Образ Бога в одноименной оде Г. Р. Державина | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №5 (19) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.10.2018

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Веселова С. С., Коряков П. В. Образ Бога в одноименной оде Г. Р. Державина // Юный ученый. — 2018. — №5. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/young/archive/19/1295/ (дата обращения: 20.11.2019).



 

Ода «Бог» — своеобразный поэтический манифест Г. Р. Державина. В нем определяются основы миросозерцания поэта; выражаются его представления о Боге (как Творце всего сущего) и Его свойствах, а также о предназначении человека и его месте в мироздании.

Ода «Бог» была написана в 1784 году. История создания произведения подробно излагается в «Записках» Г. Р. Державина. Согласно «Запискам», первое вдохновение автор получил в 1780 году после молитвенного стояния на всенощном бдении в праздник Светлого Воскресения Христова. Уже тогда, приехав после службы домой, он положил первые строки на бумагу; но, будучи занят должностью, не мог окончить произведение. Даже получив отставку от службы, поэт из-за суеты городской жизни ничего не мог сделать. Ему понадобилось уехать в Нарву и уединиться в комнате на постоялом дворе. На этом дворе Державин, согласно «Запискам», и написал последнюю строфу, окончив тем, что проливал «благодарные слёзы за те понятия, которые ему вперены были» [1, с. 337].

Ода «Бог» — образец высокой лирики Державина. В ней, по верному выражению В. Ф. Ходасевича, поэт ощущал «высоту своего парения». Автор оды громоздил слова и образы, точно скалы, и, «сталкивая звуки, сам упивался звуком их столкновений» [4, с. 53].

Главной задачей Державина в этом произведении становится создание художественного образа Бога. Решая эту задачу, поэт пытается ответить на два вопроса: что есть Бог? И каковы свойства Божии? Автор также пытается рассказать о несравненном величии Бога-Творца, Демиурга, и о Его беспредельной любви к падшему человечеству.

Художественный образ Бога, созданный Державиным в оде, всецело соответствует православной догматике. Державин нигде не впадает в ересь. Он представляет очень правдивый живописный портрет (не икону) Творца всего Сущего, как он Его видит.

По мысли автора, Бог, прежде всего есть Лицо, Личность. Он не есть истина что (курсив — наш): абстрактная идея, отвлеченное понятие (например, благо). Он есть истина Кто (курсив — наш). Бог — жив. С Ним можно говорить. К Нему можно обращаться с молитвой (лирический герой так и делает, восклицая: «О Ты, пространством бесконечный!»).

Бог Державина — не монотеистический иудаистский Яхве. У Него три Лица: Отец, Сын и Дух («без лиц, в трех лицах Божества») [2, с. 114]. Лица святой Троицы равночестны, сопрестольны и выступают в качестве одной сущности триединого Бога.

В 86 главе катехизиса митрополита Филарета (Дроздова) Бог представляется Лицом, наделенным особыми личными свойствами. Митрополит Филарет насчитывает 10 таких свойств. Он говорит: «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный» [5, с. 24].

В оде «Бог» упоминается только 7 из 10 упомянутых выше личных свойств Бога (поэт умалчивает о Боге Всеведущем, Всеправедном и Неизменяемом, зато раскрывает другие свойства Божии). Располагаются свойства Божии у Державина согласно собственной внутренней логике. Поэт видит Бога Духом, Вездесущим, Вечным, Всемогущим, Вседовольным, Промыслителем, Всеблагим, Всеблаженным, Непостижимым.

В первой строфе Державин говорит о духовной природе Божества и Его Вездесущии. У поэта Бог не имеет костей и тела. Он есть «Дух, всюду Сущий, кому нет места и причины» [2, с. 114]. Его невозможно увидеть. При этом, Бог находится везде. Он «все Собою наполняет, // Объемлет, зиждет, сохраняет». Нет такого места в мире, где бы Его не было.

Во второй строфе поэт свидетельствует о вечности Духа Божия. Если в мире все временно, все имеет свое начало и конец, то Бог бесконечен. Ему «числа и меры нет». Он находится вне времени — в вечности. Одно величие Божие настолько велико, что «времени прошедший миг» теряется в этом величии вместе с временной человеческой мыслью.

