Экологический проект в сельской местности: важность и перспективы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Исследование о родном крае

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №7 (27) июль 2019 г.

Дата публикации: 01.07.2019

Статья просмотрена: 1975 раз

Библиографическое описание:

Солуянова, Н. В. Экологический проект в сельской местности: важность и перспективы / Н. В. Солуянова, М. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7 (27). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1618/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Решение экологический проблем наиболее эффективно возможно на глобальном уровне, а также на уровне федеральных законов. Однако широкая общественность, юридические и физические лица также способны работать в позитивном экологическом направлении, например, в русле создании экологических проектов. Именно так был создан наш проект «Экологический патруль», реализуемый в 2018–2019 гг. на территории Эхирит-Булагатского района Иркутской области. В данной статье мы представим часть этого проекта для примера и распространения своего опыта, а также мнения участников этого проект — учащихся школы, которые помогали его реализовывать.

Актуальность и социальная значимость проекта обусловлены остротой экологической проблемы в глобальном масштабе, катастрофическим сокращением природных ресурсов, флоры и фауны, в том числе и в России. Кроме того, российское законодательство в сфере природопользования несовершенно, не отражает тенденций и проблем современной экологической ситуации в России, не предполагает их решение. Органы власти, которые по своей компетентности должны заниматься охраной природных богатств нашей страны, наказывать нарушителей экологических законов, практически бездействуют. Между тем гигантские размеры приняла вырубка леса и его вывоз за границу, при этом лесные угодья практически не восстанавливаются; лесные пожары уничтожают миллионы гектаров природных объектов и становятся причиной гибели не только флоры и фауны, но и людей. Поэтому существует необходимость в просвещении относительно экологических проблем и путей их решения граждан нашей страны, особенно школьников. Организация экологического патруля, который бы не только агитировал, но и сам активно занимался уборкой леса, заготовкой валежника для отопления, патрулированием леса для уничтожения источников возгорания, проведением занятий для школьников и взрослых о пожаробезопасности в лесу, просвещению в законодательстве относительно природопользования и его рациональном ведении, является важным моментов в решении экологических проблем. Такая организация школьников, молодежи и всех желающих для теоретической и практической работы по охране природы и экологическому просвещению показывает инновационность и уникальность проекта.

Цель: экологическое просвещение и защитная экологическая деятельность участников экологического патруля и всех интересующихся защитой природы

Задачи:

–                    пропаганда и агитация сохранения природы, рационального природопользования,

–                    экологическое просвещение для формирования ответственного отношения граждан России к экологическим проблемам,

–                    установление обратной связи с общественностью, между активными гражданами и органами власти в области природопользования,

–                    взаимодействие школы с обществами защиты природы, органами власти в области природопользования,

–                    контроль движения для рационального природопользования, предотвращение загрязнения мест отдыха,

–                    очищение местных природных объектов.

Форма экологического патруля: движение, состоящее из людей разного возраста и систематически занимающаяся экологическим просвещением и практикой. Экологический патруль состоит из небольших групп, задачи и компетенции которых четко определены. Принцип управления — демократический, основанный на добровольной работе с мотивационно-стимулирующими моментами. Группы собираются и общаются систематически, возможен переход из одной группы в другую; систематический обмен информацией и взаимодействие между группами. Разделение на группы необходимо как для разграничения работы участников движения и системной работы, так и для удобства входящих в движение людей; для отдельных больших мероприятий и акций необходимо одновременное участие всего движения.

Функции:

–                    проведение занятий в школах и других организациях (детских садах, фермерских хозяйствах, предприятиях) на темы рационального природопользования,

–                    печатание научных и журналистских статей на тему защиты природы, природопользования,

–                    создание сайта или страничек в инстаграме и др. социальных сетях для агентирования охраны природы,

–                    проведение акций (агитаций, пропагандирования относительно экологических проблем и путей их решения),

–                    патрулирование мест отдыха людей для предотвращения нерационального природопользования: загрязнения природы, лесных пожаров,

–                    очищение мест отдыха от мусора,

–                    очищение леса от валежника с разрешения местных органов власти, последующий распил на дрова для отопления,

–                    очищение русла рек, просек, леса от мусора,

–                    вовлечение местных жителей в данную деятельность,

–                    патрулирование свалок для бытовых отходов для предотвращения нарушений,

–                    разработка проектов для рационального очищения территорий, прилегающих к населенным пунктам и др.

