Исследовательская работа «Мир музыки в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 1164 раза

Библиографическое описание:

Бутыш, Ю. А. Исследовательская работа «Мир музыки в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» / Ю. А. Бутыш, М. В. Царегородцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/96/ (дата обращения: 26.04.2024).

Музыка — самое дивное создание человека, его вечная загадка. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, — той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует.

Идея синтеза искусств оказалась чрезвычайно востребованной в литературной и художественной жизни начала XX столетия. Особенно ощутимо в то время стало влияние музыки, которая многими полагалась высшей формой творчества. Так, музыка является одной из важнейших составляющих художественного мира Михаила Афанасьевича Булгакова. Значит, предметом исследования станет «музыкальность» повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Актуальность данной работы вызвана неослабевающим интересом к исследованию творчества «возвращённого» писателя-классика Булгакова. Рассмотрение его произведений на стыке литературы и музыки позволяет приблизиться к творческому методу писателя. Кроме того, я учусь в 5 классе музыкальной школы по классу «Фортепиано» и люблю всё, что связано с музыкой. Интересно, для чего писателю понадобилось вводить так много музыкальных фрагментов в своё произведение?

Целью нашей работы является изучение функционирования музыкального начала в художественном мире М. Булгакова на примере сатирической повести «Собачье сердце».

В соответствии с намеченной целью нами ставятся следующие задачи:

-          проанализировать музыкальные реминисценции в структуре булгаковской повести «Собачье сердце» и определить их роль;

-          провести опрос среди учащихся 5–11 классов и обработать результаты;

-          разучить и исполнить на фортепиано тему из романса П. И. Чайковского «Дон Жуан»;

-          опубликовать материалы исследования.

В работе мы опираемся на выводы известных булгаковедов, работающих над изучением творчества писателя (работы М. О. Чудаковой, Б. Гаспарова, Т. Рыжковой, В. Сахарова и других). Научная новизна нашей работы заключается в том, что в ней впервые литературный анализ повести М. Булгакова «Собачье сердце» представлен в его непрерывной связи с музыкой.

Научно-практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть задействованы на уроках и внеклассных мероприятиях, посвященных творчеству М. Булгакова.

Итак, несколько слов об авторе повести. Детство Михаила Афанасьевича Булгакова прошло в атмосфере любви, где главными были музыка, книги, природа, друзья, свет и покой. Удивительно, но в этой семье все без исключения любили музыку. Любимыми музыкальными произведениями будущего писателя были произведения Ф.Шопена и Дж. Верди [36, с. 46].

Если вы хотите приблизиться к постижению позиции Булгакова в повести «Собачье сердце», предлагаю вам сейчас вместе со мной осмыслить роль музыкальных деталей в этом произведении. В «Собачьем сердце» обнаруживается соседство разных музыкальных пластов [6, с. 187]. Это и высокая классическая музыка: оперный музыкальный фон является основным в повести. Чаще всего звучит «Аида» Джузеппе Верди — любимая опера Булгакова, которую он знал наизусть и мог петь с любого места. Камерная вокальная музыка представлена серенадой П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого из драматической поэмы «Дон Жуан» — «От Севильи до Гренады…», которую постоянно распевает Преображенский.

Это и музыка народная — и не просто народная, а бытовая, затасканная, утратившая первоначальную свежесть и чистоту, а вместе с ними и силу эмоционального воздействия на душу человека («Светит месяц», «Яблочко»). Музыкальный мир Шарикова наполнен этими мелодиями.

Анализ повести убеждает в том, что высокая музыка вводится в текст как некий идеал автора. Введенные же в текст бытовые музыкальные темы обнажают примитивные, вульгарные начала современной автору жизни. Благодаря такому соседству вскрывается отсутствие нормы и гармонии в жизни, рождается комическое несоответствие.

