Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (59) декабрь 2013 г.

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 9854 раза

Библиографическое описание:

Ширшова, Н. С. Музыка как средство создания женских образов и композиционной системы в повестях И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды» / Н. С. Ширшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 888-890. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8554/ (дата обращения: 19.04.2024).

Жизнь героев тургеневских повестей наполнена музыкой: они поют, играют на музыкальных инструментах, говорят о музыке или просто наслаждаются ее звучанием. Их романтические встречи, признания и расставания наделены особой поэтической музыкальностью. C помощью музыки Тургенев показывает нам скрытые стороны души героев, передает сокровенные чувства и предвещает их дальнейшую судьбу. Музыкальный ряд у И. С. Тургенева приобретает самостоятельность, становится подобным герою произведения, влияет на характер героев, их поведение и настроение.

В повести И. С. Тургенева «Ася» и «Вешние воды» важную роль в характеристике женских образов и в создании композиционного ряда произведения играет музыка. Так, с точки зрения композиции в повести «Ася» интересно следующее: Впервые Н. Н. знакомится с Гагиным и Асей на коммерше — торжественном празднике для студентов, на который он пошел из любопытства: «Вдруг донеслись до меня звуки музыки; я прислушался. В городе Л. играли вальс; контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко» [1, с. 9]. Именно музыка стала причиной встречи главных героев и связала их судьбы вместе.

Немало важно и то, что в двух эпизодах встречается упоминание ланнеровского вальса. Впервые слышит его Н. Н. после первой встречи с Асей на обратном пути от дома Гагина: «Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны моего сердца задрожали в ответ на, те заискивающие напевы» [1, с. 15]. Но не только музыка затронула и взволновала его сердце, но и встреча с Асей. Именно с этого момента началось зарождение чего-то нового, но еще не понятного для героя: «Я чувствовал себя счастливым…Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал…Я был счастлив» [1, с. 15].

Ланнеровский вальс упоминается в повести еще раз: под него танцуют Ася и Н. Н. в конце девятой главы: «Я побежал вслед за нею — и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера…Долго потом рука моя чувствовала прикосновение ее нежного стана, долго слышалось мне ее ускоренное, близкое дыхание…» [1, с. 37].

В двух этих эпизодах главный герой взволнован, чувствителен, он в смятении и не понимает, что происходит в его душе. Проанализировав повторение этого мотива в повести, можно предположить, что вальс Ланнера символизирует собой некий переломный момент в судьбе Н. Н. и Аси, а также зарождения чувств героев, еще неосознанных, но уже существующих в их сердцах. Но не только встреча и свидания героев наполнены музыкальностью, но и их разлука. Когда Н. Н. навсегда прощается с Асей, музыка утихает и уходит из его жизни, оставляя его в полной тишине наедине с самим собой. Таким образом, мы видим, что с помощью музыкальный ряда И. С. Тургенев выделяет значимые для героев события и кульминационные моменты в повести.

Значимую роль в плане композиции играет музыка и в повести «Вешние воды». Неким предвестником судьбы Санин становится попурри из оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», которую он услышал в парке перед встречей с Полозовой: «…он постоял перед беседкой, в которой помещался оркестр, послушал попурри из «Роберта-Дьявола «…» присел на лавочку — и задумался» [2, с. 188]. Роберт — средневековый рыцарь, его жизнь с рождения была дарована дьяволу. Роль искусителя, дьявола в женской плоти играет Мария Полозова, роль Роберта принадлежит Санину. Полозова желает заполучить душу и тело Санина, и если Роберт из знаменитой оперы не подчиняется злой силе и искушению, то тургеневский герой оказывается полностью в ее власти.

Музыкальный ряд становится своеобразным обрамлением всего произведения: с него начинается и им же заканчивается повесть. Так, эпиграфом к повести И. С. Тургенев избирает строки из старинного романса: «Веселые годы, Счастливые дни — Как вешние воды промчались они!» [2, с. 7]. Данный эпиграф в поэтической, музыкальной форме выражает основную идею произведения и содержит некий итог событий, которые будут происходить в дальнейшем. Также основную функцию выполняет музыка в эпилоге повести, она становится ярким завершением повести и неким итогом всей жизни Санина. Вот так, И. С. Тургенев описывает чувства, которые испытал Санин, окунувшись в воспоминание о потерянной любви: «Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее — и неопределеннее всякого слова. Музыка одна могла бы их передать» [2, с. 156].

Кроме композиционного замысла произведения музыка отражает характер главных героинь повестей «Ася» и «Вешние воды». Музыка играет важную роль в создании образов «тургеневских девушек», она сопровождает героинь в переломные для них моменты, в моменты душевных переживаний, которые вызваны сильным, искренним чувством любви к мужчине.

В повести «Ася» интересна сцена, в которой Ася при одной из встреч с Н. Н. напевает старинный классический романс: «Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты ее приняли такое незначительно, будничное настроение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши. Для довершения сходство она принялась напевать вполголоса «Матушку, голубушку» [1, с. 23].

Песня, исполненная Асей, передает следующие черты характера героини:

-        переменчивость настроения, быстрая смена образа.

