Судьба семьи Гуж в судьбе немецкого народа - от периода переселения из Германии в Россию до наших дней
Замоломская Виктория Евгеньевна, учащаяся 9 класса
Научный руководитель: Вишнякова Наталья Николаевна
КГБОУ «Краевой педагогический лицей – интернат»,
Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов
(Алтайский край, г. Барнаул)
Введение
Актуальность.
На территории Алтайского края проживает большая этническая группа - русские немцы. По переписи населения 2007 года выяснилось, что численность немецкого населения составляет почти 80 тыс. жителей и в числе этих жителей есть те, которые проповедуют историческую ценность своего народа, и вовлекают нас, молодых, в изучении своих корней.
Объект исследования: эмиграция немцев из Германии в Россию и их миграция на территории России.
Предмет исследования: пути переселения немецкой семьи Гуж из Германии в Россию, из Поволжья на Алтай, а также миграция в Славгородском районе.
Цель: выявить и проанализировать пути переселения семьи Гуж из Германии в Россию, из Поволжья на Алтай через изучение их конфессий на основе общей истории переселения немцев из Германии в Россию и создать общую картину судьбы семьи Гуж.
Задачи:
Научные:
- Изучить историю Германии периода 18 века и выявить основные причины выезда из Германии немецких крестьян и ремесленников.
- Изучить манифесты Екатерины II и выявить привилегии, послужившие поводом для переселения немцев.
- Изучить исторические статьи жизни русских немцев в 1941- 1945гг., 1947-2011гг. в России.
Практические:
- Провести интервью с членами семьи Гуж.
- Составить пути переселения на географических картах.
- Подобрать соответствующие документы и фотографии из семейного архива.
Исследовательские:
- Посмотреть пути переселения немцев из Германии в Поволжье с периода правления Екатерины II и пути переселения на Алтай.
- Исследовать пути переселения семьи Гуж из Германии в Поволжье.
- Исследовать пути переселения (миграции) семьи Гуж на Алтай.
- Исследовать пути переселения (миграции) семьи Гуж на Алтае в Славгородском районе.
Исследование проводилось через изучение, наблюдение, сравнение, анализ и обобщение.
Описание работы:
Исследовательская работа состоит из двух частей: введение, основная часть, приложение 1.
Основная часть
Какое горе и печаль-
Германию должен я покинуть:
И теперь как колонист
Обрекать себя на муки,
Досаду многих огорчений
И на суше и на воде,
Потому столь раздражен я
В положении новом для себя.
Бернард Людвиг фон Платен
Свое исследование я начала с анализа эпиграфа - отрывка крупного произведения периода переселения в Россию - поэмы Бернарда Людвига фон Платена (1733-1774г.), описавшего свое переселение в Россию, начавшееся в 1766 году от города Любека. Читая эти строки, я чувствую трагедию немецкого человека. Расставание с Родиной обожгло его сердце мучительной болью и страхом перед неизвестным в чужой далекой России. Слово колонист, в значении – житель поселения, состоящего из выходцев другой страны (из словаря И.С.Ожегова) заставило меня задуматься над тем, что побудило коренного немца покинуть свою Родину и обречь себя на душевные и физические муки.
Чтобы понять, в чем причина такой суровой перемены в жизни этого человека, я вместе со своим руководителем Вишняковой Н.Н., учителем истории и обществознания, обратилась к истории европейских государств, в том числе и Германии периода 18 века. Мы выяснили, что семилетняя феодальная (1756-1763) и англо - французская (1755-1762) войны принесли народам Европы, и в частности Германии, неисчислимые беды, связанные с экономическим, социальным и политическим положением и выяснила основные причины крестьян, ремесленников и выходцев из других социальных слоев покинуть свою Родину и переселиться в Россию:
- Политический гнет как чужеземных властей, так и собственных правительств и князей. Раздробленность страны;
- Воинская повинность;
- Экономическая нужда (неурожай, нехватка земли, тяготы налогов);
- Строгое и часто несправедливое управление;
- Нововведения в церковной сфере.
