Записи священников в метрических книгах 1879–1899 годов — свидетельства прошлого | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №6 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 06.12.2018

Статья просмотрена: 597 раз

Библиографическое описание:

Чаплиёва, Н. С. Записи священников в метрических книгах 1879–1899 годов — свидетельства прошлого / Н. С. Чаплиёва, Л. П. Никулина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 6 (20). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/young/archive/20/1303/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Далеко в глубине веков остались интересные и не изученные страницы нашего прекрасного Пестравского района Самарской области. Мне повезло встретиться с редчайшими «свидетельницами» прошлого. Объектом моего исследования стали две старинные метрические книги, случайно увиденные мною во время экскурсии с учителем истории в архивный отдел родного села. Меня очень заинтересовало содержание данных книг, и я решила изучить их подробнее. Проблема моего исследования заключается в том, что очень мало внимания уделяется изучению записей, сделанных вручную священниками в метрических книгах 1879–1899 годов, находящихся на хранении в архивном отделе муниципального района Пестравский Самарской области и являющихся настоящими сокровищницами далёкого прошлого. Актуальность исследовательской работы заключается в том, что в современном мире, в эпоху интернет — технологий остаётся всё меньше и меньше настоящих рукописных источников, свидетельствующих о жизни предков нашего района в 19 веке. Ни с чем не сравнимы по своей значимости сведения, которые содержат архивные документы разных периодов истории. Всего две рукописные книги свидетельствуют о множестве интересных событий, происходивших на моей малой родине в далёком теперь от нас — отрезке времени. Изучение содержащихся в них сведений имеет огромное значение для будущих поколений, возможность для жителей района узнать о своих родственниках, истории их жизни. Первоначально цель моего исследования заключалась в изучении общих разделов метрических книг 1879 -1899 годов, так как очень большой объект исследования, огромное количество сведений, записанных священниками, поочерёдно приходящими на службу в храмы и церкви моего района (Николаевский уезд) в 19 веке.

Основная часть

Исследуя содержание двух метрических книг 1879–1899 годов, я обратила внимание на то, что все сведения на протяжении двух десятилетий записывались священниками очень красивым, ровным каллиграфическим почерком. Часть первая метрической книги 1879 года содержит сведения по графам «О родившихся и бракосочитающихся» и отдельной графе «Умершие в 1879 году». В графе о родившихся также аккуратным каллиграфическим почерком велись записи в двух колонках. Исследуя записи, содержащиеся на страницах первой метрической книги, я пришла к выводу, что записи с января 1879 года вёл священник церкви села Михайло-Овсянка Михаил Дубянский. Например, его рукою сделана запись о том, что родившиеся в июне месяце 1879 года «четыре мужеского пола: Павел, Самсон, Пётр, Георгий» — стр. 12. Каждая страница содержит данные о том, что навсегда осталось в истории. Это очень интересные старинные имена рождённых в октябре 1879 года. Например, Ефимий, рождённый 13.10. 1879 года от православных родителей Лаптевых Севы Леонидовича и девицы Марфы Васильевны. Очень красивые имена новорожденных: Прасковья, Илларион, Ефросинья, Стефан. Интересным мне показался подсчёт священником родившихся в октябре 1879 года: «итого родившихся в октябре месяце мужеского пола семь, их них Стефана –три и Прасковьи –три». В записи за 1883 год по месяцам расписано, сколько родилось и умерло людей конкретно по каждому месяцу года. Последняя запись сделана священником Михаилом Дубянским о рождении в декабре третьего числа Луки — сына Абрамова Вячеслава Ларионовича и солдатки Абрамовой Анастасии Васильевны.

Впоследствии я планирую заняться поиском сведений о дальнейшей судьбе Абрамовых. Изучая записи книги, я обратила внимание на то, что не все размеченные графы на страницах заполнялись точно, например, часто не заполнено «звание» родителей родившегося ребёнка или не отмечено то, что родители православные, не везде есть подписи свидетелей, которые были поручителями при таинстве бракосочетания. Однако нужно отметить, что записи по всем имеющимся разделам метрических книг велись аккуратно, в обязательном порядке отмечался день и месяц любой из записей.

Исследуя статистические сведения метрической книги 1879 -1887 годов об умерших в 1880 году можно сделать вывод о том, что рождённых уродами в тот год не было. Из числа умерших, не достигших 1 года, умерло в тот год мужеского пола 21, а женского 10 человек. Мёртворождённых, как мужского, так и женского пола, не было. Отдельно перечислены основные болезни, причинявшие смертность в тот исторический период: скарлатина, слабость, чахотка, горячка, антонов огонь. Скоропостижно умерших не отмечено. Данные сведения записаны уже другим священником Михайло — Овсянской церкви Николаем Тиховым, который вёл записи с 22 декабря 1879 года по 26 октября 1880 года. Последняя его запись от 26 октября 1880 года о бракосочетании жителей села Михайло-Овсянка Николаевского уезда — крестьян Алексея Евстигнеевича Шутова и Евдокии Ивановны Мальцевой. С ноября 1880 года все записи в метрической книге вёл уже третий по счёту священник — иерей Серамон Иванович Аксёнов, который во всех разделах обязательно подводил итоги и счёт родившихся, бракосочетавшихся и умерших. В метрических сведениях на 1884 год в ноябре месяце родилось три младенца, из них две девочки с именами Екатерина и мальчик с именем Меркурий. В декабре этого же года родились два мальчика — Николай и Павел.