Еще вчера она «чудила», а сегодня поет простодушную русскую песню «и шьет в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась» [1, с. 23];

-        социальную среду, в которой воспитывалась Ася, и душу простой «совершенно русской девушки» (в детстве Ася жила в крестьянской среде).

Последний куплет песни передает зарождающиеся чувства героини и становится неким пророчеством дальнейшей трагической судьбы:

«Что это, родимушка, сталося со мной?

Видно, приключился мне злой недуг какой?

Али нет, родимая, чем мне пособить?

— Знать, приспело, дитятко, времечко любить!»

Вся повесть наполнена особой музыкальностью и мелодичностью, которая повсюду сопровождает образ Аси. Музыка наполняет взаимоотношения Аси и Н. Н. особой поэтичностью и усиливает эмоциональный фон их встреч и признаний. Когда Ася навсегда исчезает из жизни Н. Н., вместе с ней исчезает и особая поэтичность и музыкальность.

В повести «Вешние воды» музыкальный ряд выполняет две функции: создает характеристику главных героинь и становится средством их противопоставления.

Джемма любит искусство и в первую очередь музыку. В первый вечер знакомства они с Саниным много говорят о музыке и любимых композиторах. В этот же вечер Джемма исполняет для него итальянскую песню. Герой отмечает, что она не лишена музыкального таланта, и ее голос «несколько слаб, но приятен». Из диалога Санина с Джеммой мы узнаем, что любимым ее композитором является Карл Мария Вебер и ей очень нравится немецкая музыка, наполненная духом романтизма. Джемма говорит Санину о том, «что хотя она сама итальянка, но такую музыку любит больше всего» [2, с. 33]. Интерес героини к немецкой классической музыке говорит о ее романтичной натуре, а итальянские песни, в ее исполнении — о приверженности к традициям. В целом же, музыкальный вкус Джеммы показывает нам, что она разносторонне развитая личность и не лишена музыкального слуха. Сочетание итальянской и немецкой классической музыки говорит о противоречивости характера героини: с одной стороны она импульсивная, энергичная итальянка, с другой — романтическая, чувственная девушка. «Сама тургеневская проза в посвященных Джемме главах отмечена музыкальностью, ритм фраз предельно приближен к музыкальному звучанию … Не случайно так много реминисценций, отголосков и цитат из ранних «Стихотворений в прозе» … Все это окружает образ Джеммы особой музыкальной атмосферой…» [3, с. 31]. Немало важным фактом становится и то, что кроме музыкального таланта главная героиня повести владеет актерским мастерством, она хорошо умеет перевоплощаться и быстро вживается в роль. И как на сцене, так и в жизни Джемма быстро умеет менять свой облик: изменять выражение лица, взгляд и свое настроение.

Совершенно другое отношение к музыке у Марии Полозовой. Из ее диалога с Саниным мы узнаем, что она совсем не любит музыку, нравятся ей только одни русские народные песни и то при определенных обстоятельствах — весной в деревне и с пляской. С одной стороны, это говорит о том, что героиня уважает и чтит русские традиции, с другой стороны о том, что ее не интересует искусство как таковое. Важно и то, что у Полозовой нет никаких увлечений и дарований. Вот так говорит о себе героиня: «…я не учена, и никаких талантов у меня нет. Писать едва умею…право; читать громко не могу; ни на фортепьяно, ни рисовать, не шить — ничего!» [2, с. 132]. Единственный талант, которым обладала Полозова, — это умение соблазнять.

В этом Мария Полозова явно уступает Джемме — человеку развитому, разностороннему и талантливому. И если с Джеммой ассоциируется романтическая, спокойная музыка (немецкая классическая музыка), то с Полозовой напряженная, экспрессивная, дисгармоничная, почти трагическая мелодия (попурри из оперы Мейербера «Роберт-Дьявол»). С помощью музыкального ряда, окружающего главных героинь в повести, их собственных музыкальных предпочтений и талантов И. С. Тургенев создает яркий контраст между характером Полозовой и характером Джеммы. Противопоставление двух женских образов дало Тургеневу возможность и разграничит два типа любви. Первый тип — духовная, нравственная и возвышенна любовь та, которую дарит Санину Джемма. Вторая — любовь плотская, страстная, та которую предлагает Полозова. Философия чувств у Тургенева противопоставляет иллюзорную любовь-страсть истинному чувству. Иррациональное начало в образе Полозовой одерживает верх над чистотой и непорочностью Джеммы.

Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод, что музыкальный ряд в повестях Тургенева «Ася» и «Вешние воды» как средство создания образной характеристики и композиционной структуры произведения выполняет следующие функции:

-        раскрывает характер героев, их чувства и настроения;

-        отражает социальную среду, в которой воспитывались герои; их таланты и увлечения;

-        наполняет особой эмоциональностью и поэтичностью отношения между влюбленными;

-        становится средством противопоставления главных женских образов;

-        играет роль предвестника событий.

Литература:

1.                  Тургенев, И. С. Ася: [повесть] ⁄ И. С. Тургенев. — Алтай.: Алтайское книжное издательство, 1973. — 56 с.