Изучив тексты манифестов Екатерины II, вступившей на российский престол в 1762 годы я выяснила, что экономическое развитие районов Центральной части России во второй половине XVIII века не позволяли в достаточной мере удовлетворять растущие потребности страны в продуктах сельского хозяйства. Для освоения полупустующих земель Поволжья, а позднее и юга России необходимо было земледельческое население. Поэтому в год своего вступления на престол Екатерина II обратилась к привлечению иностранцев, которые были бы свободны от крепостного права, имели бы большие возможности для быстрого развития своего хозяйства и должны были бы впоследствии дать доход государству.
Однако ее первый манифест от 4 декабря 1762 года остался без последствий потому, что он не гарантировал переселенцам надежного будущего.
22 июля 1763 года Екатерина II издала второй более подробный манифест, где были описаны привилегии для эмигрантов. Предлагаю список этих привилегий:
- Свободные личные и деловые возможности в единой стране;
- Освобождение от воинской повинности «на вечные времена»;
- Предложение земли, почти безграничные возможности при покупке земли, освобождение от налогов;
- Относительное самоуправление, делопроизводство на разном уровне;
- Полная свобода вероисповедания без права пропаганды своей веры.
Эти привилегии показались немецким людям розовой жизнью. Переселение в Россию приняло большой размах. С 1764 по 1773 годы в Поволжье переселилось более 27000 человек из Гессена, Вюртемберга, Эльзаса, Саксонии и других земель.[3, c.8]
Ближайшей властью, ведавшей делами колонистов после водворения их в Поволжье стала Саратовская контора опекунства иностранных дел, созданная в 1765 году. Контора с самого начала состояла из прибалтийских немцев, которые косо смотрели на привилегии колонистов и относились к ним как помещики к своим крестьянам.[2, c.45]
В 1768 году Саратовской конторой опекунства была составлена «временная юрисдикция», которая в 1769 году была утверждена Канцелярией опекунства иностранных дел. Эта инструкция преследовала две основные цели:
- Пресечь волнение среди колонистов, вызванных жестоким режимом частных вербовщиков;
- «Дисциплинировать беспокойные элементы колонистов, приучить их к земледельческому труду», чтобы они исправно рассчитывались с наземными долгами.
А долг был огромнейшим, так как переезд колонистов и их обзаведение хозяйством обошлось государству в сумму более 5 миллионов рублей серебром. [3, c.18] Переселившиеся немцы поняли, что розовая жизнь, им обещанная, имела совсем другой оттенок, не тот, который они представляли в Германии.
В это тяжелое время и переселяется семья Гуж из Германии в Поволжье, в Саратовскую область. К сожалению, сведений о них не сохранилось. Известно лишь, что они лютеране по своей конфессии.
Обращаясь вновь к истории образования и развития немецких колоний, вместе с учителем выяснили следующее: первыми стали заселятся на территорию России, больше на юг, меннониты. Меннониты - это люди самостоятельного религиозного течения, сложившегося в 16 веке внутри протестантизма. Если меннониты, эмигрировали в Россию в конце XVIII века, спасая имущество и свою религиозную общину, то католиков гнали с родины нужда и желание обеспечить свой семейный быт. [1, c.36] Из этого я могу предположить, что предки семьи Гуж относились к немецкой бедноте, разоренной наполеоновскими войнами. Лютеране - это люди религиозного течения, возникшего в 16 веке, связанного с именем Мартина Лютера. Они исповедовали благочестивую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, для того, чтобы прийти вновь для суда над живыми и мертвыми, т.е. лютеране были представителями Евангелистского христианства. Они признавали два таинства: крещение (становление христианами с младенческого возраста уже на третий день после рождения) и причастия (укрепление в вере). И лютеранские братские общины немцев были сосредоточены в Вюртемберге. Из этого я могу вновь предположить, что предки семьи Гуж были из земли Вюртемберг, и мне бы хотелось, чтобы это предположение было верным.