Актуальность этой проблемы на сельской территории (разумеется, не только) представлена в мнении Халиулиной Екатерины, которая поделилась своим взглядом на экологическую проблему:

«В последнее время многие говорят об охране природы. Мы, люди, очень сильно загрязнили моря и реки, леса и луга. Наша страна занимает большую территорию, но ее природные богатства не безграничны! Оберегая Родину, мы показываем наше уважение, доброту, заботу и любовь. Задача каждого человека — это охранять природу. Нас учат еще со школы беречь и охранять природу — к этому следует прислушаться каждому!

Возле рек и водоёмов нельзя разбрасывать стёкла, гвозди. Не давить живые разнообразные виды растений. Следить за порядком надо везде.

Наша планета страдает от плохой экологии! Мировой океан загрязнен пластиком, который, загрязняет чистейшие воды. А ведь яды потом попадают в рыбу, которую поймают и отвезут в магазины. Я хотела бы попросить каждого, чтобы он уделил время этой глобальной проблеме. Окружающая среда обеспечивает нас едой, чистым кислородом. Все, что нам нужно, мы можем взять от природы. В наших интересах охранять ее состояние, поскольку это напрямую влияет на наше здоровье. Нужно беречь растения и животные, ведь ежегодно их количество уменьшается.

Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверями и птицами. Это наши земляки, мы вместе с ними живём на Земле. Ведь все эти птицы, звери, бабочки, лягушата живые. Природа наделила их самым удивительным, самым дорогим, что есть на Земле — жизнью. Они чувствуют боль и ласку, они по-своему радуются и огорчаются, они чего-то хотят и чего то боятся. Живут не совсем, конечно, как мы с вами, но всё же живут. А всякая жизнь требует внимания и уважения.

А мы часто её не бережём. Весной мы собираем большие букеты голубых цветочков, которые вянут прежде, чем мы довезём их до дома. Мы ломаем целые веники вербы, огромные охапки черёмухи. И вот уже вокруг городов не осталось больше белых цветочков черёмухи, вербы. Их место заняли лопух, сорняки, крапива».

Относительно экологической деятельности в сельской местности, Солуянова Нэлли утверждает, что человек является существом разумным, созданным силами природы и являющимся как ее защитником, так и губителем. Однако независимо от того, в какой местности он проживает, он является как участником экологической деятельности.

Экологическая деятельность представляет собой отношение общества и природы, основанные на взаимодействии и взаимовлиянии. Нам интересен вопрос как совершается экологическая деятельность в сельской местности и как эти действия в последствии влияют на экологию сельских населенных пунктов, жизнь и здоровье проживающих там людей.

Таким образом, экологическая деятельность в сельской местности может воплощаться, в частности в проектах по защите окружающей среды, формирования экологической культуры и экологического поведения. Наш проект стал базой для возникновения первого в Эхирит-Булагатском районе экологического сообщества, впоследствии на территории района появились экологические движения, стали системно проводиться экологические акции. Однако местному населению еще предстоит решить ряд проблем, связанных как с экологией, так и с благоустройством: это и восстановление лесополос, борьба с несанкционированными свалками и создание функционирующих полигонов ТБО. Возможно, в перспективе, строительство мусороперерабатывающих комбинатов. Одновременно должен идти процесс экологического воспитания и просвещения местного населения, что также является долгосрочным проектом.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическая деятельность, экологический патруль, экологическое просвещение, рациональное природопользование, сельская местность, орган власти, Эхирит-Булагатский район, местное население, экологическая проблема, Россия.


Задать вопрос