Проблема
Генеалогия — наука, изучающая происхождение и родственные связи.
Знание своей родословной, в древние времена, было традицией, потому что от этого зависела передача власти и имущества. Такие знания закрепляли статус человека, а также помогали доказать право на владение землей [1].
Главная проблема современных детей — это отсутствие знаний о предках семьи.
Методы исследования:
–исторический (старалась воспроизвести время, место, подробности личной деятельности некоторых лиц рода, в качестве составной части государственного механизма);
–историко-сравнительный (сопоставляла происходившее в разных пространственно-временных точках, устанавливая сходство и отличия);
–общенаучные методы: анализ, синтез, аналогии.
Источниковая база представлена источниками генеалогического характера: книги и газеты; личные документы (метрические записи, свидетельства о смерти, документы, письма из фронта, альбом стихов); изобразительные (фотографии, карта республики Саха (Якутия); устные (беседы с родственниками); вещественные (личные награды деда); технотронные (сайты интернета).
Объект исследования: род, семья, родственные связи
Предмет исследования: материальные, знаковые и другие формы жизнедеятельности лиц рода.
Гипотеза: если будет составлено родословное древо, его описание, найдена информация о родственниках, то восстановятся прерванные родственные связи.
Цель: обобщение и систематизация данных о генеалогии моей семьи, рода.
Задачи:
Собрать информацию о людях моего рода; изучить имеющиеся документы, фотографии; обобщить и систематизировать собранные сведения;
Привлечь дополнительные источники (найти информацию об исторических событиях в литературе, интернет — ресурсах);
Создать картотеку на членов рода и генеалогическое дерево;
Показать само исследование, насколько это возможно в рамках этой работы.
Практическая значимость. Материал, собранный мной будет началом для написания родословной книги о нашей семье.
Люди всё чаще обращаются к истории своего рода. И я заинтересовалась этой темой, чтобы стать связующим звеном между поколениями. Стала собирать информацию и постепенно вовлекла в этот процесс всех, рядом живущих, родственников. Результатом первого этапа моей работы стал генеалогический очерк — жизнеописание предков, информацию о которых мне удалось найти. Я также попыталась построить генеалогическое древо, не привлекая для этого специальных программ. На втором этапе я продолжила обрабатывать собранную информацию и создала генеалогическое дерево в программе MyHeritageFamilyTreeBuilder. В него вошли 120 родственников. К сожалению, полной информации по всем родственникам мне собрать не удалось, так как многих родственников уже нет в живых и спросить о них не у кого. Некоторые родственники живут далеко или место жительства их неизвестно.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XV века до настоящего времени.
Территориальные границы исследования охватывают территорию Республики Саха (Якутия): Горный, Намский, Кобяйский, Вилюйский, Булунский, Вилюйский, Сунтарский, Олекминский улусы.
Своё исследование я строила на основе документов, воспоминаний и бесед, в которых выражается, пусть субъективная, связь с историческими событиями страны.
По отцовской линии у меня знаменитых родственников несколько. Например, родной брат моего прадедушки Павлов Николай Николаевич-Тыаhыт. Был знаком с Платоном Алексеевичем Ойунским. Он взял вдову Ойунского Акулину Николаевну Борисову в жены и воспитывал её дочерей как своих детей.
Николай Николаевич Павлов — Тыаhыт (1904–1974) вошел в якутскую литературу как автор рассказов, стихов, фельетонов и литературно-критических статей о произведениях якутских писателей [3].
Павлов Анатолий Афанасьевич — участник 11 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване в 1978 году, участник 18 съезда ВЛКСМ, заслуженный строитель РСФСР, заслуженный строитель БАМа, лауреат Ленинской премии, награжден орденом Трудового Красного знамени.
Дед Кондаков Петр Спиридонович (1932–2008) – лауреат Соросовской премии, заслуженный соросовский учитель, ветеран труда, тыла, учитель учителей.
Бабушка Павлова (Кондакова) Елена Афанасьевна (1938–2006) — врач, отличник здравоохранения Республики Саха (Якутия), ветеран тыла и труда.
Род Николаевых.
По материнской линии мой прадедушка Николаев Алимпий Афанасьевич (1902–1942) участвовал в Великой Отечественной войне на западном фронте. Он погиб во время войны. Об этом написано в книге «Память». В школьном музее хранятся его фронтовые письма.
Жена Татьяна Васильевна Николаева. Дети Николаева Алимпия Афанасьевича — Согдоева (Николаева) Анна Алимпиевна, 1931 года рождения, имеет трех сыновей, троих внуков, четырех правнуков; Николаев Борис Алимпиевич, 1938 года рождения, имеет четырех сыновей и трех дочерей, шестнадцать внуков, пятерых правнуков; Николаев Панкерт Алимпиевич, 1941 года рождения, имеет пятерых детей, одиннадцать внуков и троих правнуков.
В ходе поисковой работы в школьном музее обнаружила стихи, написанные Игнатием Максимовичем Наховым-Оломнуровым, посвященные памяти моей тёти Анастасии Ивановой по прабабушкиной линии. Её убил некий Сидоров, выстрелив из ружья. Это было во время Великой Отечественной войны, в 1942 году. Убийство было политическим. Сидорову (враги советской власти) дали задание убить пять человек — руководителей колхоза и работников сельского Совета. Молодая Анастасия работала секретарём в сельсовете. (Об этом рассказала Согдоева Анна Алимпиевна, 81 год, 12 сентября 2011 г.). Игнатий Нахов был в это время на фронте, он любил Анастасию, они хотели пожениться после войны. Стихи пронизаны глубокой скорбью, ненавистью к убийце, несбывшейся мечтой.
Вывод.
Составление моей родословной оказалось огромной и интересной работой, отнимающей много времени и сил. Мне открылся огромный пласт знаний о моих родственниках и о судьбе моей страны. Несмотря на то, что многие документы потеряны, многие люди уже ушли из жизни, а их родственники не могут ничего рассказать, мне всё-таки удалось собрать большой материал, обобщить и систематизировать его, составить генеалогическое дерево моего рода. В нём ещё много «белых пятен» и есть над чем работать. Поэтому я собираюсь продолжать свою работу над родословной. Я думаю, что мне нужно сделать следующее:
1. Наладить связь с родственниками из рода Кондаковых, по дедушкиной линии и дополнить информацией эту ветвь дерева;
2. Встретиться с родственниками по линии отца в Вилюйском, Булунском улусах.
3. Совместно с бабушкой Николаевой (Михайловой) Елизаветой Ивановной написать родственникам в Горный улус.
Эта работа является данью памяти нашим предкам, а также является частью истории моего села, а также часть истории моей родины.
Литература:
- Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. — М., Советская энциклопедия, 1992 г. — т.2–719 с.
- Макейчик А. А., Генеалогический словарь (учебное пособие), СПб: Институт морского права, 2003г.–24с.
- Википедия, http://ru.wikipedia.org/
- Архивные документы семьи Михайловых, Кондаковых, Николаевых.