Из пособия по истории переселения немцев в Россию я узнала, что меннониты пользовались большими привилегиями: они получали по 65 десятин лучшей земли, а лютеране и католики меньшими привилегиями - по 30 десятин на семью. (15 десятин пашни, 5 десятин - угодья, остальное - пастбища). [1, c.64]
Из этого я тоже сделала вывод: кроме того, что почвы Поволжья были неурожайными, природа здесь не позаботилась о создании земель, предки семьи Гуж и другие бедные переселенцы испытали горькие беды. Неустроенное жилье, жили в землянках, потом в жилищах из пластового дерна, нехватка продовольствия, нехватка орудий труда, неплодородные и тяжелообрабатываемые земли, расположенные далеко от жилища, потому что лютеране селились не хуторами, а общинами, и все эти бедствия привели их к большей бедности.
«Теперь вы все здесь, как один,
Считай, что крепостные.
Вот вам ваш клочок земли,
Свой хлеб здесь добывайте
И спину гнуть придется вам
Здесь до самой смерти»
(из поэмы Б.Л. фон Платена)
Я думаю, они жили и выживали, несмотря ни на что, сжав кулаки, стиснув зубы до боли, до крови. Как и все искали выход. Из-за плохих урожаев переселенцы стали делить пахотные земли и сенокосы, чтобы каждый, имеющий на то право, получил свою долю в хороших, средних и плохих местах, пастбища и лесные угодья использовали сообща.
Историк Малиновский Л.В. отметил, что хозяйство поселившихся на Волге развивалось медленнее, чем тех, кто поселился на юге страны. Это тормозило развитие российской экономики. Часть долгов переселенцы Поволжья кое - как выплатили, а часть им простило государство.
Голодная и тяжелая жизнь моих предков семьи Гуж еще долго сохранялась в Саратовской области. Но сила духа религиозных людей: католиков и лютеран помогла выжить и дать жизнь новому поколению.
На Саратовской земле Поволжья родились прапрадедушки моей подруги Катерины Гуж. К сожалению, о них тоже ничего неизвестно, и даже неизвестны места, где они конкретно жили в Саратовской области со своими женами и детьми.
Когда мы вместе рассматривали на картах Германии и России пути переселения ее предков, то она и ее родители сокрушались, что они не нашли, не собрали и не сохранили крупицы семейной истории. Когда я задавала им вопросы, составленные с учителем, я поняла, что эта история для них родная и далекая, но в тоже время близкая, и чужая. И мое исследование дало мне понять, что моя подруга живет благодаря своим предкам, пережившим столько лишений и тягот, для того чтобы сохранить веточки.
В ходе дальнейшего исследования семьи Гуж, через опрос выяснилось, что примерно в 1920-х годах родились на территории Саратовской области Катин прадедушка Гуж Андрей Адамович. Я заметила, что у него русское имя и поняла - это связано с их жизнью в русской культуре. А если говорить об его жене, то кто она по национальности, никому из семьи Гуж неизвестно. Жену Гуж Андрея Адамовича звали Амалия Адамовна (девичья фамилии неизвестна).
В 1940 году появился на свет Катин дедушка Гуж Георгий Андреевич в г. Чкалове Краснокутского района Саратовской области. К сожалению, в 1994 году он умер. По месту рождения дедушки я могу теперь определить место жительства его родителей Гуж Андрея Адамовича и Гуж Амалии Адамовны - город Чкалов Краснокутского района Саратовской области. А вот конкретное место проживания в Саратовской области так и не выяснилось. Но известно следующее: Саратовская область - северная часть Поволжья и на этой территории преобладали немецко-платский и швабский диалекты. Швабского диалекта было больше. Если предположить, на каком диалекте могли говорить родители Андрея Адамовича, то выясняется такая картина: в начале своей работы я написала, что предки Катиного дедушки-лютеране (по воспоминаниям членов семьи), имели свои братские общины в Вюртемберге, а там немцы говорили на швабском диалекте. Следовательно, родители Гуж Андрея Адамовича владели швабским диалектом и этот же диалект они передали своему сыну.
В 1890 году появились первые поселения немецких переселенцев на Алтае. Причины переселения - малоземелье в Поволжье и высокая стоимость земель. Бедные колонисты тянулись на Алтай в надежде получить хоть какой-то кусок земли.
