Служба досмотра в ОВД на воздушном транспорте: история и перспективы развития | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №2 (16) апрель 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 1281 раз

Библиографическое описание:

Ларионов, А. С. Служба досмотра в ОВД на воздушном транспорте: история и перспективы развития / А. С. Ларионов, И. О. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 64-71. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1185/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Самолёты — тоже их забота,

Все, от пассажира до пилота,

Верят людям в милицейской форме,

И полёт идёт как надо, в норме

Г. Граубин

 

Актуальность темы. В настоящее время во всех странах мира существуют подразделения транспортной полиции. Это вполне естественно, так как, передвигаясь любым видом транспорта, человек должен чувствовать себя защищённым от каких-либо посягательств, будь то административные правонарушения и уголовные преступления.

Эту безопасность обеспечивают сотрудники транспортной полиции, которые и днём и ночью находятся на посту, так как поезда идут в пункты назначения, а воздушные суда осуществляют свои вылеты круглосуточно. 18 февраля текущего года сотрудники транспортной полиции отметили 99 годовщину со дня образования. Именно этим людям в погонах, обеспечивающим безопасность на воздушном транспорте, посвятил строки, приведённые в эпиграфе, забайкальский писатель, член правления Союза писателей РСФСР, Георгий Рудольфович Граубин.

В транспортной полиции одним из самых молодых подразделений являются подразделения на воздушном транспорте. Во все времена авиационная безопасность оставалась неотъемлемой частью безопасности, как целого государства, так и отдельных граждан. На первый взгляд, авиационный транспорт является одним из самых опасных. Такое мнение сложилось в результате того, что трагедии, случающиеся в воздухе в результате как умышленных, так и неосторожных общественно опасных деяний, влекут за собой многочисленные жертвы. Обо всех подобных событиях обязательно сообщают средства массовой информации. Хотя официальная статистика свидетельствует о том, что воздушный транспорт — наименее рискованный, в отличие от автомобильного. Во многом этому способствует авиационная безопасность, осуществляемая, в том числе и подразделениями досмотра, относящимися к транспортной полиции.

Цель работы — раскрыть содержание деятельности подразделения досмотра, как одного структурных подразделений транспортной полиции

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности досмотра сотрудниками транспортной полиции.

Предметом исследования служит история возникновения и развития транспортной полиции на воздушном транспорте, процедура проведения досмотра граждан.

Методы организуют поиск истины, позволяют экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем, их основная функция — регулирование познавательной деятельности [1, С.33]. Автором для написания работы использовались такие общенаучные методы, как диалектический (рассмотрение действительности в её движении, развитии и раскрытии противоречий [2, С.19]) и исторический (разложение истории на части, отнесение каждой части к определённому разделу и использование частей и целого в общей гармонии [3, С.23]). Из общих методов использовался анализ (разложение общего на части) и синтез (соединения отдельных частей предмета в единое целое) [1, С.38]. В качестве частно-научного метода использовался статистический (использование официальной статистики Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте).

В основе рабочей гипотезы лежит предположение о том, что передача полномочий сотрудников служб досмотра ОВД сотрудникам собственной авиационной безопасности не обеспечит последних административно-процессуальными и уголовно-процессуальными полномочиями.

Научная новизна заключается в том, что данной проблеме не уделялось достаточного внимания ни в науке «Административная деятельность в ОВД», ни в специальной литературе. Полагаем, это не заслуженно, так как даже в имеющихся источниках деятельность подразделений органов внутренних дел на транспорте освящена поверхностно.

Практическая значимость исследования определяется возможностью привлечь внимание к службе досмотра в транспортной полиции.

О степени изученности проблемы в науке говорить не приходится, поскольку отсутствуют как фундаментальные труды по данной тематике, так и многочисленные статьи в периодической печати на данную тему. В качестве значимых публикаций следует отметить автореферат диссертации кандидата юридических наук В.А. Чернова о вопросах правового обеспечения безопасности воздушных перевозок в РФ [4, С. 7], а также статью О.Е. Трофимова о правовом регулировании досмотра как меры обеспечения безопасности на объектах транспорта [5, С.45-55]. Остальную специальную литературу представляют памятки, изданные Всероссийским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России [6, С.20;] [7, С. 13].