2.                  Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах (30 книгах) ⁄ И. С. Тургенев. — М.: Наука, 1966. — Т. 11. — 544 с.

3.                  Полякова, Л. И. Образ «лишнего человека» в творчестве позднего Тургенева: мон. ⁄ Л. И. Полякова. Повести И. С. Тургенева 70-х годов. — Киев, 1983. — 190с.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, музыкальный ряд, повесть, вальс, вод, встреча, музыкальный талант, особая поэтичность, социальная среда, характер героев.


Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Суетность, торопливость ему чужды. Его герои духовно красивы — он воспевает труд, любовь, верность.

Методическую основу уроков музыки составляют как специальные умения, так и понятийные

18. Какая часть не входит в музыкальные иллюстрации к повести «Метель»?

Развитие творческих способностей младших подростков в рамках...

В музыкальном драматическом спектакле, музыка не является «главным действующим лицом», а

И всё же сладки часы расставанья, компенсируют блаженства минуты свиданья. Хоровое произведение-действо — С. Рахманинова на слова Ф. Тютчева «Весенние воды».

Музыка и литература | Статья в журнале «Молодой ученый»

Вспомните о Грибоедове и его не только литературном, но и музыкальном наследии. Лев Толстой прекрасно играл на рояле и сочинял музыку, его вальс не менее известен, чем вальс Грибоедова.

5. Есть и особые уроки, которые немыслимы без музыки.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Музыкальный ряд: песни «С чего начинается Родина», «Гимн Туапсе», «Чёрное море», авторская песня «Туапсинский вальс», фоновая музыка.

По — особому небо там кажется синим, по-особому пахнут там вишни! Это место, где ты появился на свет, называют частенько...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения

Послушайте музыку апреля, которая похожа на вальс. Мелодия стремится вверх, растет

По характеру дарования признать его лириком и драматургом — психологом, великим...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цвета — в живописи, слов — в поэзии, волновало многих людей с давних времён.

Так появились на мольбертах яркие разноцветные картины героев музыкальных произведений.

Методика использования выразительных средств...

Но чаще всего речь идет о своеобразной музыкальной драматургии сценария, которая

Особенно удачно используется оно в прологе, помогает перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовит к последующей встрече с героями этих событий.

Формирование экологического сознания через восприятие...

А также существует целый ряд музыкальных произведений, которые помогут педагогу в доступной форме

И конечно же здесь использовался материал Фридерика Шопена «Весенний вальс».

С дошкольниками обсуждали характер музыки, говорили о соответствии названию.

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Таким образом,музыкальное восприятие (восприятие музыки) — это процесс целостного

Каждое утро и каждый вечер набирала она в ладоши родниковую воду и разбрызгивала её на травы, на цветы, на луга.

— Какую вы услышали осень? Какая по характеру была музыка?

Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Суетность, торопливость ему чужды. Его герои духовно красивы — он воспевает труд, любовь, верность.

Методическую основу уроков музыки составляют как специальные умения, так и понятийные

18. Какая часть не входит в музыкальные иллюстрации к повести «Метель»?

Развитие творческих способностей младших подростков в рамках...

В музыкальном драматическом спектакле, музыка не является «главным действующим лицом», а

И всё же сладки часы расставанья, компенсируют блаженства минуты свиданья. Хоровое произведение-действо — С. Рахманинова на слова Ф. Тютчева «Весенние воды».

Музыка и литература | Статья в журнале «Молодой ученый»

Вспомните о Грибоедове и его не только литературном, но и музыкальном наследии. Лев Толстой прекрасно играл на рояле и сочинял музыку, его вальс не менее известен, чем вальс Грибоедова.

5. Есть и особые уроки, которые немыслимы без музыки.

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

Музыкальный ряд: песни «С чего начинается Родина», «Гимн Туапсе», «Чёрное море», авторская песня «Туапсинский вальс», фоновая музыка.

По — особому небо там кажется синим, по-особому пахнут там вишни! Это место, где ты появился на свет, называют частенько...

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает особое место в курсе обучения

Послушайте музыку апреля, которая похожа на вальс. Мелодия стремится вверх, растет

По характеру дарования признать его лириком и драматургом — психологом, великим...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цвета — в живописи, слов — в поэзии, волновало многих людей с давних времён.

Так появились на мольбертах яркие разноцветные картины героев музыкальных произведений.

Методика использования выразительных средств...

Но чаще всего речь идет о своеобразной музыкальной драматургии сценария, которая

Особенно удачно используется оно в прологе, помогает перенести участников в эпоху тех или иных исторических событий, готовит к последующей встрече с героями этих событий.

Формирование экологического сознания через восприятие...

А также существует целый ряд музыкальных произведений, которые помогут педагогу в доступной форме

И конечно же здесь использовался материал Фридерика Шопена «Весенний вальс».

С дошкольниками обсуждали характер музыки, говорили о соответствии названию.

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Таким образом,музыкальное восприятие (восприятие музыки) — это процесс целостного

Каждое утро и каждый вечер набирала она в ладоши родниковую воду и разбрызгивала её на травы, на цветы, на луга.

— Какую вы услышали осень? Какая по характеру была музыка?

Задать вопрос