Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности и тропы в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 09.03.2015

Статья просмотрена: 28930 раз

Библиографическое описание:

Матенов, Р. Б. Фонетические, лексические, синтаксические средства выразительности и тропы в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» / Р. Б. Матенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 826-828. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16111/ (дата обращения: 26.04.2024).

Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» было создано в 1828 году. Его можно отнести одновременно и к вольнолюбивой, и к философской лирике. Границы между этими разделами стираются потому, что тема рабства вообще перетекает в тему рабства духовного. Пушкин говорит не только о несправедливом социальном устройстве общества, но и о внутренней несвободе человека, о его нравственном рабстве.

Итак, темой стихотворения является тема рабства.

Идея заключается в том, что рабство априори не может служить ничему хорошему, оно неизбежно будет порождать все большее и большее зло.

В доказательство этого проследим за сюжетной линией стихотворения:

Человека человек Послал к анчару властным взглядом →

И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом…И умер бедный раб→

А князь тем ядом напитал свои послушливые стрелы →

И …гибель разослал К соседям…

То есть не сам по себе анчар — зло. Он лишь страшное явление природы. Череда бед начинается с рабской покорности одного человека другому. Раб достает яд и князь шлет смерть уже многим тысячам людей.

С точки зрения композиции в стихотворении можно выделить две смысловые части.

В первых пяти строфах дается описание ядовитого «дерева смерти». Пушкин явно гиперболизирует чудовищные свойства анчара:

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила

Яд каплет сквозь его кору…

Страшное дерево обходят стороной и звери, и птицы. Но примечательно, что все живые существа вправе сами выбирать, подходить ли им к дереву. И даже природные явления могут действовать по своей воле:

Вихорь …мчится прочь

Туча оросит, блуждая…

Резкий контраст логичным поступкам живой и неживой природы составляют действия людей во второй композиционной части «Анчара»: владыка посылает раба на смерть ради смерти других людей.

Мое внимание привлек один авторский прием. В первых строфах автор олицетворяет природу, она действует, как человек:

Анчар стоит, как часовой

Природа породила и напоила

Вихорь набежит и мчится

Туча оросит, блуждая

А в шестой строфе Пушкин «опредмечивает» человека: тот «послушно в путь потек»

Помимо олицетворения, Александр Сергеевич использует и другие тропы.

В частности, стихотворение насыщено метафорическими эпитетами:

Жаждущие степи

Пустыня чахлая и скупая

Мертвая зелень

Тлетворный вихорь

Дремучий лист

Ядовитый дождь

Песок горючий

Послушливые стрелы

Есть также эпитеты оценочные:

Грозный часовой

Густая прозрачная смола

Властный взгляд

Бледное чело

Бедный раб

Непобедимый владыка

Несколько раз встречаются метафоры, выраженные творительным падежом:

Яд «застывает смолою»

Пот «струился ручьями»

В первой строфе встречается сравнение:

Анчар, как грозный часовой.

Можно найти примеры метонимии:

Человека человек Послал к анчару властным взглядом (не буквально взглядом)

И тот ….возвратился с ядом (не собственно с ядом, а со смолой и листьями)

Князь … гибель разослал (не собственно гибель была на стрелах)

Для придания выразительности, образности Пушкин мастерски использует стилистические фигуры и средства синтаксиса.

Многосоюзие (повтор союза «И») организует анафору в начале многих строк. Повтор союза «И» в начале строк придает особый ритм стихотворению. Ритм стихотворения как бы гипнотизирует читателя, заставляя верить в обреченность раба.

Контраст, наблюдающийся между смысловыми частями стихотворения, в предпоследней строфе затачивается до антитезы: бедный раб — непобедимый владыка.

В этой же строфе мы можем заметить градацию: раб принес — ослабел- лег- умер.

Трижды встречаются авторские тире:

1.                  Стоит — один во все вселенной

2.                  На древо смерти набежит — и мчится прочь, уже тлетворный.

3.                  Принес — и ослабел и лег.

Авторское тире акцентирует внимание на важных смысловых моментах текста.

Своеобразно употребление лексики. В тексте «Анчара» встречается много старославянизмов, что придает стихотворению торжественность и схожесть с библейскими «вечными» текстами:

Жаждущих

Блуждая

Чуждые

(сочетание ЖД- признак старославянизмов)

Древо

Тлетворный

Дремучий

Бледному

Хладными

Владыка

(неполногласные сочетания РА, ЛА. РЕ. ЛЕ –признак старославянизмов)

Возвратился, породила, набежит, напитал (Старославянские приставки)

Чело, раскаленной, потек- старославянские слова.

В тексте используются слова с негативным значением. В частности, много слов из смысловой группы, указывающей на гибель:

Зелень мертвую

Древо смерти

Тлетворный

Смертную смолу

Увядшими листами

Умер бедный раб

Гибель разослал

Выбор слов с подобной смысловой окраской помогает Пушкину подчеркнуть идею пагубного воздействия рабства на общество в целом и на личность в частности.

На уровне звукописи хотелось бы отметить частое повторение звука [р]. Это продолжается на протяжении всего стихотворения. В частности:

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Мне сочетание подобных звуков напоминает карканье ворон вперемежку с неясным клекотом стервятников. В сознании невольно всплывают подобные ассоциации, хотя в стихотворении не упоминается об этих птицах.

Стихотворение состоит из девяти четверостиший. Оно написано четырехстопным ямбом. Третья стопа практически каждой строки — пиррихий (стопа без ударения). Последние стропы в четных строках — с наращением (с дополнительным безударным слогом). Способ рифмовки — перекрестный. Рифмы точные. В нечетных строках мужская рифма (ударение падает на последний слог), в четных — женская (ударение падает на предпоследний слог).