Выбор темы исследования автором не случаен, он обусловлен тем, что самый близкий человек — мать, Ларионова Татьяна Олеговна более двадцати лет несёт нелёгкую, но такую нужную и важную службу в подразделении досмотра Забайкальского линейного Управления МВД России на транспорте.

Рис. 1. Ларионова Т.О., майор полиции, старший инспектор отделения по досмотру ЛОП в аэропорту г. Читы

 

Несмотря на то, что официальным днём транспортной полиции считается 18 февраля 1919 года, история создания транспортной полиции своими корнями уходит в далёкий XVIII век. Первоначально функции полицейской охраны перевозимых грузов на гужевом и водном транспорте были включены в обязанности полицмейстерских канцелярий Санкт-Петербурга (1718 г.) и Москвы (1722 г.) Указом императора Павла I от 27 февраля 1797 года создан был Департамент водяных коммуникаций. Затем Манифестом Александра I «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями» от 1809 года [8, С.12] созданы системы полицейской охраны перевозок, которые положили начало созданию транспортной полиции. Вновь созданное ведомство — Дирекция водяных и сухопутных коммуникаций включало в себя 10 транспортных округов, возглавляемых назначаемыми директорами. Указанные округа включали в себя полицейские команды. Их обязанности заключались в охране грузов и обеспечении безопасности на водном и гужевом транспорте, предупреждение хищений грузов. Главная дирекция располагалась в г. Тверь, Сибирь входила в 10-й округ путей сообщения с центром в г. Тобольск.

18 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» [9] и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции» [10]. Именно этот день отмечается официально как дата создания транспортной милиции (полиции).

В конце 60-х, начале 70-х годов XX века обострилась международная и внутригосударственная ситуация с захватом и угоном воздушных судов. В целях предотвращения воздушного терроризма, обеспечения безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов гражданской авиации Совет Министров СССР своим Распоряжением от 03 ноября 1970 года возложил на органы внутренних дел обязанности по сопровождению самолётов, выполняющих рейсы на внутрисоюзных линиях [11].

02 июля 1971 года Приказом Министра внутренних дел СССР № 406 в 209 наиболее крупных и пограничных аэропортах страны, в том числе и в г. Чите были сформированы подразделения милиции на воздушном транспорте (линейные отделения, пункты и посты милиции, которые вошли в единую систему органов транспортной милиции [12, С.118-119].

Рис. 2. Аэропорт г. Читы, запущенный в эксплуатацию в 1952 году

 

В апреле 1975 года для повышения безопасности полетов, предупреждения и пресечения посягательств преступных элементов на жизнь и здоровье пассажиров и членов экипажа были приняты меры к упорядочению организации досмотра ручной клади, багажа и пассажиров в аэропортах, для чего в составе аппаратов уголовного розыска были созданы специальные подразделения по досмотру.

Рис. 3. Воздушные ворота столицы Забайкалья

 

В официальной литературе отсутствуют сведения, как о создании данного подразделения, так и о людях, которые ежедневно защищали и защищают наши воздушные рубежи, обеспечивают безопасность воздушных судов от преступных посягательств, в том числе и террористического характера, предотвращают их совершение, как в здании аэропорта, так и во время полёта на воздушном судне.

В декабре 1988г. закончилось строительство и был введён в эксплуатацию новый терминал аэровокзала г. Читы, в котором и в настоящее время трудятся сотрудники подразделения досмотра транспортной полиции

Рис. 4. Современное здание терминала аэровокзала г. Читы

 

Транспортная полиция Забайкальского края прошла определённый исторический путь своего развития и становления. Служба в органах внутренних дел никогда не была лёгкой, всегда требовала от служащих самоотдачи, добросовестного отношения к труду и кропотливой ежедневной работы. Воздушные ворота Забайкалья охраняли сотрудники транспортной милиции и продолжают охранять теперь уже сотрудники полиции.

