Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (23) март 2019 г.

Дата публикации: 29.03.2019

Статья просмотрена: 882 раза

Библиографическое описание:

Караульщикова, А. О. Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников / А. О. Караульщикова, Н. Ю. Кунаковская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1439/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

В статье показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на физическую подготовленность и здоровье младших школьников. Подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на фоне массового снижения двигательной активности, компьютерной зависимости, широкого распространения вредных привычек. Также дается общая характеристика фигурного катания на коньках как вида спорта и средства физического воспитания людей разного возраста, кроме того, приводятся результаты, полученные автором в ходе исследования.

Ключевые слова: фигурное катание, оздоровление, младшие школьники, спорт, физическое воспитание.

 

Формирование и укрепление здоровья детей должно быть одной из главных задач современного общества. Здоровье и хорошая физическая подготовленность являются залогом успешной учебной и трудовой деятельности, а также социального благополучия граждан России. Показано, что здоровье человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте.

В настоящее время снижение уровня здоровья детей представляет собой не только медицинскую, но и педагогическую проблему. Одним из факторов, который способствует ухудшению здоровья подрастающего поколения, является отсутствие приоритета здоровья и здорового образа жизни у детей и их родителей.

В настоящее время вызывает тревогу состояние здоровья граждан в нашей стране. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации растет заболеваемость среди детей и подростков, молодеют наркомания, токсикомания и алкоголизм. Снижение двигательной активности и компьютерная зависимость способствуют снижению уровня здоровья детей.

В то же время младший школьный возраст — это период, когда у ребенка выражена потребность в познании и двигательной активности. Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо формировать знания о здоровье, представление о здоровом образе жизни, двигательные умения и навыки, развивать физические качества. Следовательно, постоянный поиск новых и грамотное использование известных средств и методов повышения физической подготовленности школьников является важным и актуальным.

Фигурное катание на коньках — это один из наиболее популярных и массовых видов спорта. Оно способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья у людей разного возраста. Величину нагрузки при занятиях фигурным катанием на коньках дозировать легко, что позволяет использовать их как средство физического воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста [1].

Цель статьи — показать благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на состояние физической подготовленности и здоровья младших школьников.

Задачи исследования:

  1. С помощью контрольных упражнений определить состояние физической подготовленности младших школьников.
  2. Выявить заболеваемость испытуемых на протяжении года.
  3. Установить эффективность учебного процесса у младших школьников по успеваемости и времени выполнения домашних заданий.
  4. Дать сравнительную оценку результатов исследования у младших школьников экспериментальной и контрольной групп.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по фигурному катанию на коньках.

Предмет исследования — здоровье младших школьников.

Изучение источников информации показывает, что большинство научных работ относится к подготовке спортсменов-фигуристов и не касается фигурного катания на коньках как массового вида спорта. Для достижения высокого уровня мастерства в фигурном катании необходима достаточная физическая подготовка спортсмена. Современная техника исполнения элементов в фигурном катании на коньках предъявляет высокие требования к двигательным способностям спортсмена: быстроте, силе, ловкости, гибкости и выносливости. Следовательно, общая и специальная физическая подготовленность позволяет спортсмену справляться с большим объемом тренировочной нагрузки [2].

Кроме того, в фигурном катании на коньках тело спортсмена участвует в разнообразных движениях, заставляющих активно работать все группы мышц, не вызывая быстрого утомления нервной системы и потери интереса к выполняемым упражнениям [3].

По мнению отечественных исследователей, младший школьный возраст представляется наиболее благоприятным для развития физических способностей. Кроме того, в этом возрасте дети начинают проявлять склонности и интерес к определенным видам физической активности, что может указывать на предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Задачами физического воспитания в младшем школьном возрасте являются [4]:

1)      повышение уровня здоровья, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды;

2)      овладение навыками разнообразных жизненно важных двигательных актов;

3)      развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых показателей движений, ритм, равновесие, точность и быстрота реагирования на сигналы, ориентирование в пространстве и согласование движений) и кондиционных (выносливости, скоростных, скоростно-силовых и гибкости) способностей;

4)      формирование знаний по основам здорового образа жизни: личная гигиена, режим дня и режим двигательной активности;

5)      развитие представлений об основных видах спорта, используемых оборудовании, снарядах и инвентаре, технике безопасности;

6)      приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время, формирование интересов к тем или иным видам спорта на основе выявленной предрасположенности;

7)      воспитание морально-психических качеств в процессе двигательной деятельности (дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, представление, память, мышление и проч.).

