбцов так же, как мы делали со строчками:
Место |
Парламент |
Мост |
Бастион |
Площадь |
Замок |
di |
Парламент |
М |
0 |
0,7 |
1,6 |
2,1 |
1,5 |
Мост |
0 |
М |
0 |
3,3 |
3,6 |
0,8 |
Бастион |
0,7 |
0 |
М |
3,9 |
4,3 |
0,8 |
Площадь |
2,0 |
3,7 |
4,3 |
М |
0 |
0,4 |
Замок |
2,5 |
4,0 |
4,7 |
0 |
М |
0,4 |
dj |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. Для каждой нулевой клетки получившейся преобразованной матрицы находим «оценку». Ею будет сумма минимального элемента по строке и минимального элемента по столбцу, в которых размещена данная нулевая клетка. Полученную оценку записываем рядом с нулем, в скобках.
Место |
Парламент |
Мост |
Бастион |
Площадь |
Замок |
di |
Парламент |
М |
0 (0,7) |
0,7 |
1,6 |
2,1 |
1,5 |
Мост |
0 (0,7) |
М |
0 (0,7) |
3,3 |
3,6 |
0,8 |
Бастион |
0,7 |
0 (0,7) |
М |
3,9 |
4,3 |
0,8 |
Площадь |
2,0 |
3,7 |
4,3 |
М |
0 (4,1) |
0,4 |
Замок |
2,5 |
4,0 |
4,7 |
0 (4,1) |
М |
0,4 |
dj |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. Выбираем нулевую клетку с наибольшей оценкой. Мы нашли один из отрезков пути. Если мы не нашли все отрезки пути, то возвращаемся ко 2 пункту. Если все отрезки найдены — переходим к заключительному пункту.
7. Вычисление итоговой длины пути и построение маршрута. Найдя все отрезки пути, остается рассчитать длину пути. В нашем примере маршрут получился следующий: Замок → Площадь → Парламент → Мост → Бастион. Общая длина пути: L = 5,8 км.
Также нами был рассмотрен еще один способ для выбора маршрута — географический. В нашем случае, карта и маршрут выглядят следующим образом:
Рис. 1. Географический способ оптимизации маршрута
Он заключается в том, что необходимо нанести все точки на карту и определить последовательность движения.
Таким образом, решая задачу просмотра достопримечательностей, мы по 2 способам получили один и тот же результат — 5,8 км. До замка Вайдахуняд от отеля и от Рыбацкого бастиона к отелю мы добирались на метро.
4. Планирование бюджета производилось родителями и звучало так: 30 евро на каждый день поездки на 1 человека.
По результатам первой недели поездки было принято решение не посещать Румынию и Молдову. В Боснии и Герцеговине мы не поехали в город Мостар. После посещения Черногории было принято решение ехать не через Албанию, а через Косово, а также после Македонии не заезжать в Грецию. Таким образом, длина маршрута изменилась, данные в таблице 3. Для удобства отражения данных мы плановые данные по каждой стране увеличили на 10 %.
Таблица 3
Плановая и фактическая длина маршрута по странам, км.
№ |
Страна |
План |
Факт |
Абс. Откл. |
Относ. Откл. |
1 |
Эстония |
742,5 |
744 |
+1,5 |
100,20 |
2 |
Латвия |
597,3 |
593 |
-4,3 |
99,28 |
3 |
Литва |
491,7 |
478 |
-13,7 |
97,21 |
4 |
Польша |
893,2 |
848 |
-45,2 |
94,94 |
5 |
Словакия |
361,9 |
364 |
+2,1 |
100,58 |
6 |
Венгрия |
662,2 |
693 |
+30,8 |
104,65 |
7 |
Румыния |
1520,2 |
0 |
-1520 |
0,00 |
8 |
Молдова |
78,1 |
0 |
-78,1 |
0,00 |
9 |
Сербия |
501,6 |
364 |
-137,6 |
72,57 |
10 |
Босния и Герцеговина |
481,8 |
368 |
-113,8 |
76,38 |
11 |
Косово |
0 |
245 |
+245 |
- |
12 |
Черногория |
326,7 |
268 |
-58,7 |
82,03 |
13 |
Албания |
301,4 |
0 |
-301,4 |
0,00 |
14 |
Македония |
342,1 |
184 |
-158,1 |
53,79 |
15 |
Греция |
184,8 |
0 |
-184,8 |
0,00 |
16 |
Болгария |
469,7 |
483 |
+13,3 |
102,83 |
17 |
Турция |
2851,2 |
2962 |
+110,8 |
103,89 |
18 |
Грузия |
427,9 |
428 |
+0,1 |
100,02 |
Итого |
11234,3 |
9022 |
-2212 |
80,31 |
Исходя из того, что путешествие должно приносить радость и удовлетворение, мы на месте пересматривали перечень достопримечательностей в той или иной стране или городе, а также сам перечень стран. Румынию и Молдову было принято решение не проезжать, так как для этих двух стран, нужно было сделать значительный крюк, а у родителей появились дела в Стамбуле. Фактически, наше путешествие сократилось на 2 212 км, что меньше запланированного почти на 20 %.
По странам, в которых маршрут практически не изменился (Грузия, Турция, Болгария, Эстония, Латвия, Литва и др.) фактические показатели отличались от плановых в пределах 4 %.
В рамках анализа статистических показателей нами отслеживались цены на газ. В некоторых странах стабильная цена (Польша, Эстония, Латвия и др.), в некоторых очень большие различия. Проезжая по Эстонии и Турции мы фиксировали все увиденные значения цен на газ.
Зафиксированные значения для Эстонии выглядели следующим образом:
0,55; 0,55; 0,57; 0,55; 0,58; 0,56; 0,55; 0,57; 0,55; 0,58; 0,56; 0,59; 0,56; 0,57; 0,56; 0,56 %; 0,59; 0,57; 0,58; 0,56; 0,56 евро.
Эти данные фиксировались от границы России с Эстонией сначала в направлении города Таллин, затем в направлении города Тарту и далее на юг в сторону границы с Латвией. Применяя описательные статистические показатели, можно определить:
− моду. Наиболее часто встречающееся значение цены газа в Эстонии — 0,56 евро за литр.
− медиану. Расположив цены на газ в порядке возрастания и выбрав срединное значение, получаем значение медианты в размере 0,56 евро за литр, что совпадает со значением моды.
− среднее арифметическое. Для этого сложим все значения и поделим на их количество. Получаем 0,565238. Округляя до сотых, получим значение 0,57 евро за литр газа.
− размах. От самой большой цены за газ отнимем самую маленькую: 0,59–0,55 = 0,04 евро.
Следовательно, цены на газ в Эстонии колеблются незначительно, в пределах 4 евроцентов. При заправке 80 литров газа разница возрастает до 3,2 евро, что соответствует примерно 230 рублей (из расчета курса 1 евро = 72 рублям) на полную заправку машины.
В Эстонии мы заправлялись 2 раза. Первый раз по цене 0,55 евро, второй раз по цене 0,56 евро. Так как различия в газе для водителя не существенны, то разумнее выбирать минимальную цену. Исходя из того, что на Севере страны цены на газ немного ниже, чем при движении на юг, то в первом случае нам удалось заправиться немного дешевле.
Рассмотрим колебания цен на газ в Турции. Расчет в данной стране производятся в лирах.
2,99; 2,99; 3,01; 2,99; 3,18; 2,99; 2,99; 2,99; 2,99; 3,44; 3,49; 2,99; 3,19; 2,99; 3,75; 3,77; 3,18; 3,49; 3,22; 3,45; 3,69; 3,19; 3,22; 3,75; 3,69; 3,44; 3,75; 3,29; 3,29; 3,69; 3,75; 3,29; 3,49. Определим основные статистические показатели цен на газ:
− мода составляет 2,99 лир за литр газа (встречается 9 раз из 33)
− значение медианы 3,29 лир
− средняя арифметическая 3,321515 лир
− разброс 3,77–2,99 = 0,78 лир
При заправке 80 литров газа разница возрастает до 62,4 лиры, что соответствует примерно 686,4 рубля (из расчета курса 1 лира = 11 рублей) на полную заправку машины, что почти в 3 раза больше, чем разница по Эстонии. Поэтому в данной стране стоит заправлять машину немного заранее, когда топливо еще не на исходе.
Рассмотрим особенности автомобильного путешествия, какие из них нам удалось предусмотреть в полной мере, а к каким мы оказались не совсем подготовлены:
- Страховка. Покупалась заранее на 2 месяца для стран СНГ и Европы за 8970 рублей. Дополнительно была приобретена страховка для Косово.
- Виньетка. Так как во всех странах виньетка приобреталась на автозаправке, то для нас было открытием, что для Болгарии ее нужно было покупать на границе. Когда нас остановил патруль и потребовал оплатить штраф, пришлось быстро изучать местные законы. Во-первых, дорога, обозначенная специальным знаком, еще не началась, а во-вторых, патрульные не принимали наличных денег. Нам пришлось развернуться к границе и купить виньетку.
- Прачечная. Раз в неделю мы на 1–2 дня останавливались в апартаментах.
- Возможность остановиться в палатке мы использовали лишь 2 раза: в Венгрии и Сербии и только в пределах кемпингов.
- Необходимость ТО обслуживания поломки. Из-за сокращения маршрута ТО производилось на территории России. На случай поломки была зарезервирована сумма в 500 евро.
- Знать правила дорожного движения и штрафы. За время путешествия не пришло ни одного штрафа за нарушение ПДД.
- Стоянки. Ввиду наличия автобокса на машине, мы не могли парковаться в большинстве подземных паркингов. Поэтому выбирали отели с открытыми парковочными площадками. До достопримечательностей мы добирались на общественном транспорте или такси.
- Платные дороги нами не использовались.
Таким образом, дополнительные расходы от путешествия на машине 664 евро, что составило около 17 % нашего бюджета. Это значительная его часть, следовательно, нельзя упускать эти особенности при планировании и реализации путешествия.
Следует отметить, что планирование путешествия на автомобиле, в том числе с помощью математических методов и задач может помочь правильно спрогнозировать затраты финансовых средств на поездку и рассчитать ее время, рассчитать оптимальные маршруты между городами и достопримечательностями, принять решение о выборе отеля или заправки для автомобиля на основе статистических показателей.
Литература:
- Аттетков, А. В. Методы оптимизации: Учебное пособие / А. В. Аттетков, В. С. Зарубин, А. Н. Канатников. — М.: Риор, 2016. — 48 c.
- Гатаулина, С. Ю. Туризм как объект научного исследования / В сборнике: Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2019. С. 37–39.
- Гореева, Н. М. Статистика в схемах и таблицах /. — Москва: Эксмо, 2017. — 414 с.
- Горелик, В. А. Исследование операций и методы оптимизации: Учебник / В. А. Горелик. — М.: Academia, 2018. — 384 c
- Морозова, Т.Г., Пикулькина А. В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пособие для вузов. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003.318 с.
- Статистика: учебно–практическое пособие / [М. Г. Назаров и др.]. — Москва: КноРус, 2018. — 479 с.
- Черевичко Т. В. Экономика туризма. М., 2019–374с.
- Ширяев, В. И. Исследование операций и численные методы оптимизации / В. И. Ширяев. — М.: Ленанд, 2017. — 224 c.