Сельские территории являются важнейшей социально-экономической и экологической подсистемой общества. Здесь сосредоточены значительные людские, природные и производственные ресурсы, отрасли, эффективное развитие которых может существенно улучшить состояние экономики и поднять уровень жизни населения государства. Применительно к нашей стране под сельской территорией (сельской местностью) принимается территория вне границ городских поселений, включающая территорию сельских поселений и межселенную территорию. Россия располагает 403 млн. га земель сельскохозяйственного назначения и 871 млн. га лесных земель от общей площади равной 17,1 км2. Именно поэтому сельские территории являются основным объектом развития [1,2].
За 2005–2009 гг. ввод в действие жилых домов на селе возрос с 11125 до 17466 тыс. м2. Большой вклад в этот рост внесла Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г».. Вместе с тем строительство общеобразовательных учреждений сократилось за этот период с 44411 до 28747 учебных мест, в т. ч. по ФЦП — с 16538 до 5218. Аналогичная картина имеет место с дошкольными учреждениями — снижение в 2,0 раза, учреждениями клубного типа — в 2,1, автомобильными дорогами в сельской местности — в 1,3 раза, газовыми сетями — на 29,3 %.
Сегодня в сельских поселениях проживает 42 % бедных людей России. Село все больше отстает от города по вводу жилья и уровню жизни. Если в 1990 году на 1 тыс. жителей села вводилось жилья на 60 м (15 %) больше, чем в городе, то в 2000 году село уже отстало от города по удельному показателю жилищного строительства на 34 м (16 %), в 2005 — на 81 м (25 %), в 2008 году — на 77 м (16 %). По доле общей площади жилья, имеющего все виды инженерного оборудования, город превосходит село в 3,5 раза. Сетевым газом оборудовано 48 % домов (квартир). Значительный рост в сельской местности получили лишь водопроводные сети — в 1,9 раза [1,3].
В настоящее время в деревнях сосредоточено лишь 27 % (38,2 млн человек) населения от общей численности населения страны. По данным переписей населения в 2002 и в 2010 годах перестало существовать 2164 сельских населённых пунктов а количество населённых пунктов без населения увеличилось на 6353 [4,5].
Рис 1. Число населённых пунктов РФ по данным переписей населения
*- По данным федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru.
На данном этапе социально-экономического развития аграрная политика России направлена на улучшение состояния сельских территорий, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и создания условий для дальнейшего развития сельского хозяйства. Эта направленность отражена в совершенствовании социальной инфраструктуры, повышении занятости и улучшения уровня жизни сельского населения.
В настоящий момент сельское хозяйство находится в кризисном состоянии, что сказывается и на экономике России. Несмотря на реформы 2000-х годов ситуация в сельской местности не улучшилась и по прежнему наблюдается экономический спад, уменьшается производство сельскохозяйственной продукции. Наблюдается отток сельского населения из деревень. Это говорит о том, что уровень развития сельских территорий остаётся низким.
Существует ряд проблем, которые не позволяют осуществлять развитие сельских территорий. В первую очередь это низкий уровень жизни, территориальная недоступность социальных услуг и низкий уровень оплаты труда, поэтому всё больше людей стремятся жить в городах, что ведёт к снижению численности населения в деревнях. Недостаток финансирования сельскохозяйственных предприятий ведёт к снижению эффективности их производства и замедлению развития, а низкая инновационная активность к снижению конкурентоспособности отечественной продукции [1,6].
Большой вклад в развитие сельских территорий должна внести федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Объём финансирования данной программы составляет 299,2 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета — 90,4 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 150,6 млрд рублей, внебюджетных источников — 58,2 млрд рублей. В ходе её реализации планируется создать 31,8 тыс. рабочих мест, 5,4 млн. кв. м жилья для граждан сельской местности, построить общеобразовательные учреждения на 22,3 тыс. мест, и учреждения культурно-досугового типа на 9,9 тыс. мест. В рамках реализации программы планируется выполнение следующих задач:
- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
- стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путём создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
- содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;
- активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
- формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни [7,8].
Развитие сельских территорий предполагает наличие источников финансирования, внедрение инноваций, создание условий для улучшения качества жизни при активном участии органов местного самоуправления в аграрных процессах. Это позволит улучшить доступ к продуктам питания, социальным услугам, сократить безработицу, увеличить доходы сельского населения и т. д. Это будет способствовать притоку населения и улучшения экономического положения села.
Литература:
1. Голышев М. Е. Сущность устойчивого развития сельских территорий // Вестник НГИЭ. 2011. № 2 (3).
2. Matveev D. M. Boosting the Investment Attractiveness of Agricultural Production / A. T. Stadnik, D. M. Matveev, D. V. Menyaykin // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 31(8). — P.1535–1539
3. Терновых К. С., Нечаев Н. Г., Черных А. Н. Развитие сельских территорий в системе инновационных преобразований АПК // Вестник ОрелГАУ. 2011. № 5. С.45–48.
4. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами как основа развития сельскохозяйственных предприятий / Д. М. Матвеев // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. — 2008. № 8. — С. 60–65.
5. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения 6.05. 14 http://www.gks.ru
6. Матвеев Д. М. Управление технологическими процессами в сельскохозяйственных организациях / Т. А. Стадник, А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев. — Новосибирск, ЭКОР-книга, 2011. — 245 с.
7. Сайт правительства РФ. Дата обращения 7.05.14 http://government.ru/docs/3313.
8. Матвеев Д. М. Мотивация персонала в условиях модернизации сельского хозяйства / Д. М. Матвеев, А. Т. Стадник, С. А. Шелковников, Н. В. Григорьев // Вестник АГАУ. 2012. — № 1(87). — С. 119–122.