Эксперимент, проведенный нами, показал, что решение вышеперечисленных задач успешно достигается благодаря систематическим занятиям фигурным катанием. Участники эксперимента были 2010 года рождения. Экспериментальная группа формировалась на базе Самарской спортивной школы олимпийского резерва № 1. В нее вошли 5 мальчиков и 5 девочек, которые, помимо школьных уроков физкультуры, тренировались по фигурному катанию на коньках 5 раз в неделю. Общая продолжительность тренировок 4 года. Контрольную группу составили учащиеся Самарского медико-технического лицея, которые занимались физической культурой только по школьной программе 2 раза в неделю и спортивные секции не посещали.

Методы исследования: анализ информационных источников, работа с документами, констатирующий эксперимент, тестирование, математическая обработка результатов.

Для исследования физической подготовленности использовались следующие контрольные упражнения: 1) прыжки со скакалкой (качество выносливости); 2) прыжки в длину с места (качество скоростно-силовое); 3) бег на 60 метров (качество быстроты); 4) складка и отжимание (качество силы).

В результате проведенного исследования получены следующие результаты.

Мальчики экспериментальной группы по всем показателям физической подготовленности опережали сверстников из контрольной группы (Таблица 1).

 

Таблица 1

Физическая подготовленность младших школьников (мальчики)

Контрольные упражнения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Прыжки со скакалкой на двух ногах (к-во раз за минуту)

 

66,7

 

51,8

 

28,8

2. Прыжки со скакалкой на правой ноге (к-во раз за минуту)

 

71,4

 

56,4

 

26,6

3. Прыжки со скакалкой на левой ноге (к-во раз за минуту)

 

69,4

 

54,0

 

28,5

4. Прыжки в длину с места (см)

139,0

132,0

5,3

5. Бег на 60 метров (сек)

11,1

12,8

13,3

6. Складка (к-во раз за 25 секунд)

9,4

4,8

95,8

7. Отжимание (к-во раз за 25 секунд)

10,0

7,4

35,1

Уровень физической подготовленности девочек экспериментальной группы также превышал таковой у младших школьниц контрольной группы (Таблица 2).

 

Таблица 2

Физическая подготовленность младших школьников (мальчики)

Контрольные

упражнения

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Прыжки со скакалкой на двух ногах (к-во раз за минуту)

59,8

47,8

25,1

2. Прыжки со скакалкой на правой ноге (к-во раз за минуту)

61,6

49,8

23,7

3. Прыжки со скакалкой на левой ноге (к-во раз за минуту)

58,4

48,6

20,2

4. Прыжки в длину с места (см)

134,0

127,0

5,5

5. Бег на 60 метров (сек)

13,5

14,9

10,4

6. Складка (к-во раз за 25 секунд)

6,7

4,6

45,7

7. Отжимание (к-во раз за 25 секунд)

6,2

5,0

24,0

 

Показатели заболеваемости у младших школьников экспериментальной группы оказались лучше, чем у учащихся контрольной группы (Таблицы 3 и 4).

 

Таблица 3

Средние значения показателей заболеваемости младших школьников в год (мальчики)

 

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Количество

заболеваний в год

1,8

3,0

66,7

2.Продолжительность заболевания (сутки)

6,2

8,0

29,0

 

Таблица 4

Средние значения показателей заболеваемости младших школьников в год (девочки)

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Разница в %

1. Количество заболеваний в год

1,8

3,2

77,8

2. Продолжительность заболевания (сутки)

7,2

7,4

2,8

 

Последние таблицы отражают лучшие результаты эффективности учебного процесса у представителей экспериментальной группы по сравнению с таковыми в контрольной группе.

В ходе эксперимента установлено, что мальчики и девочки экспериментальной группы по всем показателям физической подготовленности опережали сверстников из контрольной группы. Показатели заболеваемости у младших школьников экспериментальной группы оказались ниже, чем у учащихся контрольной группы. Кроме того, уровень эффективности учебного процесса у представителей экспериментальной группы оказался выше по сравнению с таковым в контрольной группе.

Таким образом, показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на здоровье младших школьников. Тренировки по фигурному катанию на коньках желательно начинать в дошкольном возрасте.

