Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина «В поле чистом…» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 10.04.2015

Статья просмотрена: 2255 раз

Библиографическое описание:

Горячева, С. А. Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина «В поле чистом…» / С. А. Горячева, Г. Т. Чучалина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/115/ (дата обращения: 26.04.2024).

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром: она воздействует на человека, делая его лучше, чище, помогая разобраться в путанице мыслей, чувств, душевных стремлений. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, постоянно открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Каждая строчка его наследия — национальное достояние, каждое произведение — предмет многолетних размышлений ученых, поэтому так сложно сказать что-то новое, оригинальное о творчестве великого поэта.

Предметом нашего исследования стало небольшое неоконченное стихотворение А. С. Пушкина «В поле чистом серебрится…». Цель работы — сделать филологический анализ этого произведения, основываясь на литературных закономерностях и субъективном восприятии стихотворения. В процессе работы мы остановились на таких аспектах, как связь с биографией поэта, взаимоотношения формы и содержания произведения, наличие аллюзий и реминисценций в этом стихотворении.

Стихотворение А. С. Пушкина «В поле чистом…» было создано в конце творческого пути автора, в 1833 году. Он во второй раз приехал в Болдино, чтобы завершить свою «Историю Пугачева» и осуществить другие замыслы, которые стремительно зрели в дороге. Известно, что перед этим поэт очень много ездил по пугачевским местам Урала и Поволжья, так как этого требовала работа над историческими произведениями «История Пугачевского бунта» и «Капитанская дочка». Поэту было важно побывать там, где происходили эти события, поговорить со старожилами, с людьми, которые помнили вождя народного восстания. Вполне возможно, в одной из бесконечных поездок по оренбургским степям и было задумано это стихотворение. Оно осталось неоконченным, скорее всего потому, что замыслы гораздо более глобальные волновали поэта. Пушкин работал жадно, почти всегда параллельно над несколькими произведениями. Через полтора месяца творческого уединения была готова рукопись «Истории Пугачева», написаны «Песни западных славян», стихотворение «Осень», повесть «Пиковая дама», две сказки, поэма «Анджело».

«Вот уж неделю, как я в Болдине, привожу в порядок мои записки о Пугачеве, а стихи пока еще спят», — пишет он жене 8 октября 1833 года.

Затем Пушкин вплотную приступает к работе над петербургской поэмой «Медный всадник». А небольшое, скромное стихотворение «В поле чистом серебрится…» больше не привлекает внимания поэта.

Надо отметить, что 1833–1834 годы начинают последний, исключительно тяжёлый период жизни Пушкина. Авторитет первого русского поэта сохраняется за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 20-х годов; глубочайшие же открытия зрелого Пушкина расцениваются публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Много позднее В. Г. Белинский напишет: «Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом».

Тема стихотворения «В поле чистом…» традиционна для лирики Пушкина — это тема дороги. Мы можем вспомнить такие стихотворения автора, как «Зимняя дорога» (1826 г.), «Бесы» (1830), «Путешествие в Арзрум»(1829). Он часто путешествовал по просторам России и не только по своей воле (Южная ссылка, ссылка в Михайловское).

Попробуем провести некоторые параллели. При сравнении двух произведений: «В поле чистом серебрится…» и «Зимняя дорога» — становится очевидным их тематическое и семантическое единство:

«Зимняя дорога».

Волнистые туманы

По дороге зимней

Тройка... бежит

Скучно, грустно

Что-то... родное

Разгульное удалое

«В поле чистом…».

Снег волнистый

По дороге столбовой

Тройка мчится

В часы дорожной скуки

Грустен ветра дальний вой

Родные звуки

Песни удалой.

