Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (181) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.11.2017

Статья просмотрена: 7580 раз

Библиографическое описание:

Купальная, Е. В. Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка / Е. В. Купальная, Н. А. Цуканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46645/ (дата обращения: 23.04.2024).



Одним из любимых и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста является лепка. Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей.

Лепка — вид художественной деятельности, имеющий много аспектов.

По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетнойлепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой.

В предметнойлепке дети лепят отдельные конкретные изображения.

В декоративнойлепке дети создают декоративные или декорированные изделия.

Вкомплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной — в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

‒ повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

‒ развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

‒ синхронизируют работу обеих рук;

‒ формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное в том, что лепка развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Все большую популярность в наше время набирает такой вид декоративно — прикладного творчества, как лепка из соленого теста.

Лепка из соленого теста — это создание творческих работ разного уровня сложности из специально приготовленного теста, с последующей его художественной обработкой.

Лепка из соленого теста — вид творчества, которым могут заниматься как взрослые, так и дети, начиная с двухлетнего возраста.

Лепка из этого материала позволяет человеку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Человек-творец получает радость и от результата, и от самого процесса творчества.

Лепка из соленого теста развивает:

‒ моторику рук и пальцев,

‒ внимательность, концентрацию внимания, его произвольность,

‒ усидчивость, трудолюбие,

‒ волевые качества,

‒ образное мышление, фантазию,

‒ креативность, творческие способности,

‒ эстетический, художественный вкус,

интеллект (в том числе эмоциональный интеллект),

‒ сознание, самосознание,

‒ рефлексию и многое другое.

Такой вид творческой деятельности незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно.

Если вместе с дошкольником будут заниматься его мама или папа, то творчество превратится в приятное и полезное общение родителей с ребенком. Совместная творческая деятельность, как любой грамотно спланированный совместный труд, позволяет установить более доверительные отношения между родителями и детьми. В процесс лепки из соленого теста можно включать воспитательные, обучающие, развивающие элементы.

Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка из соленого теста — одна из техник арт-терапии. Этот вид творчества дает возможность выразить эмоции, переживания, страхи, изобразить проблемы в условной форме. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему.

Соленое тесто — приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним обращаться легче, чем с пластилином или глиной. Важно соблюдать все правила работы с тестом, чтобы достичь наилучшего вида готового изделия.

Процесс лепки из солёного теста включает в себя пять этапов:

  1. Приготовление соленого теста
  2. Собственно творческая работа с тестом — лепка.
  3. Высыхание или сушка работы. Тесто высохнет самостоятельно в теплом и сухом месте в течение одной недели.
  4. Нанесение художественных красок (обычно используют гуашь, акварель) с последующим их высыханием.
  5. Нанесение лака (подходит любой бесцветный, нетоксичный лак) и высыхание уже полностью готовой работы.

Рецепт приготовления теста определяет то, насколько пригодным для работы окажется тесто и насколько качественной будет готовая работа.

Есть множество рецептов приготовления соленого теста и несколько вариаций самого теста. Чтобы найти самое приятное и удобное для работы тесто, нужно не бояться экспериментировать с ним, находить и изобретать новые рецепты его приготовления.

В работе используют как белое (оттенок белого зависит от сорта муки), так и цветное соленое тесто. Цветное тесто получается при добавлении в тесто красителя или краски.

Приведем самый простой и проверенный рецепт приготовления соленого теста.

Для приготовления теста для лепки понадобятся:

Мука пшеничная. Чем выше сорт муки, тем лучше, но подойдет мука любого сорта (200 грамм).

Соль «Экстра» (200 грамм).

‒ Вода (125 мл.).

Некоторые добавляют дополнительные ингредиенты:

Растительное масло (подсолнечное или оливковое). Для большей эластичности добавляют в тесто пол чайной ложки и хорошо вымешивают.

Пищевой краситель или краска для рисования (если необходимо сделать цветное тесто).

Важно! Соотношение муки, воды и соли в рецепте примерно определяется как 2:1:1, но любая хозяйка знает, что в работе с тестом точные параметры соблюсти трудно. Нужно смотреть на то, сколько муки и воды «попросит» тесто, прежде чем стать тугим.

Вот из таких трех простых шагов состоит рецепт соленого теста!