 

Литература:

 

  1. Гандельсман А. Б. Фигурное катание на коньках: учеб. пособие. — М.: ФиС, 1975. — 182 с.
  2. Коваленко Ю. А., Акинина А. М. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании //Известия Тульского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 105–109.
  3. Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. — Л.: Лениздат, 1976. — 117 с.
  4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методики физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2008. — 479 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фигурное катание, контрольная группа, экспериментальная группа, физическая подготовленность, младший школьный возраст, школьник, двигательная активность, конек, раз, учебный процесс.


Похожие статьи

Фигурное катание на уроках физической культуры в начальной...

Решая образовательные задачи, фигурное катание развивает физические способности.

весь учебный процесс. Теоретическое значение состоит в изучении влияния фигурного катания

- комплектовать группы следует с учетом возраста, пола, способностей, состояния...

Особенности организации познавательной деятельности младших...

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной...

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ жизни

Состояние здоровья и физическая подготовленность имеют прямую взаимосвязь с физической работоспособностью.

Особенности использования упражнений для развития быстроты...

Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом целенаправленного воздействия, в рамках которого оказывается

Контроль за физической подготовленностью детей младшего школьного возраста, проводимый на протяжении всего педагогического...

Контроль физической нагрузки различной направленности...

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем

Младший школьный возраст — это период жизни и развития детей, продолжительностью 7–11

Учет возрастных особенностей во время занятий играет важную роль в развитии двигательных качеств.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации...

В младшем школьном возрасте (учащиеся младших классов) дети располагают

Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии познавательной

Результаты развития физических качеств контрольной группы и экспериментальной группы в начале...

Влияние Вальдорфских игр подвижного характера на физическую...

Всесторонняя физическая подготовленность школьников может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с

Школьники младших классов наиболее адекватно реагируют на нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую...

Методика повышения общей физической подготовленности...

В контрольной группе уровень физической подготовленности повысили 9 человек, что составляет 60 %, тогда как в экспериментальной группе 14 человек, что составляет 93 %. Таким образом, разработанная методика оказывает более положительное влияние на уровень...

Влияние туристской деятельности школьников на учебный...

у школьников из экспериментальной группы возрос интерес к процессу обучения, они стали более внимательными, дисциплинированными, активными, инициативными, быстрее справляются с учебными заданиями, что благоприятно сказывается на усвоении учебного...

Похожие статьи

Фигурное катание на уроках физической культуры в начальной...

Решая образовательные задачи, фигурное катание развивает физические способности.

весь учебный процесс. Теоретическое значение состоит в изучении влияния фигурного катания

- комплектовать группы следует с учетом возраста, пола, способностей, состояния...

Особенности организации познавательной деятельности младших...

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной...

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ жизни

Состояние здоровья и физическая подготовленность имеют прямую взаимосвязь с физической работоспособностью.

Особенности использования упражнений для развития быстроты...

Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом целенаправленного воздействия, в рамках которого оказывается

Контроль за физической подготовленностью детей младшего школьного возраста, проводимый на протяжении всего педагогического...

Контроль физической нагрузки различной направленности...

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем

Младший школьный возраст — это период жизни и развития детей, продолжительностью 7–11

Учет возрастных особенностей во время занятий играет важную роль в развитии двигательных качеств.

Использование здоровьесберегающих технологий в организации...

В младшем школьном возрасте (учащиеся младших классов) дети располагают

Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии познавательной

Результаты развития физических качеств контрольной группы и экспериментальной группы в начале...

Влияние Вальдорфских игр подвижного характера на физическую...

Всесторонняя физическая подготовленность школьников может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с

Школьники младших классов наиболее адекватно реагируют на нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую...

Методика повышения общей физической подготовленности...

В контрольной группе уровень физической подготовленности повысили 9 человек, что составляет 60 %, тогда как в экспериментальной группе 14 человек, что составляет 93 %. Таким образом, разработанная методика оказывает более положительное влияние на уровень...

Влияние туристской деятельности школьников на учебный...

у школьников из экспериментальной группы возрос интерес к процессу обучения, они стали более внимательными, дисциплинированными, активными, инициативными, быстрее справляются с учебными заданиями, что благоприятно сказывается на усвоении учебного...

Задать вопрос