Исследование свойств глинистых пород Самарской области | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Карякина А. А., Пивоварова Л. В. Исследование свойств глинистых пород Самарской области // Юный ученый. — 2019. — №3.1. — С. 37-38. — URL https://moluch.ru/young/archive/23/1440/ (дата обращения: 28.01.2020).



 

В статье подробно рассматривается вопрос какими свойствами обладают глинистые породы Самарской области. Работа написана на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, данных, полученных в ходе собственных наблюдений и практических занятий. Глинистые породы Самарской области являются высоко- пластичными, жирными, дают усадку при сушке, могут менять цвет. Следовательно, глина пригодна для ручной лепки и области ее применения значительны.

Ключевые слова: глина, глинистые породы, свойства глин, лепка, гончарный промысел, области применения глины.

 

Исследование свойств глинистых пород Самарской области.

Свойства глины зависят от химического и минерального состава, от величины составляющих её частиц. [2, с. 7]

Нами были определены свойства глинистых пород Самарской области путем сбора образцов глины в разных районах Самарской области с целью проведения ряда экспериментов.

Нами исследована и освоена на практике правильная технология изготовления глиняных изделий.

Для написания своей работы мы использовали словари и книги на данную тему: словари: Ожегова С. И., Ушакова Д. Н., Большой энциклопедический словарь и Энциклопедия для детей. Геология под ред. М. Аксёнов, В. Володин, Е.Ананьева, книга Лельчук А. М. Глина с характером. Из них мы получили представление о глине. Из книги Каменева Е. «Волшебная глина» мы узнали об областях применения глины. Практическое пособие Федотова Г. Я. «Глина и керамика» послужило источником знаний о правильной подготовке глины к лепке. Посетив выставку в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П. В. Алабина в г. Самаре нами были исследованы материалы единственной в России Самарской экспедиции по экспериментальному изучению древнего гончарства. Именно здесь была представлена подлинная керамика из фондов музея, в том числе и античная посуда Северного Причерноморья, экспериментальные образцы сосудов, изготовленные по древним технологиям. [3, с. 6]

История глины довольно занимательна и интересна. Пожалуй, она начинается с легенд о сотворении мира. И первая легенда касается появления человека, ведь как известно, первого человека — Адама — Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь. Возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины, а уже затем стали делаться из камня.

С точки зрения геологии, глина — это тонкозернистая осадочная горная порода, плотная в сухом виде, пластичная при увлажнении, продукт выветривания земной коры.

Исследуя источники, литературу, проведя ряд исследований и экспериментов, мы можем сделать выводы о том, что глинистые породы Самарской области очень разнообразны.

Важнейшими свойствами глины являются: способность набухать в воде; пластичность глиняного теста, т. е. способность его принимать и сохранять любую форму в сыром виде; способность сохранять эту форму и после высыхания с уменьшением объёма; клейкость; водоупорность, т. е. способность после насыщения определённым количеством воды не пропускать через себя воду; способность твердеть после обжига, давая материал, не размокающий в воде и непроницаемый для неё. [1, с. 4]

Проведя ряд экспериментов, а именно путем определения сжимаемости глины в разных состояниях; определения изменения цвета в разных состояниях; определения пластичности; исследования структуры глины; изменения веса глины во время сушки и обжига; установления времени высыхания и температуры, можно сделать вывод, что образцы глины имеют высокую пластичность, жирные, меняют цвет при сушке, дают усадку, время сушки 3–4 дня. Следовательно, глина пригодна для лепки.

Проанализировав много литературы, а именно книгу Казакова В. М. «Дозорная книга»; Федотова Г. Я. «Глина и керамика»; Козлова В. А. «Шатурская Мещёра», мы узнали, как правильно подготовить глину для лепки. Вначале глина замачивается и выдерживается как можно дольше по времени. Затем из глины нужно удалить мелкие камушки и промять. Непосредственно перед лепкой, чтобы удалить из вылежавшейся глины пузырьки воздуха, и повысить её однородность, глиняное тесто надо довольно долго переминать. Если глина слишком сухая, её перед каждым перемином сбрызгивают водой. Заготовки в виде небольших шариков необходимо хранить в деревянных ящиках, накрытых влажной тканью, а затем полиэтиленом.

Посетив село Сарбай, мы теоретические знания воплотили на практике. Изучив мнения специалистов гончарного производства, исследовав всю технологию доведения глиняного теста до нужного состояния, которое необходимо для производства глиняных изделий, нами правильно была подготовлена глина для ручной лепки. Попробовав себя в роли гончаров в соответствии с правильной технологией приготовления глиняного теста для лепки, нами была изготовлена гончарная посуда.

В каждом доме и сейчас много керамики, она стала модным атрибутом каждой современной квартиры (отделочные материалы, сантехника, кухонная утварь, декор интерьера). Глину широко используют в строительстве — производство кирпича и цемента. Глина сопровождает человека с начала времён, даёт ему крышу над головой, кормит, лечит, служит материалом для многих производств и народных промыслов.

