Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Моя педагогическая философия

Научная публицистика
22.02.2021
45
Поделиться
Библиографическое описание
Смирнова, Ю. В. Моя педагогическая философия / Ю. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 214-216. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78705/.


Нам каждый год встречать и провожать

И каждый день глядеть в ребячьи души.

Нам каждый час единство с ними ощущать

И с каждым мигом становиться чище, лучше.

Свою педагогическую философию я могла бы выразить простой фразой — любовь к детям. Что же я считаю главным для педагога? Стать для учащегося хранителем, созидателем, сотворцом! Поток времени смывает многое. Остаётся то, что закреплено знаниями педагога, согрето его любовью.

Вот уже 13 лет я работаю в колледже с подростками. Это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. За время работы я поняла, что успешно работать педагогом может только тот, кто хорошо знает свою основную профессию, кто любит заниматься с учащимися и чувствует ответственность за их судьбы перед семьей и государством, кто внимателен и заботлив, требователен, но справедлив, кто постоянно повышает свой деловой и профессиональный уровень. Уверенно ступая на путь педагогического поиска, я осознала, что необходимо многое сделать. Я не пытаюсь «сыграть» педагога (учащиеся мгновенно распознают фальшь), просто стараюсь быть откровенной, умею прогнозировать результаты своей деятельности, реагировать не на всегда предсказуемые ситуации и реакции учащихся. И какое же испытываешь удовлетворение, когда помогаешь студенту сделать первые шаги к самопознанию, помогаешь становиться ему профессионалом, творческой личностью. И если знания и умения, полученные моими студентами, помогут им самореализоваться, утвердиться в жизни, я буду только счастлива. Труд педагога приносит глубокое удовлетворение тем, кто испытывает к нему призвание и может сказать о себе: «Нет большей радости, чем передавать свои знания и навыки молодежи».

Личность в воспитательном процессе всегда играет определяющую роль. Еще К. Д. Ушинский с полным основанием утверждал, что для формирования лучших черт в молодом человеке необходимо непосредственное влияние педагога, педагога со сложившимся характером, с установившейся системой, суммой нравственных убеждений. Очень важно воспитать молодежь честными и принципиальными, научить их открыто высказывать свое мнение. Авторитет у учащихся не может быть завоеван педагогом, если его слова расходятся с делом, если он плохо объясняет и не умеет демонстрировать приёмы работы, мало знает и не желает заниматься самообразованием, если обладает низкой культурой труда и поведения, грубит студентам и т. д. Некоторые педагоги допускают нередко ошибки при установлении взаимоотношений с учащимися, что отрицательно сказывается на их авторитете.

Первая ошибка — панибратство. В этом случае становится невозможным предъявление требований к учащимся, неизбежно попустительство, снижение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Вторая ошибка — высокомерие, когда некоторые педагоги держатся с учащимися подчеркнуто официально; всем своим поведением показывают, что между ними огромная разница.

Третья ошибка — стремление завоевать любовь учащихся всеми способами, в том числе различного рода поблажками, укрывательством от администрации нарушений порядка. Это портит ребят, вырабатывает у них безответственное отношение к своим поступкам.

Четвертая ошибка — игнорирование индивидуальных особенностей подростков. Необходимо видеть в каждом учащемся индивидуальность, учитывать их особенности. Игнорирование приведёт к педагогическим промахам. Педагог должен восполниться доверием к нравственным и интеллектуальным способностям каждого ребенка, ведь каждый ребенок — это «повторение сил природы, и он также безграничен, как Вселенная». Дети понимают и ощущают намного больше, чем кажется на первый взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, с ними нельзя лукавить, невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогут проложить тропинки к их душам.

Педагог должен быть живым, обаятельным, энергичным и ярким, таким, каким рождает и требует наш век. Педагог дополнительного образования в моем понимании — это идеал терпимости и благородства в ожидании лучшего в своем воспитаннике, в непрекращающемся доброжелательном ожидании успеха.

Как педагог, я стараюсь придерживаться принципа, сформулированного А. С. Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему». На уроках литературы я ввожу ребят в мир знаний, в мир прекрасного, учу различать добро и зло, наполняю их душу, помогаю им стать творцами. Учить надо законам Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, Справедливости. Учить так, чтобы душа пела, взлетала, порхала, радовалась и никогда не перестала гореть ярким огнём жизни!

Анализируя свой опыт педагогической практики, я пришла к выводу, что мастерство педагога выражается в умении помочь учащимся найти себя в жизни, осознать свой профессиональный выбор, сделать процесс обучения желанным для обучающихся, радостным, построить его на основе развития их познавательных интересов, формирования нравственных и профессиональных качеств. Поэтому в процессе своей работы я стараюсь реализовать четыре основополагающих принципа:

− научить приобретать знания: понять, насколько важно для своей личности непреходящее желание, а также умение познавать новое.

− научить работать: усвоить деятельностный подход к любому порученному делу, уметь оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность для достижения наилучшего результата.

− научить жить: уметь адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, стать способным творчески реализовывать себя в профессиональной деятельности и в личной жизни, создавать условия для саморазвития, самоформирования обучающихся в меру своих способностей.

− научить жить вместе: формировать в себе устойчивую систему эмоционально — ценностного отношения к миру, к людям, осознавать себя членом общества.

Моя стратегия по отношению к воспитанникам:

1) верь в ребенка;

2) не навреди;

3) понимай и принимай ребенка таким, какой он есть;

4) искренне радуйся его удачам и переживай ошибки;

Стратегия по отношению к себе:

1) я не боюсь достичь совершенства, достичь его невозможно;

2) я верю в науку, могу вырабатывать в себе педагогическую интуицию, могу анализировать свои достижения и достижения своих воспитанников;

3) я всегда готова встать рядом или впереди;

4) подставить плечо под груз тревог или забот, протянуть руку помощи;

5) дотянуться до мечты;

6) перешагнуть через усталость и боль;

7) подняться выше неудачи;

8) повторить весь комплекс опять и сначала до победы.

Для реализации данных принципов и стратегий необходимо верить в своего ученика, понимать и принимать таким, какой он есть, уважать в каждом обучающемся личность, быть требовательным, но справедливым, искренне разделять с учеником его удачи и огорчения. А для этого нужно самому быть терпимым к ним, откровенным, видеть и искать в них прежде всего лучшее, пробуждать жажду знаний, давать своим ученикам возможность гордиться успехами.

Литература:

  1. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч. в 8-ти томах, т. 1. — М.: Педагогика, 1983.
  2. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании //Собрание сочинений: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948–1950. — Т. 2.
  3. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Собрание сочинений: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948–1950. — Т. 2.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 214-216):
Часть 3 (стр. 151-231)
Расположение в файле:
стр. 151стр. 214-216стр. 231

Молодой учёный