 

Широко использованные в стихотворении «В поле чистом серебрится…» аллюзии, например: «…еду, еду в чистом поле» («Бесы»), «скучно, грустно… путь мой скучен» («Зимняя дорога») и другие могут служить доказательством того, что стихотворение не отличается новизной содержания. Мы задались вопросом, зачем А. С. Пушкин обращается к старым мотивам, рисует заново уже использованные когда-то образы? Нужно отметить, однако, что среди всех «дорожных» стихотворений это наиболее близко к фольклору. Предмет изображения в стихотворении также характерен для русских народных песен: зимняя дорога, ранняя ночная мгла, резвая тройка, неяркий свет месяца, вой ветра… Вспомним песни, сочиненные от лица ямщика: «Тройка мчится, тройка скачет», «Ой, мороз, мороз…», «По дороге снег кружится», или же от лица седока: «Смолкнул мой ямщик…», «Молчи, ямщик!» Можно также отметить языковые особенности, которые сближают пушкинский текст с народными песнями, возьмём хотя бы обилие постоянных эпитетов: «поле чистое», «дорога столбовая», «месяц ясный», «песня удалая». Невозможно предположить, чтобы это было случайностью. Пушкин намеренно отсылает нас к фольклорной традиции. Об этом же говорит фраза «сладки мне родные звуки». Звуки могут быть приятны для слуха, но поэт выбирает фольклорное — «сладки». Делаем вывод, что стихотворение «В поле чистом серебрится…» отличается безыскусностью, обнаженной простотой, но самое главное необычной формой — по структуре мы можем отнести его к жанру сонета.

Сонетом в литературоведении считают лироэпическое произведение, состоящее из четырнадцати строк, расположенных в особом порядке: 2 четверостишия (катрена) и 2 трехстишия (терцета), написанное чаще пятистопным или шестистопным ямбом (возможен четырехстопный). Есть разновидности сонетов, отличающиеся рифмовкой, стопностью, композицией. Выделают такие виды сонетов, как французский, голландский, английский. Последний рассмотрим подробнее: он состоит из 3 четверостиший и 1 двустишия, пишется пятистопным ямбом.

Как вид поэтического стихотворения сонет возник в Италии в XIII веке и стал популярен в Европе. В русской поэзии распространению жанра сонета способствовали переводы В. К. Тредиаковским сонетов французского писателя Жака де Барро. Традицию обращения к этому жанру продолжили многие известные поэты XIX-XX вв.: В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, А. А. Фет, И. А. Бунин и другие.

Интересно замечание известного советского литературоведа Л. П. Гроссмана по поводу отклонения от традиций в сонетах Пушкина. Во-первых, это невыдержанность системы рифмовки канона, во-вторых, скупость на различные грамматические глагольные рифмы, в-третьих, повторение однозначных слов в строке и прочие [3]. Все же считается, что, «несмотря на отступления, вполне оправданные внутренней логикой этих стихотворений, сонеты Пушкина — бесспорно классические сонеты в их русской традиции» [6].

По мнению ведущего специалиста в современном лингвостиховедении В. Н. Перцова, в творчестве Александра Сергеевича Пушкина можно выделить три сонета, написанные в 1830 году, и еще один, обнаруженный американским исследователем Дж. Т. Шоу в конце двенадцатой сцены трагедии «Борис Годунов» [5].

Форма сонета также была найдена в произведении «В поле чистом серебрится…», при жизни не опубликованном.

Формально произведение написано как неоконченный английский сонет с классическим делением на три катрена и один терцет. Рифмовка перекрестная (adad), но вот размер — четырехстопный ямб. Вспомним, что классический английский сонет должен был быть написан пятистопным ямбом.

В первом четверостишие автор рисует экспозицию происходящего вокруг, тем самым задавая главную тему сонета. Далее следует основная часть, логически связанная с главной мыслью. Двустишие содержит афористическую мысль, которая подытоживает все выше сказанное и придает идейную завершенность: «Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?». С первых строк автор разворачивает перед читателем картину зимней ночи: «В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой». Динамизм повествованию придает использование параллельных синтаксических конструкций с простыми сказуемыми, выраженными глаголами несовершенного вида: серебрится снег, светит месяц, тройка мчится.

Пушкин первым из русских поэтов открыл для читателей пейзаж средней полосы России. Он лаконичен в создании образа русской дороги: «тройка мчится по дороге столбовой». Этим определением подчеркивается однообразие русских дорог, что подметил и В. Г. Белинский: «…поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…» [1].