Семья Гуж продолжала жить на прежнем месте, и занимались земледелием до 1941года. В 1941 году все изменилось. Вторая мировая война. Германия вероломно напала на Россию, и родители семьи Гуж в первый же год войны оказались репрессированными (по словарю С.И.Ожегова - лишенные доброго имени, хорошей репутации) по национальному признаку (немцы) и депортированы (изгнаны) на Алтай в Славгородский район. Катиному дедушке было тогда всего чуть более года. Всех членов семьи Гуж поселили в селе рядом с селом Бурсоль. В том селе жили только немцы – переселенцы, сейчас этого села нет, и названия его тоже никто не помнит.
Историческая справка: «После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР. Для этой цели заранее на территорию АССР НП были введены войска НКВД. Немцам было отдано распоряжение в течении 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количество своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Согласно этому указу в сентябре - октябре 1941года было депортировано 446480 советских немцев (по другим данным 438280). Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года. Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев. 367000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай.
С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16-45 лет, у которых дети старше 3 лет, были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название трудармии. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках. Постановление ГКО СССР №1281сс от 14 февраля 1942 года значительно расширило список территорий, с которых немцы подлежали мобилизации. Трудармия была расформирована только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться только в места выселения: Урал, Сибирь, Казахстан, где находились их родственники». [4, c.25]
Семье Гуж было запрещено возвращаться в Саратов. Они переехали в село Бурсоль Славгородского района и продолжили свою жизнь, тем более алтайские коренные жители к ним, переселенцам, относились терпимо, без националистической неприязни. В 1947 году они были реабилитированы.
Конечно, мне хочется сказать важное слово о Катиной бабушке Талде Наталье Григорьевне (украинка), потому что она приняла культуру своего мужа и сохранила ее во всем: в лютеранской вере, в быте лютеранском, в немецком языке, в застольных немецких песнях, в приготовлении немецких блюд.
Талда Наталья Григорьевна родилась в п. Яровое Алтайского края в 1963 году.
В своей работе я не зря так подробно описала, кто такие лютеране, какие таинства они выделяли как главные. С раннего детства Катя крещенная. Крещение в лютеранской вере главное таинство. В такое событие ей из Германии родственники выслали подарки: вкусное печенье в красивой жестяной банке и полотенце. Семья Гуж празднует Рождество Христово как главный праздник на земле (с 24 по 25 декабря) и Пасху - воскрешение Иисуса Христа. В Рождество они наряжают елку, а в Пасху пекут пасхальный кулич, красят яйца, делают Ревель гуха и Штрюдли.
К великому сожалению в 2002 году Катина бабушка умерла. Кате тогда было 6 лет. А когда исполнилось 12 лет, она написала для нее стихотворение. В начале своей работы я поместила отрывок поэмы, чтобы показать боль переселенцев, терявших Родину. Катин стих - это тоже боль, потеря родного человека…
Ты снова ушла от меня
И в миг пожалела об этом
Ты снова сказала: «Прощай»
И в след не услышав ответа,
Я молчала, не успела махнуть рукой.
Ты молчала и в тишине говорила: «Прощай»
И снова ушла от меня,
А я не поверила в это.
Если бы я могла все вернуть назад
Не случилось бы это
Мне бы дала один шанс поверить в себя и вернуть тебя
Как можно было потерять тебя
Свою любимую бабулю…
Как говорят мудрые люди: «Жизнь продолжается даже тогда, когда покидают тебя самые близкие, самые родные…»
Вывод
В своей работе я представила судьбу предков моей лучшей подруги Екатерины Гуж, ее родителей и судьбу немецкого народа. Эта работа позволила мне быть немецкой ценной частичкой Катиной семьи, целого нации. Мы все были вместе и немцы, и русские. Большую помощь в исследовании нам оказали родственники Кати. Исследование меня вдохновило на новую деятельность, на новые достижения. Эта работа позволила мне высоко оценить тех людей, которые занимаются сохранением своей истории, своих этнических корней.
Литература:
- Бондарь С.Д. Секта Меннонитов в России и связи с историей немецкой колонизации на юге России. - Пг., 1916, 207 с.
- Велицин А.Л. (Палтов А.А.) Немцы в России: Очерки исторического развития. - СПб, 1893, 282 с.
- Писаревский Г.Г. Из истории иностранной колонизации в России XVIII века. - М., 1909, 307 с.
- Постников B.E. Южно - русское крестьянское хозяйство - М, 1891, 391 с.