Рис. 5. Сотрудники подразделений ППС и досмотра аэропорта г. Читы 1999 г.

 

Ежедневная планомерная работа сотрудников полиции на транспорте позволяет в результате профилактических действий предотвратить возможные правонарушения и преступления. В транспортной полиции служат ответственные и добросовестные люди, которые отдают все свои знания, навыки и опыт для обеспечения безопасности на воздушном транспорте. Напряжённость и интенсивность их работы подтверждается официальными статистическими данными. Так, сотрудниками досмотра только в одном месяце — было досмотрено авиарейсов в декабре 2013 года -334, в декабре 2014г. (аналогичный период прошлого года — далее АППГ) эта цифра выросла до 384, в декабре 2015г. было досмотрено 324 рейса, в декабре 2016 года эта цифра увеличилась до 336, а в 2017 году АППГ данный показатель составил 376 рейсов. (Таблица 1)

 

Таблица 1

Сведения о количестве досмотренных авиарейсов в одном месяце — декабре в аэропорту г. Читы

год

2013

2014

2015

2016

2017

количество авиарейсов

334

384

324

336

376

 

Для убедительности приведём ещё один показатель — количество досмотренных пассажиров — за указанный период — 1 месяц декабрь в 2016 году досмотрено 10783 пассажира, в декабре 2017 года эта цифра выросла до14015 (Таблица 2) [13].

 

Таблица 2

Сведения о количестве досмотренных пассажиров в декабре в аэропорту г. Читы

год

2013

2014

2015

2016

2017

количество пассажиров

11529

10983

10183

10783

14015

 

В среднем на одного сотрудника досмотра в день приходится от 150 до 200 человек пассажиров, это достаточно большая нагрузка.

В.В. Комаров отмечает, что досмотр, как мера обеспечения транспортной безопасности, не является односложным актом. Это сложное процессуальное мероприятия, которое существенно ограничивает права граждан — пассажиров [14].

Как отмечает А.В. Мягков «досмотр — это принудительные поисковые, проверочные действия, носящие государственно-властный характер, совершаемые уполномоченными на то лицами в отношении определенных законодательством объектов, проводимые без нарушения их конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, а также недопущения нарушения административно — и уголовно-правовых норм» [15].

Задачи, обязанности и права досмотровой службы определены Федеральным законом «О полиции». На неё возложена обязанность участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охранять в порядке, установленном Правительством РФ, аэропорты и объекты их инфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды.

Для реализации указанных обязанностей Федеральным законом «О полиции» полиции предоставлено право: проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов; запрашивать и получать от руководителей организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций необходимые документы и информацию; выдавать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний; при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета; задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами [16].

Система мер авиационной безопасности базируется в основном на Воздушном кодексе РФ. Так, в соответствии с этим законодательным актом авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с ФЗ «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов [17].

Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и ОВД в порядке, установленном Правительством РФ [18].

В соответствии с подп. 32 п. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации.

Подпунктом 16 п. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» полиции предоставлено право в том числе принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.

Действовавшим ранее Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» милиции было предоставлено право участвовать в пределах своей компетенции в проведении предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с настоящим Законом пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

Подпунктом 4 п. 2 ст. 84 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ авиационная безопасность обеспечивается посредством предполетного, а также послеполетного досмотров в случае их проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции». Пунктом 2 ст. 85 Воздушного кодекса РФ предполетный, послеполетный досмотры проводятся в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел. [17]. Указанная формулировка в отличие от ФЗ «О полиции» предполагает обязательное участие сотрудников полиции в данной процедуре.

Кроме указанных общих прав сотрудники ОВД на транспорте, осуществляющие досмотр имеют специальные права: принимать решение о производстве личного досмотра пассажиров при обнаружении предметов и веществ, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность, и участвовать в досмотре [18].