В третьей строфе автор оды воспевает всемогущество Божие и Его Вседовольство. Всемогущество Божие наиболее ярко проявилось, по мысли поэта, во время творения мира. Ведь Бог творит мир из ничего. Он выводит из вечности «хаоса бытность довременну», творит все «единым словом». Хвала Вседовольству Божию проистекает от того, что человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Что же касается Бога, то Он имеет все в Себе и ни в чем не нуждается, ибо «Собою из Себя» сияет.

В четвертой и пятой строфе Державин говорит о Боге-Промыслителе. По определению митрополита Филарета, «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее… зло пресекает или… обращает к добрым последствиям» [5, с. 35]. Державин так говорит о Промысле Бога:

«Ты цепь существ в Себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Ее с началом сопрягаешь,

И смертию живот даришь» [2, с. 114].

Поэт восторгается неизмеримостью созданных Богом миров; он знает, что все эти миры творят Его законы; все происходит согласно воле Божией.

В шестой, седьмой и восьмой строфах Державин свидетельствует о Боге Всеблагом и Всеблаженном. Именно Всеблагим представляется Бог лирическому герою оды. Последний знает, что не имеет в себе ничего доброго. Если в нем и есть что доброе, то это потому, что Бог сияет в нем «величеством Своих доброт». Бог есть «Источник жизни».

То же самое и с Всеблаженством. Лирический герой, ощущая радость и духовный восторг, прославляет Всеблаженного Бога, посетившего его душу блаженством Своего присутствия. Для героя Бог — это «душа души» его, залог будущего бессмертия.

В десятой строфе Бог воспринимается лирическим героем как абсолютно не познающийся ни разумом, ни органами чувств. Ибо слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее. Герой восклицает: «Неизъяснимый, Непостижный!». Воображение души бессильно начертать не просто образ Бога, но даже тень Его. Человеку в такой ситуации «должно» лишь «славословить» Творца и лить пред Ним благодарные слезы.

Таким образом, главной идеей оды становится идея возвращения человека к Богу. Человек есть творение Божие. Он принадлежит не себе, но Своему Творцу. Его задача — достойно прожить жизнь и вернуться в райские обители, к небесному Отцу.

Идею возвращения человека к Богу символически выражает даже структура оды. Последняя состоит из десяти строф, в каждой из которых по десять строк. Количество как строф, так и строк в оде возводит к главному образу произведения — образу единого Бога, поскольку десять (как и сто — число, получающееся посредством возведения десятки в квадрат) символизирует, по Х. Э. Керлоту, возвращение к единице [3, с. 579].

 

Литература:

 

1.                  Державин Г. Р. Сочинения / Сост., биограф, очерк и коммент. И. И. Подольской; Ил. и оф. Е. Е. Мухановой и Л. И. Волчека — М.: Правда, 1985.

  1.                Державин Г. Р. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957.

3.                  Керлот Х. Э. Словарь символов. — М.: «Refl-book», 1994.

4.                  Ходасевич В. Ф. Державин. — М.: «Книга», 1988.

5.                  Филарет (Дроздов), святитель. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. — М.: Издательство Сибирская Благозвонница, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): Бог, лирический герой, поэт, художественный образ Бога, автор оды, идея возвращения человека, Лицо, свойство, ода, строфа.


Похожие статьи

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Поэт сравнивает себя с избранником Бога, которого

Она в людях, следовательно, люди в ней. Поэт создает некоторую историко-мистическую биографию Богоматери.

Первая строфа представляет собой первую часть, в которой можно увидеть образ «коленопреклоненной»...

Образ света в поэме Ай Цина «Ода Свету» | Статья в журнале...

В первой строфе поэмы «Ода Свету» автор использует два вида сравнения — это явное и скрытое. 象老人似的雪山 Снежная гора словно старец/ Старцу подобная снежная гора. Используя явное сравнение, автор показывает могущество и мудрость горы, ее силу и великолепие...

