Библиографическое описание:

Ширшова Н. С. Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды» // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 888-890.

Жизнь героев тургеневских повестей наполнена музыкой: они поют, играют на музыкальных инструментах, говорят о музыке или просто наслаждаются ее звучанием. Их романтические встречи, признания и расставания наделены особой поэтической музыкальностью. C помощью музыки Тургенев показывает нам скрытые стороны души героев, передает сокровенные чувства и предвещает их дальнейшую судьбу. Музыкальный ряд у И. С. Тургенева приобретает самостоятельность, становится подобным герою произведения, влияет на характер героев, их поведение и настроение.

В повести И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды» важную роль в характеристике женских образов и в создании композиционного ряда произведения играет музыка. Так, с точки зрения композиции в повести «Ася» интересно следующее: Впервые Н. Н. знакомится с Гагиным и Асей на коммерше — торжественном празднике для студентов, на который он пошел из любопытства: «Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко» [1, с. 9]. Именно музыка стала причиной встречи главных героев и связала их судьбы вместе.

Немало важно и то, что в двух эпизодах встречается упоминание ланнеровского вальса. Впервые слышит его Н. Н. после первой встречи с Асей на обратном пути от дома Гагина: «Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны моего сердца задрожали в ответ на, те заискивающие напевы» [1, с. 15]. Но не только музыка затронула и взволновала его сердце, но и встреча с Асей. Именно с этого момента началось зарождение чего-то нового, но еще не понятного для героя: «Я чувствовал себя счастливым…Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал…Я был счастлив» [1, с. 15].

Ланнеровский вальс упоминается в повести еще раз: под него танцуют Ася и Н. Н. в конце девятой главы: «Я побежал вслед за нею — и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера…Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание…» [1, с. 37].

В двух этих эпизодах главный герой взволнован, чувствителен, он в смятении и не понимает, что происходит в его душе. Проанализировав повторение этого мотива в повести, можно предположить, что вальс Ланнера символизирует собой некий переломный момент в судьбе Н. Н. и Аси, а также зарождения чувств героев, еще неосознанных, но уже существующих в их сердцах. Но не только встреча и свидания героев наполнены музыкальностью, но и их разлука. Когда Н. Н. навсегда прощается с Асей, музыка утихает и уходит из его жизни, оставляя его в полной тишине наедине с самим собой. Таким образом, мы видим, что с помощью музыкальный ряда И. С. Тургенев выделяет значимые для героев события и кульминационные моменты в повести.

Значимую роль в плане композиции играет музыка и в повести «Вешние воды». Неким предвестником судьбы Санин становится попурри из оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», которую он услышал в парке перед встречей с Полозовой: «…он постоял перед беседкой, в которой помещался оркестр, послушал попурри из «Роберта-Дьявола «…» присел на лавочку — и задумался» [2, с. 188]. Роберт — средневековый рыцарь, его жизнь с рождения была дарована дьяволу. Роль искусителя, дьявола в женской плоти играет Мария Полозова, роль Роберта принадлежит Санину. Полозова желает заполучить душу и тело Санина, и если Роберт из знаменитой оперы не подчиняется злой силе и искушению, то тургеневский герой оказывается полностью в ее власти.

Музыкальный ряд становится своеобразным обрамлением всего произведения: с него начинается и им же заканчивается повесть. Так, эпиграфом к повести И. С. Тургенев избирает строки из старинного романса: «Веселые годы, Счастливые дни — Как вешние воды промчались они!» [2, с. 7]. Данный эпиграф в поэтической, музыкальной форме выражает основную идею произведения и содержит некий итог событий, которые будут происходить в дальнейшем. Также основную функцию выполняет музыка в эпилоге повести, она становится ярким завершением повести и неким итогом всей жизни Санина. Вот так, И. С. Тургенев описывает чувства, которые испытал Санин, окунувшись в воспоминание о потерянной любви: «Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее — и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их передать» [2, с. 156].

Кроме композиционного замысла произведения музыка отражает характер главных героинь повестей «Ася» и «Вешние воды». Музыка играет важную роль в создании образов «тургеневских девушек», она сопровождает героинь в переломные для них моменты, в моменты душевных переживаний, которые вызваны сильным, искренним чувством любви к мужчине.

В повести «Ася» интересна сцена, в которой Ася при одной из встреч с Н. Н. напевает старинный классический романс: «Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты ее приняли такое незначительно, будничное настроение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши. Для довершения сходство она принялась напевать вполголоса «Матушку, голубушку» [1, с. 23].

Песня, исполненная Асей, передает следующие черты характера героини:

-        переменчивость настроения, быстрая смена образа.

Еще вчера она «чудила», а сегодня поет простодушную русскую песню «и шьет в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась» [1, с. 23];

-        социальную среду, в которой воспитывалась Ася, и душу простой «совершенно русской девушки» (в детстве Ася жила в крестьянской среде).

Последний куплет песни передает зарождающиеся чувства героини и становится неким пророчеством дальнейшей трагической судьбы:

«Что это, родимушка, сталося со мной?

Видно, приключился мне злой недуг какой?

Али нет, родимая, чем мне пособить?

— Знать, приспело, дитятко, времечко любить!»