С одиннадцатого января 2018 года в силу официально вступил закон, разграничивающий полномочия полиции и службы авиационной безопасности при работе в аэропортах [19]. Согласно новому закону, авиационную безопасность может обеспечивать только служба авиабезопасности аэропортов, подразделения ведомственной охраны и другие уполномоченные органы, которые наделены этим правом федеральными законами. В соответствии с Воздушным кодексом, к этим службам не относятся полицейские, но в случае возникновения проблем их могут привлечь, чтобы разобраться с нарушителями. Таким образом, законодатели устранили противоречие, существовавшее между Воздушным кодексом и Законом «О полиции», который наделял соответствующими полномочиями сотрудников органов внутренних дел.

Кроме того, закон определяет конкретные случаи проведения послеполётного досмотра граждан и бортов самолётов. Досмотр проводится в случае получения оператором аэропорта информации от уполномоченных лиц служб авиационной безопасности об угрозе совершения актов незаконного вмешательства.

Проведение послеполётного досмотра может предусматривать возможность досмотра при осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченными лицами. Уточняется, что в случае отказа пассажира от предполётного досмотра договор о воздушной перевозке расторгается.

По нашему мнению, законодатели, хотя и устранили противоречие между Федеральными законами, однако, с точки зрения правоприменения создали конфликтную ситуацию. Она выражается в том, что сотрудники службы авиабезопасности аэропортов, подразделения ведомственной охраны и другие уполномоченные органы, не наделены административными правомочиями, в случае совершения лицом правонарушения или преступления, они вынуждены будут ожидать прибытия сотрудников полиции для процессуального оформления документов, задерживать лиц в качестве подозреваемых или административно задержанных, они также не имеют права.

Не понятна сама формулировка «другие уполномоченные органы», это позволяет расширительно толковать круг субъектов — участников досмотра. Также не совсем понятна формулировка о том, «что в случае возникновения проблем полицейских могут привлечь к досмотру».

Само понятие может свидетельствовать не об обязанности, а о праве службы авиабезопасности. Кроме того, логично напрашивается вопрос, имеется ли тогда альтернатива в лице каких-либо уполномоченных органов на проведение административно- процессуальных или уголовно-процессуальных действий. Однозначные выводы по данному вопросу сложно делать, так как необходимо посмотреть, как будет складываться практика правоприменения.

Таким образом, полагаем, что внесение изменений в законодательство вызовет определенные трудности в правоприменении. Транспортная безопасность — это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В качестве потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств выделяют: угрозу захвата объектов транспортной инфраструктуры, угрозу взрыва и угрозу попытки размещения взрывных устройств на объектах транспортных средств. Для предотвращения перечисленных угроз, а также в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов сотрудниками подразделения досмотра ОВД на транспорте осуществляется планомерная работа по досмотру пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, грузов, почты.

Многолетняя история транспортной полиции в России и в Забайкальском крае свидетельствует о том, что данные правоохранительные органы прошли определённые исторические этапы своего развития вместе с историей нашего государства. Менялись названия данного органа, его полномочия, однако всегда оставался неизменным лозунг «Службе польза — Отечеству благо». Многие традиции сегодняшней транспортной полиции — результат кропотливого труда тысяч людей в погонах, которые не жалея себя, своего времени и сил, посвятили свою жизнь обеспечению безопасности на транспорте.

У службы досмотра имеются многочисленные права по досмотру граждан, транспорта, багажа. Деятельность данной службы строго регламентирована Федеральным законом «О полиции», Воздушным кодексом, Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. N 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры».

В начале работы автором выдвинута гипотеза о том, что передача полномочий сотрудников служб досмотра ОВД сотрудникам собственной авиационной безопасности не обеспечит последних административно-процессуальными и уголовно-процессуальными полномочиями, полагаем, что данная гипотеза нашла своё подтверждение в ходе проведённого исследования.