Во времена Булгакова упоминания строчки «От Севильи до Гренады» было достаточно, чтобы в сознании ожило все музыкальное произведение. Наши современники, к сожалению, уже не обладают подобным музыкальным опытом. Для того чтобы исправить это недоразумение, я разучила и исполнила на фортепиано тему из романса П. И. Чайковского «Дон Жуан». В моих планах: разучить все музыкальные фрагменты, относящиеся к классике, которые встречаются в повести, и сделать аудиозаписи, для того чтобы читатели имели возможность открыть для себя уникальный музыкальный мир этого произведения.

Кроме того, мы провели опрос среди 62 учащихся 7–11 классов в возрасте 12–18 лет. Следует отметить, что результаты опроса стали для нас несколько неожиданными и порадовали, вселили надежду на возрождение духовной культуры России, что была утрачена в Советское и перестроечное время.

На вопрос «Как вы относитесь к музыке?» 96 % учащихся ответили положительно. Вопрос «Какие жанры музыки вы предпочитаете слушать?» дал самые разнообразные ответы, примечателен тот факт, что 15 % подростков слушают классическую музыку. Много ответов мы получили на вопрос о музыкальных кумирах. Отрадно, что 53 % учащихся среди кумиров назвали нетленного классика-композитора Бетховена. Конечно, немалый процент и тех, кто предпочитает слушать современную безыскусную, лишённую духовности музыку, такую как композиции Е. Крида. На вопрос «Как вы относитесь к классической музыке?» большинство дали положительный ответ. Подростки, слушая музыку, испытывают чувство счастья, радости, умиротворённости, спокойствия и др. Подростки даже попытались сформулировать: какую роль в их жизни играет музыка. Ответы были следующие: помогает успокоиться, пережить тяжёлые моменты в жизни, остаться наедине с собой.

На мой взгляд, музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле. «Музыка — это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не дает ему окончательно одичать», — отмечал Виктор Петрович Астафьев. Он имел в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись, и чей образ и подобие утратили.

 

Литература:

 

1.         Азначеева Е. Н. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста [текст] — Пермь: Издательство Пермского университета, 1994.-82 с.

2.         Бахтин М. М. Человек в мире слова [текст] — М.: Издательство Российского открытого университета, 1995. — 140 с.

3.         Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания [текст] — М.: Художественная литература, 1989. — 223 с.

4.         Булгаков М. А. Собачье сердце [текст] — М.: «Лениздат». 1989. 137 с.

5.         Бэлза И. Ф. Партитуры М. Булгакова [текст] // Вопросы литературы. 1991, № 5.-с. 55–83.

6.         Рыжкова Т. В. Путь к Булгакову. Книга для учителя [текст] — СПб., Глагол, 2000. 259 с.

7.         Соколов Б. В. Энциклопедия Булгаковская. [текст] — М.: «Миф». — 2000. 436 с.

8.         http://www.bulgakov.ru

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, художественный мир, Гренада, Севилья, повесть, работа.


Похожие статьи

Проблема взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI...

Целью данной работы является изучение взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI вв., представленных в произведении «Повесть

Она состоит из 17-ти глав, в которых ярко и образно в художественной форме описаны события, происходившие в Гранаде накануне её...

Художественная деталь в повести Ричарда Баха “Чайка по...”

На современном этапе развитии лингвистики текста анализ литературного произведения становится невозможным без изучения функционирования в нём художественной детали. Поскольку писатели в своём творчестве довольно часто обращаются к данной...

Музыка как средство создания женских образов и композиционной...

Жизнь героев тургеневских повестей наполнена музыкой: они поют, играют на музыкальных инструментах, говорят о музыке или просто наслаждаются ее звучанием. Их романтические встречи, признания и расставания наделены особой поэтической музыкальностью.

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Музыкальное сопровождение, или музыкальная партитура, являются почти постоянным атрибутом экранного произведения.

В ней звучит тоска и безысходность, это музыка, вызывающая трепет перед холодом и голодом, поразившими мир новой России.

Ромен Роллан — реалист французской литературы

Статьи и большие работы о музыке Роллан писал всю свою жизнь.