Безмолвию природы противопоставлено общение пассажира и ямщика. Троекратный призыв: «Пой», выраженный глаголом повелительного наклонения, указывает на установившийся между ними контакт и родство душ: «Сладки мне родные звуки», «Я молча, жадно буду слушать голос твой». Душевная пустота и оторванность от человеческого мира, подчеркивается семантическим тропом, фрагментарным описанием природы: «Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой». Несмотря на веселого попутчика, лирический герой хочет скорее возвратиться домой. Дорога не может подарить тепло и уют, которые ждут его дома.

Стихотворение автор заканчивает строчкой из народной песни: «Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?» Здесь за кажущейся бессюжетностью, скрывается гамма чувств. Именно в этом сонете Пушкин соединил дорожную скуку, одиночество, бесприютность с ощущением величия природы и стремлением к безмятежности и домашнему уюту. Ступенями лестницы, по выражению еще одного исследователя творчества поэта, В. Д. Берестова, были чувства, вызванные, в душе поэта народной песней [2]. Выразительность художественной речи усиливается при использовании приема аллитерации. В первой строфе повторением звуков (ч), (с), (р) автору удалось передать звук скрипа снега под ногами лошадей. Погрузить читателя в атмосферу дороги, путешествия по безграничному полю, засыпанному снегом. Поэт не приукрашивает природу, а показывает её в естественной красоте. Белинский отмечал способность Пушкина видеть прекрасное в простых вещах: «…он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический» [1]. Проанализировав построение стихотворения «В поле чистом серебрится…» и его содержание, можно прийти к выводу о том, что это не что иное, как сонет. Количество строк, как и должно быть, четырнадцать. Строки разбиваются как в английском сонете, то есть три четверостишия (катрена) и одно двустишие. Каждая строфа имеет синтаксическую законченность. Проявляется точность рифм: adad и присутствует чередование мужских и женских рифмовок: серебрится-мчится; рябой-столбовой.

Итак, произведения «Зимняя дорога» и «В поле чистом серебрится…» очень похожи друг на друга, можно предположить, что после написания трех сонетов и их публикации в 1830 году, поэт решил вернуться к этому литературному жанру и видоизменить свое предыдущее стихотворение «Зимняя дорога». Пушкин, по справедливому замечанию В. Д. Берестова, не просто вывел «лестницу чувств» из народной поэзии и сделал ее явлением литературы. Он сочетал ее с сюжетом, с фабулой, с иными, не песенными жанрами, с нерусским жизненным материалом, внеся вклад русского народа в мировую литературу. Экспериментируя с формой стихотворения «Зимняя дорога», Пушкин написал английский сонет «В поле чистом серебрится», в котором развил тему дорожной скуки и ожидания скорейшего возвращения домой.

 

Литература:

 

1.      Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Издательство Советская Россия. М.: 1984.

2.      Берестов В. Д. Лестница чувств (http://vagant2003.narod.ru).

3.      Гроссман Л. П. Мастера сонета./Собрание сочинений в пяти томах, Том IV. Мастера слова, Москва, 1928 г.

4.      Добролюбов Н. А. О степени участия народности в развитии русской литературы. Литературная критика, М., ГИХЛ, 1961 г.

5.      Перцов Н.В Сонетный триптих Пушкина (http://feb-web.ru).

6.      Романов Б. А. Русский сонет [Текст]: сонеты русских поэтов XVIII — начала XX века / сост., вступ. ст., подготовка текстов и примеч. Б. Романова. — М.: Сов. Россия, 1983. — 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, дорога, пол, дорожная скука, поэзия Пушкина, поэт, сонет, стихотворение, английский сонет, пятистопный ямб.


Похожие статьи

К вопросу об анализе поэтических переводов (окончание)

Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина... В русской поэзии распространению жанра сонета способствовали переводы В. К. Тредиаковским сонетов.

В поэму введены две песни, выделяющихся размером из четырехстопных и пятистопных ямбов основного повествования.

Проект по литературе «Ох уж эти размеры!» | Статья в журнале...

(четырехстопный ямб). Михаил Васильевич Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить

Основные термины (генерируются автоматически): четырехстопный ямб, Пушкин, пятистопный ямб, четырехстопный хорей, слог, размер стиха...

Особенности стихосложения поэзии серебряного века

Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к

Среди этих стихотворений Ямбом было написано одиннадцать стихотворений, Хореем два, Дактилем одно, Амфибрахием одно...