Особенности жанра медитативной элегии в поэтической системе...

В статье рассматриваются художественные особенности жанра медитативной элегии в лирике М

В. Н. Топоров в этой связи замечает: «Постоянное и неотъемлемое свойство Пути — его

Таким образом, в «Путешествии» утверждается идея сохранения связи с корнями: с историей...

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Как представляется, Г. Кружкову близки идеи божественного порядка в мире, когда Бог выступает архитектором действительности, а лирический герой — это человек, способный усмотреть мудрый уклад миропорядка. Все знания и умения человека имеют некую пользу или...

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

Во второй строфе показаны действия человека в период «утра жизни» — молодости: он презирает

В третьей строфе человек достигает «полуденного возраста» — зрелости: он уже опасается

Слово «дуралей» произносится уже для приободрения самого лирического героя...

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Ключевые слова: образ Одиссея-руководителя,боги, люди, власть, жертва.

В ходе просмотра художественного фильма я смогла отметить некоторые организаторские качества Одиссея.

Некоторые моменты психологии богов. Гомер описывает богов Древней Эллады, не лишённых...

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Ещё одной существенной ипостасью человека Возрождения становится образ пастуха, который становился

Лирический герой Кеведо до бесконечности одинок, оторван от природы, которая стала

В 1822 году поэт Гюго издает свой первый сборник стихотворений «Оды и баллады»...

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Бог – единственная реальность и действительность.

Например, на лице человека написано слово «Аллах» (Бог).

Здесь в одном стихотворении поэт соединяет антиномичные образы, в которых являются ключевые категории его поэтики

Похожие статьи

Библейские образы Армагеддона, Богоматери и пророка в лирике...

Поэт сравнивает себя с избранником Бога, которого

Она в людях, следовательно, люди в ней. Поэт создает некоторую историко-мистическую биографию Богоматери.

Первая строфа представляет собой первую часть, в которой можно увидеть образ «коленопреклоненной»...

Образ света в поэме Ай Цина «Ода Свету» | Статья в журнале...

В первой строфе поэмы «Ода Свету» автор использует два вида сравнения — это явное и скрытое. 象老人似的雪山 Снежная гора словно старец/ Старцу подобная снежная гора. Используя явное сравнение, автор показывает могущество и мудрость горы, ее силу и великолепие...

Особенности жанра медитативной элегии в поэтической системе...

В статье рассматриваются художественные особенности жанра медитативной элегии в лирике М

В. Н. Топоров в этой связи замечает: «Постоянное и неотъемлемое свойство Пути — его

Таким образом, в «Путешествии» утверждается идея сохранения связи с корнями: с историей...

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Как представляется, Г. Кружкову близки идеи божественного порядка в мире, когда Бог выступает архитектором действительности, а лирический герой — это человек, способный усмотреть мудрый уклад миропорядка. Все знания и умения человека имеют некую пользу или...

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

Во второй строфе показаны действия человека в период «утра жизни» — молодости: он презирает

В третьей строфе человек достигает «полуденного возраста» — зрелости: он уже опасается

Слово «дуралей» произносится уже для приободрения самого лирического героя...

Образы Одиссея и богов в произведениях Гомера.

Ключевые слова: образ Одиссея-руководителя,боги, люди, власть, жертва.

В ходе просмотра художественного фильма я смогла отметить некоторые организаторские качества Одиссея.

Некоторые моменты психологии богов. Гомер описывает богов Древней Эллады, не лишённых...

Золотой век испанской поэзии: основные направления и авторы

Ещё одной существенной ипостасью человека Возрождения становится образ пастуха, который становился

Лирический герой Кеведо до бесконечности одинок, оторван от природы, которая стала

В 1822 году поэт Гюго издает свой первый сборник стихотворений «Оды и баллады»...

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Бог – единственная реальность и действительность.

Например, на лице человека написано слово «Аллах» (Бог).

Здесь в одном стихотворении поэт соединяет антиномичные образы, в которых являются ключевые категории его поэтики

Задать вопрос