Роль алашординцев в становлении независимого Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 30.05.2017

Статья просмотрена: 9951 раз

Библиографическое описание:

Жусупбекова, М. К. Роль алашординцев в становлении независимого Казахстана / М. К. Жусупбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20.1 (154.1). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43960/ (дата обращения: 17.12.2024).



Независимость государства является особой ценностью, которой нужно дорожить и, которая предполагает знание своей истории, знание того, как мы достигли её. О том, что мы, нынешнее и будущее поколение являемся продолжателями великих дел наших предков, не раз в своих выступлениях отмечал ПрезидентРеспублики Казхстан Н.А.Назарбаев [1]. В достижении независимости огромную роль в конце ХІХ и в начале ХХ века сыграла творческая и научная интеллигенция Казахстана.

Представители казахской интеллигенции того времени: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Халел Досмухамедов, Смагул Садукасов, Назир Тюрякулов и другие делали все возможное для обеспечения целостности казахской территории. В данное время известно, что именно они являлись деятелями политической партии «Алаш» и Правительства Алаш, которые заложили фундамент казахской независимости. Они принимали активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения казахских земель [2].

Правительство Алаш Орда было создано 13 декабря 1917 года на Втором Всеказахском съезде в Оренбурге в период, когда к власти пришли большевики. Но начало формирования партии Алаш было заложено, еще на первом всеказахском съезде, проходившем в Оренбурге в 21-28 июля 1917 года. На съезде обсуждались такие важные вопросы как: форма государственного устройства, автономия казахских областей, землеустройства, правоохранительные органы и т.д. Была составлена программа «Алаш», состоящая из 10 параграфов и опубликованная в газете «Казах» 21 ноября 1917 года. Еще в те времена алашординцы предлагали Россие быть демократической, федеративной республикой, где казахским областям предлагалось предоставление автономии [3]. Об этом свидетельствует цитата из «Проекта программы «Алаш», которая звучит следующим образом: в Разделе I «Форма государства» сказано, что «значение демократии - управление государством со стороны народа. Значение федерации - объединение равных государств, В федеративной республике каждое государство будет самостоятельным, но будут совместно сотрудничать Каждое из них самоуправляется».

Вместе с этим, алашординцы говорили об отделении религии от государства, что все народы равны перед судом. Партия «Алаш» предлагала создание войск для защиты народа, указывала на необходимость социальной поддержки малоимущих. Все это свидетельствует о том, что алашординцы активно стремились создать свое самостоятельное независимое государство. Так, образовавшийся в 1917 году правительство «Алаш» просуществовало до 1920 года.

Образование и деятельность западного отделения Алаш-Орды – одна из самых ярких страниц в отечественной истории. Она символизирует уровень гражданской зрелости казахского общества и возросший потенциал казахской политической элиты, способной в начале ХХ века решать судьбоносные вопросы будущего развития в условиях острого социального противостояния. Именно в эти годы закладывались многие ростки политических и социально-экономических программ современного Казахстана [4].

Еще тогда, идеи национальной интеллигенции о создании независимости жили в умах и сердцах людей. Они жили стремлением создать независимое государство. Это видно из того, о чем писал Алихан Букейханов: «Я живу, дышу, существую внутренними делами своей родины, для меня судьба ее превыше всех благ… Я не могу спать спокойно, если не знаю, в каком положении она находится» [2]. Отсюда видно, что Алихан Букейханов болеет душою за свой народ, за свою родину, что ему не безразличны дела его родины и он ставит дела своей родины превыше всего.

Своими стихами, посвященными родному народу и родному языку Магжан Жумабаев смог пробудить национальную гордость, национальное сознание. Он писал: «Ерлік, елдік, бірлік, қайрат, бақ, ардың. Жауыз тағдыр жойды бәрін не бардың. Алтын күннен бағасыз бір белгі боп, Нұрлы жұлдыз, бабам тілі, сен қалдың!»[2]. Из этих строк видно, что и Магжан Жумабаев любил свой народ, свою родину и свой родной язык.

Особое место имеет в этот период вклад Ж. Досмухамедова в становление казахской независимой государственности и в формирование политической культуры. Он стал непосредственным создателем Западного отделения Алаш, под его руководством были образованы первые органы новой и самостоятельной власти. Значение его деятельности важно и для современного общества, так как идеи и дела отражали коренные чаяния и помыслы казахского народа [4].

Деятели Алаш Орды были выпусниками университетов Москвы, Петербурга, Казани, Томска, Омска, которые обладали глубокими знаниями в социально-гуманитарном и естественно-научном областях знаний. В своих работах, на страницах журналов и газет, они неоднократно затрагивали вопросы казахской действительности. Об их одаренности говорит и тот факт, что они были в курсе и в международных событиях. Так, про трагическое крушение «Титаника» в 1912 году казахский народ узнал из материала Алихана Букейхана [2]. Тем самым Алихан Букейханов просвещал свой народ, оповещая событиями, происходившими в мире.

Таким образом, соглашаясь с мнением доктора исторических наук, профессором Д.Аманжоловой необходимо отметить, что наиболее значимыми проблемами модернизации казахского общества, которые составили программу «Алаш» были:

- трансформация экономических основ жизнедеятельности казахов, их традиционного хозяйства;

- создание политико-правовой базы для реализации особо чувствительных нужд и запросов в сфере свободы вероисповедания, прав личности и гражданина, национального равноправия в полном объеме;

- радикальное повышение грамотности, развитие национальной школы, формирование современной общей и особенно политико-правовой структуры;

- включение этнополитческой элиты и широких масс в реальный политический процесс через представительные органы, политические партии и общественные организации, органы управления и самоуправления [4].

Отмечая важность того, что благодаря алашординцам Казахстан обозначил государственную границу, обрел государственность, предшествовавшую обретению независимости, мы предлагаем следующие предложения, принимая важность изучения истории казахского народа:

- необходимо, создать в музеях республики зал, посвященный деятельности алашординцев;

- написать и издать книги под соответствующей рубрике о жизни и деятельности алашординцев;

- выпустить фильмы об истории алашординцев.

Литература:

  1. Шекей Г. Обзор казахской прессы «Нурсултан Назарбаев: мы – продолжатели великих дел наших предков» // http://www.altyn-orda.kz/gajnizhamal-shekej-obzor-kazaxskoj-press.
  2. Алашординцы – предвестники независимости // http://vechastana.kz/istoriya/alashordintsy-predvestniki-nezavisimosti/.
  3. Казахские мыслители ХХ века: С.Торайгыров, А.Байтурсынов, М.Дулатов. Партия «Алаш» и алашординцы // http://studopedia.ru/.
  4. Движение Алаш и казахская национальная идея // http://www.altyn-orda.kz/dvizhenie-alash-i-kazaxskaya-nacionalnaya-ideya/.
Основные термины (генерируются автоматически): Алаш, казахский народ, всеказахский съезд, дело, казахское общество, Оренбург, родина, родной язык, федеративная республика.


Задать вопрос