Ромен Роллан — реалист французской литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 1598 раз

Библиографическое описание:

Худайберганов, Я. И. Ромен Роллан — реалист французской литературы / Я. И. Худайберганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40893/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ромен Роллан (1866–1944) — реалист, художник, драматург, теоретик французской литературы конца XIX и начала XX вв. Он начинал свое творчество с того, чем кончил Анатоль Франс. Однако слишком многое различало их. Путь Роллана падает на совершенно иную эпоху.

Ромен Роллан родился в 1866 году в Кламси в семье нотариуса. Окончил лицей в Париже и Высшую Нормальную школу в 1889 году. Роллан также в июне 1895 года защищает докторскую диссертацию по истории оперы.

С 1893 года писатель читал курс истории искусства и истории музыки в лицее, затем в Нормальной школе, позже до 1912 года в Сорбонне, а также он вел музыкальный отдел в периодических изданиях. Статьи и большие работы о музыке Роллан писал всю свою жизнь.

Во время учения в лицее и в Нормальной школе Роллан познакомился с современными ему философскими школами. Философия идеализма оказала на него большое влияние.

В раннем творчестве писатель был ещё далек от реализма. В 1900 году Ромен Роллан в статье «Яд идеализма» обрущивается на современное ему декадентское искусство.

Первые опубликованные драмы писателя вошли в цикл «Трагедии веры» («Людовик святой» (1897), «Аэрт» (1898)). Первоначальные труды Роллана прошли незамеченными публикой.

В конце 90-х годов XIX века писатель Роллан делает огромный шаг в своем развитии. Он приходит к более глубокому пониманию закономерностей жизни, сущности героического. Писатель создает новый цикл — «Драмы Революции». Он задумал грандиозную драматическую эпопею о французской революции в двенадцати пьесах (из намеченных было написано восемь, и работа эта растянулась на сорок лет). Три пьесы «Волки» (1898), «Дантон» (1899) и «14 июля» (1901) были созданы на грани века. Роллан думал о театре и в 1900 году опубликовал книгу «Народный театр».

Книга «Народный театр» явилась не только итогом теоретических раздумий Роллана по вопросам драматургии, но прежде всего боевой программой нового для Франции того времени искусства. По мнению Роллана, искусство должно вливать в человека бодрость и силы.

Первые годы XX века оказались для писателя Роллана очень трудными. Неудачи постигали его, рушились его лучшие замыслы. Он обрек себя на бедность и одиночество. Глубокий душевный кризис потрясает его. Ромен Роллан как человек духа и мечты, он всю жизнь издает цикл драм из истории. Ромен Роллан пишет серию книг о биографии Микеланджело, Л. Н. Толстого, Л. Бетховена и многих других. Он считал, что опыт жизни и борьбы великих людей поможет человеку выстоять в битвах современности, вдохновит на подвиги.

В начале 1900-х годов Ромен Роллан регулярно печатается в периодической прессе. Он пишет статьи о живописи, книгу о художнике Франсуа Милле, статьи, позднее в сборники «Музыканты наших дней» и «Музыканты прошлых дней». Музыка пользуется особенной любовью писателя.

Музыка для Ромена Роллана — часть его существа, наиболее глубокое выражение его души. Он пишет о музыке как большой знаток, позднее признанный одним из крупнейших музыковедов мира. В двух сборниках о музыке Ромен Роллан стремился объективно судить о творчестве разных музыкантов, но все его симпатии на стороне горделивой, героической, светлой музыки Бетховена, Берлиоза.

Один из лучших произведений писателя Роллана является «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1906), «Жизнь Толстого» (1911).

Ромен Роллан в начале XX века осуществляет свой замысел. И он создает первый монументальный многотомный роман «Жан-Кристоф» (1904–1912).

Над замыслом данного романа Роллан работает более пятнадцати лет. Окончательный роман «Жан-Кристоф» состоит из десяти томов: «Заря» (1903), «Утро» (1903), «Отрочество» (1904), «Бунт» (1906), «Ярмарка на площади» (1907), «Антуанетта» (1907), «В доме» (1908), «Подруги» (1909), «Неопалимая купина» (1911).

Роман Ромена Роллана «Жан-Кристоф» (1904) — это масштабная эпопея. Центром книги является Жан-Кристоф. Он талантливый композитор, родился в Германии. Его прототипом был Бетховен.

«Жан-Кристоф» — это роман о жизни героя от рождения до смерти. Жизнь главного героя протекает в конце XIX — начале XX века.