Готовое тесто быстро высыхает, в процессе работы его следует держать в полиэтиленовом пакете. В холодильнике тесто может сохраняться от двух дней до недели, позже становится непригодным для использования.

Если с тестом работают маленькие детки, взрослому нужно следить за этим процессом и за соблюдением техники безопасности. Детям очень нравится соленое тесто, они его любят трогать, гладить, мять в ручках. Совсем маленькие детки (от года до трех лет) пробуют его на вкус, едят, могут засовывать в носик или ушки. Даже старшие дошкольники, испытывая интерес, хотят попробовать тесто на вкус. Это может быть опасно для здоровья ребенка

Примеры поделок из соленого теста.

Из соленого теста делают как чрезвычайно простые поделки, так и очень сложные, масштабные работы: от желтого шарика из теста с тремя точками в виде глаз и ротика, названного «Колобком», до картин формата А 1 — натюрмортов, пейзажей и портретов.

‒ объемные фигурки предметов, животных, растений, людей, персонажей,

‒ всевозможные рельефные изображения на плоскости,

‒ рамки для фотографий, подставки для карандашей и тому подобные бытовые приспособления,

‒ елочные игрушки, значки, медали и другие сувениры.

Варианты работы с тестом безграничны, как и фантазия творческого человека!

Начинать работать с тестом лучше с самых простых поделок. Поделки из соленого теста могут выполнять дети от двух лет самостоятельно или с помощью взрослого.

Основные термины (генерируются автоматически): соленый тест, лепка, ребенок, работа, тест, готовая работа, дошкольный возраст, мелкая моторика, соленое тесто, цветное тесто.


Похожие статьи

Лепка из теста как способ развития мелкой моторики

Изготовить такое тесто можно вместе с ребёнком. Оставлять тесто на воздухе после занятий не рекомендуется, иначе оно затвердеет и будет уже непригодно для лепки.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста.

«Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке. Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих...

Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, развитие речи, соленый тест, развитие, лепка, дошкольный возраст, рука, изобразительное...

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

ребенок, занятие, соленый тест, мелкая моторика рук, головной мозг, рука, работа, поделка, мелкая моторика, усвоение материала.

Тестопластика как средство развития творческих способностей...

Техника «Тестопластика» — лепим из теста, способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение лепки...

Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики

соленый тест, ребенок, процесс лепки, материал, соленое тесто, природный материал, мелкая моторика, изобразительная деятельность, детское творчество, тонкий слой.

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина, натуральная глина, работа, выбор материала.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто.

Эта работа очень кропотлива и требует усердия и усидчивости. Ниткопись также является прекрасным подспорьем для развития мелкой моторики у дошкольников.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

лепка (из пластилина, глины, теста); ‒ аппликация; ‒ игры с песком и водой; ‒ специальные упражнения для подготовки руки к письму.

5. Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст]...

Похожие статьи

Лепка из теста как способ развития мелкой моторики

Изготовить такое тесто можно вместе с ребёнком. Оставлять тесто на воздухе после занятий не рекомендуется, иначе оно затвердеет и будет уже непригодно для лепки.

Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста.

«Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке. Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих...

Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, развитие речи, соленый тест, развитие, лепка, дошкольный возраст, рука, изобразительное...

Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ

ребенок, занятие, соленый тест, мелкая моторика рук, головной мозг, рука, работа, поделка, мелкая моторика, усвоение материала.

Тестопластика как средство развития творческих способностей...

Техника «Тестопластика» — лепим из теста, способна увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение лепки...

Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики

соленый тест, ребенок, процесс лепки, материал, соленое тесто, природный материал, мелкая моторика, изобразительная деятельность, детское творчество, тонкий слой.

Выбор материала при планировании занятий по обучению детей...

лепка, соленый тест, материал, ребенок, пластилин, рука, глина, натуральная глина, работа, выбор материала.

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Здесь можно выделить разнообразие материалов: пластилин, глина, песок, и конечно соленое тесто.

Эта работа очень кропотлива и требует усердия и усидчивости. Ниткопись также является прекрасным подспорьем для развития мелкой моторики у дошкольников.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

лепка (из пластилина, глины, теста); ‒ аппликация; ‒ игры с песком и водой; ‒ специальные упражнения для подготовки руки к письму.

5. Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст]...

Задать вопрос