Многообразие фонетических, лексических, синтаксических средств выразительности, особое построение композиции и идейно-тематическое своеобразие произведения ставят «Анчар» А. С. Пушкина в ряд величайших шедевров мировой литературы.

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, бедный раб, древо смерти, стихотворение, властный взгляд, Гибель, повтор союза, признак старославянизмов, Человек человек.


Похожие статьи

Преобразование традиций высокого стиля в творчестве...

Имя Александра Сергеевича Пушкина и сегодня вызывает живой интерес и отклик не только у людей

- выявить взгляд А. С. Пушкина на пути развития русского литературного языка

В более поздних стихотворениях и в прозаических произведениях старославянизмы...

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти»...

Страх смерти нашел отражение в искусстве тогда, когда человек вновь открыл ценность сотворенного, не

Здесь и представлено его стихотворение «Пляска смерти» (приложение 2), которое принадлежит группе

Регулярный композиционный повтор «плясовых» частей...

Творческая история лирических произведений через призму писем...

По крайней мере, три признака указывают на то, что это первый приступ Пушкина к

Слаб и робок человек. Снег умом — и все тревожит. Во-вторых, это стихотворение наиболее

Другим интересным примером творческой истории, на наш взгляд, является стихотворение «К***».

Демьян Бедный и Сталин. По материалам переписки

Стихотворение из “Известий” в восьмитомник сочинений Д. Бедного не вошло» [2, с. 198].

«После учредительного съезда Союза писателей СССР встал вопрос о награждении Демьяна Бедного

4. Бразуль И. Демьян Бедный. Серия «Жизнь замечательных людей». М., 1967.

Стилистические особенности и философская проблематика...

Человек, заблудившийся в пустыне, стал роптать на бога. Бог дарует ему спасение в виде колодца с прохладной водой.

Использование старославянизмов придает тексту звучание, схожее со звучанием

Повторение союза И тоже способствует такому пониманию текста.

«Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу...»

Люди, ставшие героями политических стихотворений Пушкина, омрачили правление императора Александра I свирепостью нравов, чинопочитанием

Нерон же без него правдиву смерть узрит. «К портрету Дельвига» [1]. Существуют два взгляда на это стихотворение.

Созвучие эпох: «Божественная комедия» Данте и роман Т. Толстой...

Там нет плодов, и яд в шипах древес… Там гнезда гарпий, их поганый след…

«Поистине, – писала А. Ахматова о Данте, – этот Человек победил смерть и ее верную служанку – забвение» [1, 725].

Так, в стихотворении «Стихи к Пушкину» М. Цветаева писала

«Не славой — участью я равен был тебе…» (Русский поэт...)

И Господь твой щедрейший … научил человека тому, чего он не знал” (96: 1–5). Так родились первые пять аятов, положившие начало Корану

В стихотворении “К Овидию” поэт писал: “Не славой — участью я равен был тебе…” (II, 198). Пушкина не могла не увлечь натура...

Похожие статьи

Преобразование традиций высокого стиля в творчестве...

Имя Александра Сергеевича Пушкина и сегодня вызывает живой интерес и отклик не только у людей

- выявить взгляд А. С. Пушкина на пути развития русского литературного языка

В более поздних стихотворениях и в прозаических произведениях старославянизмы...

Трансформация аллегорического сюжета «Пляски смерти»...

Страх смерти нашел отражение в искусстве тогда, когда человек вновь открыл ценность сотворенного, не

Здесь и представлено его стихотворение «Пляска смерти» (приложение 2), которое принадлежит группе

Регулярный композиционный повтор «плясовых» частей...

Творческая история лирических произведений через призму писем...

По крайней мере, три признака указывают на то, что это первый приступ Пушкина к

Слаб и робок человек. Снег умом — и все тревожит. Во-вторых, это стихотворение наиболее

Другим интересным примером творческой истории, на наш взгляд, является стихотворение «К***».

Демьян Бедный и Сталин. По материалам переписки

Стихотворение из “Известий” в восьмитомник сочинений Д. Бедного не вошло» [2, с. 198].

«После учредительного съезда Союза писателей СССР встал вопрос о награждении Демьяна Бедного

4. Бразуль И. Демьян Бедный. Серия «Жизнь замечательных людей». М., 1967.

Стилистические особенности и философская проблематика...

Человек, заблудившийся в пустыне, стал роптать на бога. Бог дарует ему спасение в виде колодца с прохладной водой.

Использование старославянизмов придает тексту звучание, схожее со звучанием

Повторение союза И тоже способствует такому пониманию текста.

«Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу...»

Люди, ставшие героями политических стихотворений Пушкина, омрачили правление императора Александра I свирепостью нравов, чинопочитанием

Нерон же без него правдиву смерть узрит. «К портрету Дельвига» [1]. Существуют два взгляда на это стихотворение.

Созвучие эпох: «Божественная комедия» Данте и роман Т. Толстой...

Там нет плодов, и яд в шипах древес… Там гнезда гарпий, их поганый след…

«Поистине, – писала А. Ахматова о Данте, – этот Человек победил смерть и ее верную служанку – забвение» [1, 725].

Так, в стихотворении «Стихи к Пушкину» М. Цветаева писала

«Не славой — участью я равен был тебе…» (Русский поэт...)

И Господь твой щедрейший … научил человека тому, чего он не знал” (96: 1–5). Так родились первые пять аятов, положившие начало Корану

В стихотворении “К Овидию” поэт писал: “Не славой — участью я равен был тебе…” (II, 198). Пушкина не могла не увлечь натура...

Задать вопрос