Вся повесть наполнена особой музыкальностью и мелодичностью, которая повсюду сопровождает образ Аси. Музыка наполняет взаимоотношения Аси и Н. Н. особой поэтичностью и усиливает эмоциональный фон их встреч и признаний. Когда Ася навсегда исчезает из жизни Н. Н., вместе с ней исчезает и особая поэтичность и музыкальность.

В повести «Вешние воды» музыкальный ряд выполняет две функции: создает характеристику главных героинь и становится средством их противопоставления.

Джемма любит искусство и в первую очередь музыку. В первый вечер знакомства они с Саниным много говорят о музыке и любимых композиторах. В этот же вечер Джемма исполняет для него итальянскую песню. Герой отмечает, что она не лишена музыкального таланта, и ее голос «несколько слаб, но приятен». Из диалога Санина с Джеммой мы узнаем, что любимым ее композитором является Карл Мария Вебер и ей очень нравится немецкая музыка, наполненная духом романтизма. Джемма говорит Санину о том, «что хотя она сама итальянка, но такую музыку любит больше всего» [2, с. 33]. Интерес героини к немецкой классической музыке говорит о ее романтичной натуре, а итальянские песни, в ее исполнении — о приверженности к традициям. В целом же, музыкальный вкус Джеммы показывает нам, что она разносторонне развитая личность и не лишена музыкального слуха. Сочетание итальянской и немецкой классической музыки говорит о противоречивости характера героини: с одной стороны она импульсивная, энергичная итальянка, с другой — романтическая, чувственная девушка. «Сама тургеневская проза в посвященных Джемме главах отмечена музыкальностью, ритм фраз предельно приближен к музыкальному звучанию … Не случайно так много реминисценций, отголосков и цитат из ранних «Стихотворений в прозе» … Все это окружает образ Джеммы особой музыкальной атмосферой…» [3, с. 31]. Немало важным фактом становится и то, что кроме музыкального таланта главная героиня повести владеет актерским мастерством, она хорошо умеет перевоплощаться и быстро вживается в роль. И как на сцене, так и в жизни Джемма быстро умеет менять свой облик: изменять выражение лица, взгляд и свое настроение.

Совершенно другое отношение к музыке у Марии Полозовой. Из ее диалога с Саниным мы узнаем, что она совсем не любит музыку, нравятся ей только одни русские народные песни и то при определенных обстоятельствах — весной в деревне и с пляской. С одной стороны, это говорит о том, что героиня уважает и чтит русские традиции, с другой стороны о том, что ее не интересует искусство как таковое. Важно и то, что у Полозовой нет никаких увлечений и дарований. Вот так говорит о себе героиня: «…я не учена, и никаких талантов у меня нет. Писать едва умею…право; читать громко не могу; ни на фортепьяно, ни рисовать, не шить — ничего!» [2, с. 132]. Единственный талант, которым обладала Полозова, — это умение соблазнять.

В этом Мария Полозова явно уступает Джемме — человеку развитому, разностороннему и талантливому. И если с Джеммой ассоциируется романтическая, спокойная музыка (немецкая классическая музыка), то с Полозовой напряженная, экспрессивная, дисгармоничная, почти трагическая мелодия (попурри из оперы Мейербера «Роберт-Дьявол»). С помощью музыкального ряда, окружающего главных героинь в повести, их собственных музыкальных предпочтений и талантов И. С. Тургенев создает яркий контраст между характером Полозовой и характером Джеммы. Противопоставление двух женских образов дало Тургеневу возможность и разграничит два типа любви. Первый тип — духовная, нравственная и возвышенна любовь та, которую дарит Санину Джемма. Вторая — любовь плотская, страстная, та которую предлагает Полозова. Философия чувств у Тургенева противопоставляет иллюзорную любовь-страсть истинному чувству. Иррациональное начало в образе Полозовой одерживает верх над чистотой и непорочностью Джеммы.

Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод, что музыкальный ряд в повестях Тургенева «Ася» и «Вешние воды» как средство создания образной характеристики и композиционной структуры произведения выполняет следующие функции:

-        раскрывает характер героев, их чувства и настроения;

-        отражает социальную среду, в которой воспитывались герои; их таланты и увлечения;

-        наполняет особой эмоциональностью и поэтичностью отношения между влюбленными;

-        становится средством противопоставления главных женских образов;

-        играет роль предвестника событий.

Литература:

1.                  Тургенев, И. С. Ася: [повесть] ⁄ И. С. Тургенев. — Алтай.: Алтайское книжное издательство, 1973. — 56 с.

2.                  Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах (30 книгах) ⁄ И. С. Тургенев. — М.: Наука, 1966. — Т. 11. — 544 с.

3.                  Полякова, Л. И. Образ «лишнего человека» в творчестве позднего Тургенева: мон. ⁄ Л. И. Полякова. Повести И. С. Тургенева 70-х годов. — Киев, 1983. — 190с.

Основные термины (генерируются автоматически): «Вешние воды», женских образов, создания женских образов, Тургенева «Ася», главных героинь, Похожая статья, средство создания женских, оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», Тургенева «Вешние воды», женских образов и в, «Вешние воды» важную, «Вешние воды» Библиографическое, «Вешние воды» музыкальный, лишена музыкального, характера героини, встречи главных героев, героев тургеневских повестей, ланнеровского вальса, главных героинь повестей, музыкального таланта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос