Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная глина» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 19.06.2019

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Лилова, О. А. Образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная глина» / О. А. Лилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 432-433. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60678/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель: Формирование представлений о свойствах глины.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей о глине как о природном материале и об ее свойствах.
  2. Знакомство детей с разными видами глины, в каких случаях ее используют.
  3. Развитие мышления, воображения, мелкой моторики.
  4. Воспитание аккуратности, бережному отношению к предметам из глины.

Материалы к занятию:

Простая и косметическая (белая, голубая, черная) глина сухая, глина готовая для лепки, глиняные горшки, кирпичи (красный и белый), глиняные игрушки, в том числе и художественные (гжель, дымковская, филимоновская). Одноразовые фартуки для проведения опытов, одноразовые стаканчики с водой, ложки одноразовые, салфетки влажные, бейджики каждому ребенку.

Ход ОД

Воспитатель: Ребята здравствуйте, я пришла к вам сегодня не одна, а со своей давней знакомой Улиткой. Посмотрите на нее внимательно, из чего она сделана? (воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать улитку)

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно, она из глины. Сегодня мы с вами будем сравнивать разную глину, поиграем с ней, узнаем какая она? Что можно из нее сделать? Кто знает, глина — что это такое? Откуда она берется?

(Ответы детей)

Воспитатель: Улита знает интересную сказку о глине, послушайте, она вам ее расскажет.

Улитка: Жила на свете Твердая Глина, и никому от нее не было радости. Сухая она была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твердой Глине Вода.

— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Вода — и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из нее даже кружку вылепили.

— Будем с тобой вместе людей поить, — говорит Вода. — А пока я испаряюсь.

— Будем вместе, а сама испаряешься?

— Пока, — говорит Вода. — Чтобы поить людей, кружка должна быть твердой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твердой. Поэтому — Прощай!

— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твердой…

— Все правильно, — сказала Вода. — Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твердость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда твердым.

Воспитатель: Спасибо тебе, Улитка, за интересный рассказ, а теперь посмотрите ребята, что я для вас приготовила! (Дети рассматривают образцы различной глины.)

Воспитатель: Сейчас оденьтесь для работы в нашей лаборатории и подойдите поближе к столам.

Воспитатель: Что вы видите? Какого цвета глина?

(Ответы детей)

Воспитатель: А бывает глина и другого цвета. Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белая. Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

(Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть с глиной и водой, если в первый стакан с водой, сначала насыпать сухую измельченную глину, в другой — мягкий кусочек глины, в третий — кусочек твердой глины, а затем размешать воду ложкой, что произойдет с водой?

Дети выдвигают различные гипотезы.

1 опыт

Каждый ребенок, сначала насыпает в стакан с водой сухую глину и потом, помешивая воду палочкой, убеждается в верности первой гипотезы (вода в стакане очень быстро становится мутной).

Воспитатель: Вчера в такую же сухую глину я добавила немного воды. Что получилось из неё сегодня?

(Ответы детей)

Воспитатель: мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Позже мы будем лепить, а сейчас еще поэкспериментируем.

2 опыт

Каждый ребенок опускает в стакан с водой кусочек готовой для лепки глины, перемешивает воду палочкой (вода помутнела, глина растворилась, но медленнее).

3 опыт

Каждый ребенок опускает в стакан с водой кусочек обожженной глины.

(вода прозрачная, глина не растворилась.)

Воспитатель: Глина используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас выставка глиняных экспонатов, как в музее, давайте внимательно глазками все рассмотрим. Все эти предметы сделаны из глины. (Рассматривание экспонатов выставки).

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами превратимся в гончаров. Я приготовила для вас глину, предлагаю слепить из нее друзей и подруг для нашей Улиты, она мне давно жаловалась, что у нее нет друзей.

Надевайте фартуки, закатывайте рукава. А перед началом работы разомнем наши ручки.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».

(Воспитатель объясняет детям правила работы с глиной. Далее всю практическую работу дети осуществляют вместе с воспитателем).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, Улита говорит вам большое спасибо, вы прекрасно потрудились, и все новые друзья ей очень нравятся. Ей понравился ваш детский сад, и она хотела бы у вас погостить. Оставите у себя в группе Улитку?

Основные термины (генерируются автоматически): глина, воспитатель, Ответ детей, вод, ребенок, сухая глина, вод палочкой, вода, добро, твердая глина.


Похожие статьи

Конспект интегрированной познавательной деятельности...

Воспитатель: Ребята, откуда берут глину? Ответы детей.

Ответы детей. Воспитатель: Глину используют для изготовления посуды, игрушек .Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины.

Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина, натуральная глина, работа, выбор материала. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные... Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Экспериментируя же с природными камнями, глиной, песком, можно не опасаться, что им

Воспитатель предлагает детям придумать сказку о волшебных превращениях камней.

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Глина и гипс. Это природные материалы, с которыми работают профессиональные скульпторы.

С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки.

Легко смывается водой с рук.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со...»

Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов.

Воспитатель: Что за звуки вы слышите? Ответы детей: это журчит ручеек. А что мы можем сказать о воде? (вода плещется, журчит...

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ее хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов.

После обжига все изделия становились крепкими, не размокали в воде, как простая глина.

1. Раскатайте палочкой комок глины так, чтобы получилась прямоугольная пластина.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе...

Возьмите маленькие стаканчики и высыпите глину в стаканчик, размешайте палочкой. Какая стала вода? (мутная, грязная, темная). Наша радость потерялась. На какое настроение стала похожа вода в стаканчике? (грустное). Когда нам бывает грустно? Ответы детей.

Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому...

Дети: Вода впитывается в землю. Осень: Продолжайте потихонечку наливать воду в стаканчик с землей. Что теперь происходит?

Дети: На асфальте и глине. Осень: Почему? (Ответы детей). Вос-ль: Ребята, а о какой примете осени мы еще стихи знаем?

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста...

Познакомить детей с явлениями неживой природы. Показать связь неживой и живой природы.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной

Вода превращается в лед, при нагревании — в пар. Лед бывает твердый, хрупкий...

Похожие статьи

Конспект интегрированной познавательной деятельности...

Воспитатель: Ребята, откуда берут глину? Ответы детей.

Ответы детей. Воспитатель: Глину используют для изготовления посуды, игрушек .Сейчас я приглашаю вас на выставку изделий из глины.

Воспитатель. С тех пор мастер, глина и вода стали большими друзьями.

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина, натуральная глина, работа, выбор материала. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные... Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного...

Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Экспериментируя же с природными камнями, глиной, песком, можно не опасаться, что им

Воспитатель предлагает детям придумать сказку о волшебных превращениях камней.

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

Глина и гипс. Это природные материалы, с которыми работают профессиональные скульпторы.

С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки.

Легко смывается водой с рук.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со...»

Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов.

Воспитатель: Что за звуки вы слышите? Ответы детей: это журчит ручеек. А что мы можем сказать о воде? (вода плещется, журчит...

Рукодельное мастерство | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ее хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов.

После обжига все изделия становились крепкими, не размокали в воде, как простая глина.

1. Раскатайте палочкой комок глины так, чтобы получилась прямоугольная пластина.

Социальное проблемно-игровое экспериментирование в работе...

Возьмите маленькие стаканчики и высыпите глину в стаканчик, размешайте палочкой. Какая стала вода? (мутная, грязная, темная). Наша радость потерялась. На какое настроение стала похожа вода в стаканчике? (грустное). Когда нам бывает грустно? Ответы детей.

Конспект итоговой образовательной деятельности по детскому...

Дети: Вода впитывается в землю. Осень: Продолжайте потихонечку наливать воду в стаканчик с землей. Что теперь происходит?

Дети: На асфальте и глине. Осень: Почему? (Ответы детей). Вос-ль: Ребята, а о какой примете осени мы еще стихи знаем?

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста...

Познакомить детей с явлениями неживой природы. Показать связь неживой и живой природы.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной

Вода превращается в лед, при нагревании — в пар. Лед бывает твердый, хрупкий...

Задать вопрос