Роллан в своем романе стремится показать дружбу народов. Жан-Кристоф и Антуанетта, а также друг Жана-Кристофа Оливье. Их связывает чувства сильные, чистые, благородные. Их отношения друг с другом автор считает человеческими.

«Жан-Кристоф» — это и «героическая жизнь», «жизнь великого человека», и «трагедия веры». Данный роман также одновременно и музыковедческое сочинение — труд по искусству, особенно по музыке Европы конца XIX начала XX веков и шире истории европейской мысли, труд, приобщающий Ромена Роллана.

«Жан-Кристоф» — произведение об искусстве, а предметом искусства являются все стороны жизни. Роман, посвященный теме искусства, ставит социальные, политические, философские проблемы, касается проблем морали, воспитания, труда, поднимает вопрос о культуре, о внутреннем облике человека, о его роли в обществе и многие другие. Немалое влияние на Роллана оказали и монументальные романы Толстого, его мастерство воспроизведения больших общественных явлений.

Произведение Ромена Роллана состоит из десяти томов и делится на четыре части, подобно симфонии. Первая часть («Заря», «Утро», «Отрочество»), по признанию автора, — пробуждение чувства героя, перед которым открывается путь в жизнь. Во второй части («Бунт», «Ярмарка на площади») дается история яростной схватки Кристофа с ложью его эпохи, с окружающим обществом, а в третьей части («Антуанетта», «В доме», «Подруги») показана атмосфера нежности и сосредоточенности, она контрастирует с исступлением второй части и наконец, в последней, четвертой части («Неопалимая купина», «Грядущий день») показана картина великих испытаний, сомнений и душевных бурь.

Действие романа сконцентрировано вокруг личности главного героя. Начинается роман плачем новорожденного и заканчивается последним вздохом Кристофа. Ни одно событие, ни одно действующее лицо не существует вне связи с главным героем. Однако без этих второстепенных героев нельзя понять самого Кристофа, человека чрезвычайно общительного, стремившегося отдать свой талант на службу людям. Сюжетная линия романа «Жан-Кристоф» строится в основном на узловых моментах внутренней жизни героя. Внешние стороны его жизни — поступки, действия, события. Все это в глазах Ромена Роллана являются второстепенными и определяются глубокими внутренними причинами.

Особенно внимание необходимо обратить на музыкальность данного романа. Она создается не только тем, что роман посвящен музыке и музыканту, что больше место в нем занимают суждения и описания музыкальных произведений.

Особое место играет изображение главного героя Жан-Кристофа. Он музыкант, «велик сердцем». Кристоф боролся с юных лет против раболепия, глупости, душевной глухоты и пассивности.

Жан-Кристоф в своих творческих поисках приходит к идеалу народного героического искусства. С этих позиций Кристоф и выступает против бесчеловечного искусства своей эпохи.

В последних томах романа Роллан стремится примирить непримиримое. Он утверждает, что талант его героя расцвел… когда тот создавал некое общее… [4, с. 88] Роллан заканчивает девятую книгу своего романа, по его мнению, победой Кристофа над пламенем неопалимой купины, не заметив, что огонь сжёг его героя, превратив его сердце из пылающего факела в кучку остывшего пепла.

Роман «Жан-Кристоф» принес писателю мировую славу: Роллан был награжден Нобелевской премией. Кроме того Французская Академия присудила ему Большую литературную премию.

Произведения Ромена Роллана сливаются в разные формы романного искусства: роман-биография, роман-памфлет, социальный роман, лирический и т. д. Это все приводит особого нового жанра как полифонического романа-поэмы, романа, соответствующего неизмеримой многогранности и многослойности XX века.

Ромен Роллан — это художник-реалист, который оставил огромное наследие.

На всех основных этапах своего развития Французская литература XX века вносила исключительно весомый вклад в мировую художественную культуру. Ромен Роллан своим романом «Жан-Кристоф» и повестью «Кола Брюньон» возродил ренессансную традицию Рабле.

Литература:

  1. Анисимов И. И. Французская классика со времен Рабле до Роллана. М.,1977.
  2. Зарубежная литература XX века. Под ред. профессора З. Т. Гражданской. — М., 1973.
  3. История всемирной литературы. Том 7,8. М., 1991.
  4. Пузиков А. Портреты французских писателей. — М., 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): ромны, главный герой, роман, жизнь, век, музыка, Нормальная школа, писатель.


Похожие статьи

«Долгие ночи» как историко-документальный роман

В романе «Долгие ночи» основные события разворачиваются в 60-е годы прошлого века. События, происходившие в то время на Кавказе, писатель рассматривает в

И нет ни одного намека на нормальное обустройство жизни в твоем собственном доме, так как теория и...

