Умственная работоспособность детей 9 класса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (25) май 2019 г.

Дата публикации: 03.05.2019

Статья просмотрена: 1051 раз

Библиографическое описание:

Ковязина, Р. Р. Умственная работоспособность детей 9 класса / Р. Р. Ковязина, Л. И. Фасхутдинов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 5 (25). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/young/archive/25/1543/ (дата обращения: 23.11.2024).



 

Проблема ухудшения умственной работоспособности подрастающего поколения начинает ощущаться наиболее сильно в последнее время. Так как в обществе современного мира всё больше ценятся люди, обладающие высокой умственной работоспособностью, то изучение её уровня носит весьма актуальный характер.

Работоспособность — это величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время [1].

Основу работоспособности составляют уровень специальных знаний, умений, навыков, а также психофизиологических качеств (память, внимание, восприятие и др.), физиологические функции (особенности ССС, эндокринной, мышечной систем). Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента [2].

Существуют факторы, которые могут влиять на работоспособность. Их можно разделить на три вида [3]:

1)                Физиологические (состояние здоровья, организация отдыха, питание, сон, половая принадлежность);

2)                Физические — воздействуют на организм при помощи органов чувств (степень освещённости рабочего места, температура воздуха, уровень шума, влажность воздуха);

3)                Психологические (самочувствие, настроение, мотивация).

Также, влияющие на работоспособность факторы, можно разделить на два вида:

1)       Факторы внешнего воздействия (степень освещённости, питание, сон);

2)       Факторы внутреннего воздействия (заболевания, генетические факторы).

Работоспособность подразделяется на два вида:

1)       Физическая работоспособность;

2)       Умственная работоспособность.

Умственная работоспособность — это объём умственной работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения функциональности организма.

Установлено, что умственная работоспособность на протяжении трудового дня отличается колебаниями продуктивности работы. На основе выявленных колебаний были выделены фазы работоспособности, которые последовательно сменяют друг друга [4]:

1)                Фаза врабатывания. Выражается в постепенном повышении работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы.

2)                Фаза оптимальной работоспособности. Эта фаза отличается стабильными показателями качества работы.

3)                Фаза снижения работоспособности — начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе.

Умственная работоспособность тесно связана с возрастом: все ее показатели возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6–8 лет могут выполнить только 40–50 % объёма заданий, выполняемых 15–17-летними учащимися. При этом качество работы первых на 45–60 % ниже, чем у вторых. За период от 10 до 13 лет продуктивность умственной работоспособности увеличивается на 63 %, а качество, точность на 9 %. В 15–17 продуктивность и точность возрастают до 25 % [5].

Целью нашего исследования является изучение уровня умственной работоспособности учащихся 9 класса и установление уровня их работоспособности в цело по классу.

Объектом исследования стали учащиеся 9 класса. В исследовании принимали участие 20 человек, которые согласились исследовать уровень своей работоспособности.

Для того, чтобы измерить уровень умственной работоспособности была использована корректурная буквенная таблица Анфимова. Задание состояло из 2 частей и длилось 4 минуты. За первые 2 минуты необходимо было вычёркивать буквы «В» и «Х», а последующие 2 минуты буквосочетание «ВХ». Затем полученные данные были распределены по следующим критериям [6]:

  1.              Высокая скорость и высокая продуктивность — А1:
  2.              Высокая скорость и средняя продуктивность — А2;
  3.              Высокая скорость и низкая продуктивность — А3;
  4.              Средняя скорость и высокая продуктивность — В1;
  5.              Средняя скорость и средняя продуктивность — В2;
  6.              Средняя скорость и низкая продуктивность — В3;
  7.              Низкая скорость и высокая продуктивность — С1;
  8.              Низкая скорость и средняя продуктивность — С2;
  9.              Низкая скорость и низкая продуктивность — С3.

В результате проведённого исследования было выявлено, что большинство учащихся 9 класса при выполнении корректурной буквенной таблицы Анфимова почти в равных соотношениях имеют высокую скорость и низкую продуктивность (30 %) или среднюю скорость и среднюю продуктивность (25 %). Среди них учащихся с низкой скоростью и средней продуктивностью (категория С2) и с никой скоростью и низкой продуктивностью (категория С3) обнаружено не было (см. рис. 1).

Рис. 1. Показатели уровня работоспособности учеников 9 класса

 

Из этого можно сделать заключение о том, что учащихся относятся в большей части к числу тех, которые имеют высокую скорость и низкую продуктивность, что, скорее всего, связано с гормональными и физиологическими изменениями в процессе пубертатного развития, а также активностью центральной нервной системы.

 

Литература:

 

  1.     www.grandars.ru
  2.     www.works.doklad.ru
  3.     Бакка М. Т. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Учебное пособие. / М. Т. Бакка, В. С. Редчиц, В. И. Сивко // Житомир, 1997.
  4.     Дядичкин В. П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В. П. Дядичкин //Минск: Вышейш. шк., 1990
  5.     Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С. Л. // СПб.: Питер, 2012
  6.     Русинова, С. И. Тесты и задания по физиологии психофизиологии. Методическое пособие. / С. И. Русинова, М. Г. Садреева, Ф. Г. Ситдиков //– Казань, ТГГПУ, 2010. — 59 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная работоспособность, высокая скорость, продуктивность, высокая продуктивность, скорость, корректурная буквенная таблица, колебание продуктивности работы, класс, работоспособность.


Задать вопрос