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

Проанализировав стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Телега жизни», можно с уверенностью утверждать, что автору удалось при помощи развернутой метафоры просто и лаконично донести идею о бесполезности попыток человека повлиять на ход времени, истории.

Анализ сонета Камило Пессаньи «У надгробной плиты»

Сонет − твёрдая стихотворная форма (poemas de forma fixa), впервые появляется в португальской поэзии в XVI веке в творчестве

Начиная же с XVI века в творчестве придворных поэтов под влиянием итальянской поэзии выделяются два вида десятисложника: decassílabo...

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Волошин написал стихотворение пятистопным хореем, который можно связать в русской поэзии с традиционным мотивом дороги (например, Ф. Тютчев «Вот бреду я вдоль большой дороги», М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»).

Фонетические, лексические, синтаксические средства...

Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» было создано в 1828 году.

Пушкин говорит не только о несправедливом социальном устройстве общества, но и о внутренней несвободе человека, о его

Стихотворение состоит из девяти четверостиший. Оно написано четырехстопным ямбом.

Ударение в поэзии: норма или поэтическая вольность

Так уж повелось, что стихи большинством людей воспринимаются как образцовая, правильная речь. Приходилось слышать: «...еще у Лермонтова в стихах

Вольность поэтическая — допускаемое в стихах по традиции незначительное отклонение от языковых норм: «Из пламя и...

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

В статье раскрываются особенности онейропоэтики поэзии Я. П. Полонского на основе выявления значимости вставных сновидческих эпизодов в сюжетах стихотворений «Зимний путь» и «Колокольчик». Ключевые слова: сон, сюжет, онейропоэтика, «путевая» дума...

Похожие статьи

К вопросу об анализе поэтических переводов (окончание)

Элементы сонета в стихотворении А. С. Пушкина... В русской поэзии распространению жанра сонета способствовали переводы В. К. Тредиаковским сонетов.

В поэму введены две песни, выделяющихся размером из четырехстопных и пятистопных ямбов основного повествования.

Проект по литературе «Ох уж эти размеры!» | Статья в журнале...

(четырехстопный ямб). Михаил Васильевич Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить

Основные термины (генерируются автоматически): четырехстопный ямб, Пушкин, пятистопный ямб, четырехстопный хорей, слог, размер стиха...

Особенности стихосложения поэзии серебряного века

Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века — это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к

Среди этих стихотворений Ямбом было написано одиннадцать стихотворений, Хореем два, Дактилем одно, Амфибрахием одно...

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

Проанализировав стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Телега жизни», можно с уверенностью утверждать, что автору удалось при помощи развернутой метафоры просто и лаконично донести идею о бесполезности попыток человека повлиять на ход времени, истории.

Анализ сонета Камило Пессаньи «У надгробной плиты»

Сонет − твёрдая стихотворная форма (poemas de forma fixa), впервые появляется в португальской поэзии в XVI веке в творчестве

Начиная же с XVI века в творчестве придворных поэтов под влиянием итальянской поэзии выделяются два вида десятисложника: decassílabo...

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Волошин написал стихотворение пятистопным хореем, который можно связать в русской поэзии с традиционным мотивом дороги (например, Ф. Тютчев «Вот бреду я вдоль большой дороги», М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»).

Фонетические, лексические, синтаксические средства...

Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» было создано в 1828 году.

Пушкин говорит не только о несправедливом социальном устройстве общества, но и о внутренней несвободе человека, о его

Стихотворение состоит из девяти четверостиший. Оно написано четырехстопным ямбом.

Ударение в поэзии: норма или поэтическая вольность

Так уж повелось, что стихи большинством людей воспринимаются как образцовая, правильная речь. Приходилось слышать: «...еще у Лермонтова в стихах

Вольность поэтическая — допускаемое в стихах по традиции незначительное отклонение от языковых норм: «Из пламя и...

Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского

В статье раскрываются особенности онейропоэтики поэзии Я. П. Полонского на основе выявления значимости вставных сновидческих эпизодов в сюжетах стихотворений «Зимний путь» и «Колокольчик». Ключевые слова: сон, сюжет, онейропоэтика, «путевая» дума...

Задать вопрос