Особенности женского романа как жанра литературы

Исследователь также подчеркивает и главную цель, заключающуюся в утехе и развлечении читательниц, переживаниях женским сердечным неприятностям, создании

Женский роман и отличается наличием вторжения в профессиональную жизнь душевности и приватности, в то...

Маргинальное пространство как знак пути «поколения...»

Основные термины (генерируются автоматически): время, герой, роман, главный герой, пространство, жизнь, романное пространство, научное осмысление, герой повести, художественный мир.

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

При этом бытописательный роман сменяется субъективным, повествующим о жизни души

…В которых отразился век. И современный человек. Изображен довольно верно

главный герой, главная героиня, исповедальный роман, русская критика, современный человек.

К вопросу о жанре семейного романа | Статья в журнале...

Каждая эпоха, каждое направление, каждый писатель создают свою законченную жанровую систему».

Семейный роман объединяет многочисленные повествования о жизни человека в семье.

«Движение романа ведет главного героя (или героев) из большого, но чужого мира...

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Если в литературе соцреализма главного героя характеризует вера в идеалы, то героя сетелитературы — цинизм.

Основные термины (генерируются автоматически): литературный герой, герой, литературная эпоха, том, жизнь, субъект сознания, Автор, герой Алексина...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Творчество писателя, со всеми его взлетами и падениями, с неизбежными противоречиями, и сегодня поражает своим богатством.

Это и есть главный конфликт героя романа — отсутствие какой-либо точки опоры в собственной жизни.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Поэты школы Гарсиласо (поэты эпохи Карла V, освоившие итальянские формы): Уртадо де

Ода «Жизнь в уединении» — одно из самых ранних и самых известных творений.

Вершина его поэзии — сборник «Духовные стихи» (1614) и поэзия, включенная в роман «Доротея».

Дуэль в зеркале русской литературы (по некоторым...)

2. Проследить, как изображается дуэль в произведениях русских писателей 19 века.

Этот поединок уточняет главную проблему романа — проблему чести и образ Петра

5.Выявлена роль дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Похожие статьи

«Долгие ночи» как историко-документальный роман

В романе «Долгие ночи» основные события разворачиваются в 60-е годы прошлого века. События, происходившие в то время на Кавказе, писатель рассматривает в

И нет ни одного намека на нормальное обустройство жизни в твоем собственном доме, так как теория и...

Особенности женского романа как жанра литературы

Исследователь также подчеркивает и главную цель, заключающуюся в утехе и развлечении читательниц, переживаниях женским сердечным неприятностям, создании

Женский роман и отличается наличием вторжения в профессиональную жизнь душевности и приватности, в то...

Маргинальное пространство как знак пути «поколения...»

Основные термины (генерируются автоматически): время, герой, роман, главный герой, пространство, жизнь, романное пространство, научное осмысление, герой повести, художественный мир.

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

При этом бытописательный роман сменяется субъективным, повествующим о жизни души

…В которых отразился век. И современный человек. Изображен довольно верно

главный герой, главная героиня, исповедальный роман, русская критика, современный человек.

К вопросу о жанре семейного романа | Статья в журнале...

Каждая эпоха, каждое направление, каждый писатель создают свою законченную жанровую систему».

Семейный роман объединяет многочисленные повествования о жизни человека в семье.

«Движение романа ведет главного героя (или героев) из большого, но чужого мира...

Литературный герой как основная примета литературной эпохи

Если в литературе соцреализма главного героя характеризует вера в идеалы, то героя сетелитературы — цинизм.

Основные термины (генерируются автоматически): литературный герой, герой, литературная эпоха, том, жизнь, субъект сознания, Автор, герой Алексина...

Жорж Дюруа: феномен «Милого друга» | Статья в журнале...

Творчество писателя, со всеми его взлетами и падениями, с неизбежными противоречиями, и сегодня поражает своим богатством.

Это и есть главный конфликт героя романа — отсутствие какой-либо точки опоры в собственной жизни.

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Поэты школы Гарсиласо (поэты эпохи Карла V, освоившие итальянские формы): Уртадо де

Ода «Жизнь в уединении» — одно из самых ранних и самых известных творений.

Вершина его поэзии — сборник «Духовные стихи» (1614) и поэзия, включенная в роман «Доротея».

Дуэль в зеркале русской литературы (по некоторым...)

2. Проследить, как изображается дуэль в произведениях русских писателей 19 века.

Этот поединок уточняет главную проблему романа — проблему чести и образ Петра

5.Выявлена роль дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Задать вопрос