Вторая исследуемая мною книга велась священниками Марьевской церкви в честь Святителя Николая Чудотворца. Первая запись сделана священником Иоанном Яковлевичем Синицыным — 6 января 1897 года о рождении Иоанна, родители которого православные крестьяне из Красной Поляны: Иван Степанович и Елена Максимовна Бородины. При регистрации священником также аккуратно записаны имена: Макарий, Ксения, Григорий, Мария, Анна и т.д), дни рождения и крещения, сведения о тех, кто совершил таинство крещения, имена, отчества и фамилии восприемников (крёстных), но нет ни одной записи в графе «свидетели по желанию». Эта графа почему-то пуста.

Подводя итог о родившихся в январе 1897 года, священник отметил, что родившихся было «36 человек, из них 16 женского пола». Сведения из метрической книги церкви села Марьевка дают возможность понять, что в один и тот же год, записи поочерёдно велись двумя священниками (1885 год — священник Иоанн Синицын и священник Александр Ивановский, 1898 год — священник Гаврилий Войтов и священник Виктор Цветков) (приложение 6). Сведения о любой записи обязательно подтверждались подписью псаломщика или диакона. Чаще всего в метрической книге церкви села Марьевка встречается подпись псаломщиков: Александра Рыбакова, Александра Хвалынского и диакона Иоанна Сахнова.

Метрические книги, находящиеся в архивном отделе муниципального района Пестравский Самарской области, требуют дальнейшего постоянного изучения и являются хорошим источником для творческих исследовательских работ учащихся по изучению прошлого нашего района. Работая с данными рукописными источниками, учащиеся смогут убедиться в том, что огромная ответственность лежала на священнослужителях того исторического периода, так как они были грамотными людьми, имели особый чёткий и разборчивый почерк и обязаны были, в сущности, регистрировать все важные моменты жизни человека. Благодаря сохранившимся в настоящее время метрическим книгам, а таковых в муниципальном районе Пестравский официально значится две, можно исследовать рождаемость, причины смертности, сведения о заключении браков, сведения о свидетелях, присутствовавших при таинстве крещения и бракосочетания. Я обратила внимание на то, что ни в одной метрической книге нет сведений и граф о бракоразводном процессе. Единственные сведения есть только о том, что в повторный брак люди вступали после смерти одного из супругов.

Заключение

В результате данного исследования я пришла к следующим выводам:

–                    изучение истории родного края по записям священников в метрических книгах 1879 -1899 годов даёт положительные результаты в изучении учащимися, учителями и всеми желающими, истории своей малой родины, возможность прикоснуться к образу жизни, обычаям, традициям наших предков; возможность перенестись мысленно на какое — то время в тот далёкий, мало изученный исторический отрезок времени;

–                    таких настоящих сокровищниц старины, как метрические книги, осталось очень мало, но какой огромный багаж знаний можно почерпнуть, изучая и анализируя их содержание.

Я планирую впоследствии продолжить изучение большего количества сведений, представленных священниками в метрических книгах сёл М-Овсянка и Марьевка. Очень надеюсь, что представленные мною материалы нацелят жителей, особенно имеющих фамилии, сходные с перечисленными в исследовании вышеуказанных сёл, заняться изучением своих родословных.

I:\DCIM\102_FUJI\DSCF2945.JPG

Метрическая книга 1879 года

 

Литература:

 

  1.                Метрические книги 1879–1899 годов, находящиеся на хранении в архивном отделе муниципального района Пестравский Самарской области
Основные термины (генерируются автоматически): метрическая книга, запись, сведение, книга, священник, Самарская область, архивный отдел, муниципальный район, Николаевский уезд, исторический период.


Похожие статьи

Старообрядческие молитвенные здания в Ялуторовском уезде Тобольской губернии XIX века

Следы древних тюркских слов в топонимах на территории Иреванского ханства

Религиозная жизнь г. Октябрьска (села Костычи) в конце XIX — начале XX века

А. В. Карпов — исследователь кустарных промыслов Арзамасского уезда

Служебная и общественная деятельность священников Богоявленского храма г. Тобольска (по материалам клировых ведомостей 1830–1900 гг.)

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Из опыта архивных исследований Юринского историко-художественного музея: местное кирпичное и гончарное производство

Приказное делопроизводство в XV–XVII веках

Особенности лексической сочетаемости антонимов Бог — диявол, проклинати — молитися в структуре украинской православной проповеди

Традиционная культура Тамбовского края: обряды и обычаи, связанные с крещением ребенка

Похожие статьи

Старообрядческие молитвенные здания в Ялуторовском уезде Тобольской губернии XIX века

Следы древних тюркских слов в топонимах на территории Иреванского ханства

Религиозная жизнь г. Октябрьска (села Костычи) в конце XIX — начале XX века

А. В. Карпов — исследователь кустарных промыслов Арзамасского уезда

Служебная и общественная деятельность священников Богоявленского храма г. Тобольска (по материалам клировых ведомостей 1830–1900 гг.)

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

Из опыта архивных исследований Юринского историко-художественного музея: местное кирпичное и гончарное производство

Приказное делопроизводство в XV–XVII веках

Особенности лексической сочетаемости антонимов Бог — диявол, проклинати — молитися в структуре украинской православной проповеди

Традиционная культура Тамбовского края: обряды и обычаи, связанные с крещением ребенка

Задать вопрос