Работа в службе досмотра требует постоянной концентрации внимания, наблюдения за происходящим и поведением окружающих, чёткого выполнения инструкций и приказов в случае экстренной ситуации, обнаружения правонарушителя или преступника, четкой реакции на происходящее, принятие правильного решения и его тактического выполнения.

Резюмируя сказанное, можно добавить, что личный пример близкого человека мотивирует желание посвятить своё будущее профессии полицейского.

 

Литература:

 

  1.                Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов. / В.П. Бондарев — М.: Альфа-М, 2003. — 464 с.
  2.                Материалистическая диалектика: В 5-ти т. т.2 Субъективная диалектика / Под общ. ред. и с предисл. Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. − М.: «Мысль».-1982 -385 с.
  3.                Боден Жан Метод легкого познания истории / Ж. Боден — М.: «Наука».- 2000. — 412 с.
  4.                Чернов В.А. Государственное управление в сфере гражданской авиации и вопросы правового обеспечения безопасности воздушных перевозок в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юр. наук 12.00.14.- Санкт-Петербург, 2008.-С.17 // Режим доступа / http://www.dissercat.com/content/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-grazhdanskoi-aviatsii-i-voprosy-pravovogo-obespecheniya-b
  5.                Трофимов О.Е. Правовое регулирование досмотра как меры обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Полицейская и следственная деятельность.- 2013.- № 3 // Режим доступа / http://e-notabene.ru/pm/article_8952.html
  6.                Памятка инспектору досмотровых групп службы охраны общественного порядка на воздушном транспорте/ сост. А.В. Целуйко, А.А. Комаров, О.С. Бойко. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.- 71 с.
  7.                Комов А.А., Моховиков О.В., Пирогова Л.К., Целуйко А.В.Общие положения при осуществлении досмотра граждан сотрудниками полиции: Памятка.- М.:ДГСК МВД России.- 2014.- 32 с.

8.                  Высочайший Манифест Императора Александра I об утверждении «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями».- М.: ФГУП «Информавтодор».- 2009.- 314с. // Режим доступа / http://www.libex.ru/detail/book697475.html

  1.                Постановление Всероссийского ЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» ст. № 46. Распубликовано Известия ВЦИК от 21 февраля 1919г. // Режим доступа / http://istmat.info/node/35550
  2.            Постановление Всероссийского ЦИК «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции»от 23 февраля 1919 года № 48 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР.- М. 1943.- С. 75-78. // Режим доступа / http://istmat.info/node/35552
  3.            Распоряжение Совмина СССР от 03.11.1970 N 2320рс «Об обеспечении охраны пассажирских самолетов Министерства гражданской авиации» // Режим доступа / http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=24427#07193283168329696
  4.            На службе Отечеству. История организации и обеспечения правопорядка на транспорте России. (К 90-летию транспортной милиции) / Под общ.ред. Н.А. Овчинникова. — Нижний Новгород, Изд. «Дятловы горы».- 263 с.- С.118-119.
  5.            Статистические данные Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте (2013-1017гг.)
  6.            Комаров В.В. Обеспечение безопасности // режим доступа / https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-voprosy-obespecheniya-bezopasnosti-na-obektah-vozdushnogo-transporta
  7.            Мягков А.В. Досмотр как мера административного принуждения, применяемая милицией. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 /Омск, 2004. — 178 c. // Режим доступа / http://www.dissercat.com/content/dosmotr-kak-mera-administrativnogo-prinuzhdeniya-primenyaemaya-militsiei
  8.            Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.; http://www.pravo.gov.ru- 05.12.2017).
  9.            Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // http://www.pravo.gov.ru — 31.12.2017).
  10.            Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. N 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» // Российская газета от 8 февраля 2011 г. N 25
  11.            Федеральный закон от 31.12.2017 N 491-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части обеспечения авиационной безопасности» // Российская газета, N 1, 09.01.2018
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная полиция, авиационная безопасность, воздушный транспорт, гражданская авиация, послеполетный досмотр, том, Воздушный кодекс, ведомственная охрана, незаконное вмешательство, транспортная инфраструктура.


Задать вопрос