Глина широко распространена и доступна и каждый может найти этот материал на берегах рек и озёр. Глина проста в обработке и не требует больших затрат на оборудование. Свойства глины позволяют лепить из неё и небольшие поделки и огромные горшки. Глина — это отличный материал для творчества и игры.

Любой человек может сам сделать гончарное изделие, если приложит немного сил и усердия.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что глина — удивительная и волшебная, опекает и помогает человеку испокон века. Глина даёт человеку и стены, и крышу, и предметы быта. Глина лечит, согревает, кормит нас. Глина материал для творчества и свидетель истории. Глина — игрушка в руках ребёнка и произведение искусства в руках мастера. Глина — отражение человечества в реке времени. Как же удивителен этот мир глины!

 

Литература:

 

       Алмонд Е. Глина. — М., 2015.

       Казаков В. М. Дозорная книга.-М.,1995.

       Каменева Е. Волшебная глина. — М., 1983.

       Козлов В. А. Шатурская Мещёра.-Шатура,1997.

       Лельчук А. М. Глина с характером. — М, 2011.

       Мирошникова Е. С. Соль, глина, медь. — М., 1999.

       Федотов Г. Я. Глина и керамика.-М.,2001.

       Энциклопедия для детей. Геология./ ред.коллегия: М. Аксёнов, В. Володин, Е.Ананьева и др.- М.,2009.

Основные термины (генерируются автоматически): глина, Самарская область, глиняный тест, свойство глины, ручная лепка, время сушки, лепка, материал, порода, способность.


Похожие статьи

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов

Лепка — самый осязаемыйвид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что

Этот материал, обладая всеми пластическими свойствами натуральной глины, не требует...

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Лепка из этого материала позволяет человеку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими

Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка из соленого теста — одна из...

Образовательная деятельность по познавательному развитию...

Простая и косметическая (белая, голубая, черная) глина сухая, глина готовая для лепки, глиняные горшки, кирпичи (красный и

Каждый ребенок опускает в стакан с водой кусочек готовой для лепки глины, перемешивает воду палочкой (вода помутнела, глина растворилась...

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки...

Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Если раньше много времени тратилось на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики.

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

4. Чтобы глиняная лепешка не прилипла к дощечке и хорошо и хорошо на ней двигалась, подложите под лепешку небольшой кусочек бумаги. 5. Наложите на глиняную лепешку ваш рисунок — эскиз и обрежьте вокруг него стекой лишнюю глину.

Тестопластика, или работа с солёным тестом (из опыта работы)

Лепка из солёного теста — тестопластика, является одним из видов художественного конструирования и мощным способом развития у детей умственного развития, творчества, художественного вкуса и многих других качеств. Тесто — экологически безвредный и не...

Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного...

Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки. Способы лепки из солёного теста такие же, как из глины и пластилина

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе продуктивной...

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предложение заняться лепкой может исходить от ребенка или от воспитателя. Любители лепить сами берут материалы и работают (создание доступной среды...

Методы и приемы развития творческого воображения...

На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации.

В. В. Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные...

Похожие статьи

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов

Лепка — самый осязаемыйвид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что

Этот материал, обладая всеми пластическими свойствами натуральной глины, не требует...

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

Лепка из этого материала позволяет человеку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими

Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка из соленого теста — одна из...

Образовательная деятельность по познавательному развитию...

Простая и косметическая (белая, голубая, черная) глина сухая, глина готовая для лепки, глиняные горшки, кирпичи (красный и

Каждый ребенок опускает в стакан с водой кусочек готовой для лепки глины, перемешивает воду палочкой (вода помутнела, глина растворилась...

Методика обучения технологии изготовления дымковской игрушки...

Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Если раньше много времени тратилось на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания процессу лепки и росписи игрушки. Куски глины разделяют и раскатывают в шарики.

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

4. Чтобы глиняная лепешка не прилипла к дощечке и хорошо и хорошо на ней двигалась, подложите под лепешку небольшой кусочек бумаги. 5. Наложите на глиняную лепешку ваш рисунок — эскиз и обрежьте вокруг него стекой лишнюю глину.

Тестопластика, или работа с солёным тестом (из опыта работы)

Лепка из солёного теста — тестопластика, является одним из видов художественного конструирования и мощным способом развития у детей умственного развития, творчества, художественного вкуса и многих других качеств. Тесто — экологически безвредный и не...

Развитие нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного...

Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки. Способы лепки из солёного теста такие же, как из глины и пластилина

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе продуктивной...

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предложение заняться лепкой может исходить от ребенка или от воспитателя. Любители лепить сами берут материалы и работают (создание доступной среды...

Методы и приемы развития творческого воображения...

На занятиях лепкой развитие творческого воображения имеет свои особенности.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации.

В. В. Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные...

Задать вопрос