Он пишет о музыке как большой знаток, позднее признанный одним из крупнейших музыковедов мира. В двух сборниках о музыке Ромен Роллан стремился объективно судить о творчестве разных музыкантов, но все...

Система анализа в работе над музыкальным произведением

Наблюдая за процессом работы некоторых исполнителей над музыкальным произведением, приходишь к выводу, что поначалу выучивают произведения технически, отдаляя решение художественных задач.

Любовь как идеал в творчестве И.А. Бунина | Статья в журнале...

Художественный мир И.А. Бунина, его творческая лаборатория напрямую связаны с поиском эстетического идеала, который вырастает из образа утраченной России и превращается в образ неизбежности трагизма в любви.

Поэтика парадокса и абсурда в «музыкальных» новеллах...

Музыка, как утверждает Лосев, познаёт мир во вне-пространственных категориях.

Так, воплощённые в художественном пространстве текста новеллы «Немая клавиатура» парадоксы музыки и поэтика абсурда

Музыка – порождение стихийного инобытия смысла, глубинный...

Полемика автора и героя в романе Т. Н. Уайлдера «Мост короля...»

Делая идеализированный, утопический мир Гранады центром повествования, автор в своей книге требует милости к павшим, строгого соблюдения

Жребий быть соперником магистра выпал брату Молодого короля, Мусе. Делая идеализированный, утопический мир Гранады...

Похожие статьи

Проблема взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI...

Целью данной работы является изучение взаимоотношений испанцев и арабов в Испании XV-XVI вв., представленных в произведении «Повесть

Она состоит из 17-ти глав, в которых ярко и образно в художественной форме описаны события, происходившие в Гранаде накануне её...

Художественная деталь в повести Ричарда Баха “Чайка по...”

На современном этапе развитии лингвистики текста анализ литературного произведения становится невозможным без изучения функционирования в нём художественной детали. Поскольку писатели в своём творчестве довольно часто обращаются к данной...

Музыка как средство создания женских образов и композиционной...

Жизнь героев тургеневских повестей наполнена музыкой: они поют, играют на музыкальных инструментах, говорят о музыке или просто наслаждаются ее звучанием. Их романтические встречи, признания и расставания наделены особой поэтической музыкальностью.

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Музыкальное сопровождение, или музыкальная партитура, являются почти постоянным атрибутом экранного произведения.

В ней звучит тоска и безысходность, это музыка, вызывающая трепет перед холодом и голодом, поразившими мир новой России.

Ромен Роллан — реалист французской литературы

Статьи и большие работы о музыке Роллан писал всю свою жизнь.

Он пишет о музыке как большой знаток, позднее признанный одним из крупнейших музыковедов мира. В двух сборниках о музыке Ромен Роллан стремился объективно судить о творчестве разных музыкантов, но все...

Система анализа в работе над музыкальным произведением

Наблюдая за процессом работы некоторых исполнителей над музыкальным произведением, приходишь к выводу, что поначалу выучивают произведения технически, отдаляя решение художественных задач.

Любовь как идеал в творчестве И.А. Бунина | Статья в журнале...

Художественный мир И.А. Бунина, его творческая лаборатория напрямую связаны с поиском эстетического идеала, который вырастает из образа утраченной России и превращается в образ неизбежности трагизма в любви.

Поэтика парадокса и абсурда в «музыкальных» новеллах...

Музыка, как утверждает Лосев, познаёт мир во вне-пространственных категориях.

Так, воплощённые в художественном пространстве текста новеллы «Немая клавиатура» парадоксы музыки и поэтика абсурда

Музыка – порождение стихийного инобытия смысла, глубинный...

Полемика автора и героя в романе Т. Н. Уайлдера «Мост короля...»

Делая идеализированный, утопический мир Гранады центром повествования, автор в своей книге требует милости к павшим, строгого соблюдения

Жребий быть соперником магистра выпал брату Молодого короля, Мусе. Делая идеализированный, утопический мир Гранады...

Задать вопрос